ссылка

Едины у единой купели (I)

Увеличить шрифт
А
А
А

В год 1020-летия Крещения Руси на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, проходившем 24-27 июня 2008 года в Москве, в храме Христа Спасителя, каноническое Православие в России, Белоруссии и на Украине подтвердило свое единство.

«Стояние за церковное единство – призвание всех нас»
 
Архиерейский Собор, который почтили своими приветствиями президент России Дмитрий Медведев и президент Республики Беларусь Александр Лукашенко, работал под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Собор проводится один раз в четыре года и обсуждает насущные проблемы церковной жизни. На сей раз в храме Христа Спасителя собрались почти 200 архиереев из России, Белоруссии, Украины, Молдавии, Эстонии и других стран, где существуют епархии и самоуправляемые Церкви в составе Московского Патриархата.
 
В настоящее время идет воссоединение Русской Православной Церкви в Отечестве и рассеянии, начатое 17 мая 2007 года подписанием в храме Христа Спасителя Акта о каноническом общении. Однако на фоне этого великого события на постсоветском пространстве – канонической территории Русской Православной Церкви - продолжаются конфликты, в основе которых – попытки раскола.
 
Одной из главных тем, обсуждавшихся на соборе, стало положение Украинской Православной Церкви Московского Патриархата (УПЦ МП). Святейший Патриарх Алексий в своем докладе о единстве нашей Матери-Церкви заявил о продолжающемся давлении властей на Украинскую Православную Церковь МП с целью получения последней «независимости» от Москвы и последующего объединения с раскольниками – непризнанными «киевским патриархатом» и УАПЦ.
 
«Любые попытки механического объединения канонической Украинской Православной Церкви с раскольническими группами без покаяния в грехе раскола обречены на провал. Народ Божий не поддержит такую искусственно созданную церковь, а на Украине начнется новый виток конфликтов между братьями по вере», – сказал Предстоятель Русской Православной Церкви. По словам Его Святейшества, уже сейчас давление в пользу автокефалии (независимости от Московского Патриархата), оказываемое на Украинскую Православную Церковь, вызывает обеспокоенность у многих архиереев, клириков и мирян. «Это видно, в частности, из множества поступающих в мой адрес с Украины обращений, под которыми стоят тысячи и тысячи подписей», - отметил Святейший Патриарх.
 
Особое внимание в своем докладе Святейший Патриарх уделил участию представителей государственной власти Украины в разрешении церковных проблем. Он добавил, что «раскол украинского Православия возник именно вследствие вторжения политических стихий в церковную жизнь». Идею создания «единой Украинской поместной церкви» активно лоббирует даже не столько местное духовенство, например, отлученный от Церкви раскольник Филарет (Денисенко), провозгласивший себя «патриархом Киевским», сколько власти Украины, и не в последнюю очередь президент Виктор Ющенко. Таким образом, вопрос о принадлежности «канонической территории» вышел за рамки внутрицерковного и приобрел политическое измерение.
 
«Государственные органы могли бы внести свой вклад в разрешение кризисных ситуаций, выполняя свое прямое предназначение – обеспечивая законность, в частности, способствуя исполнению решений судов о возвращении Украинской Православной Церкви захваченных у нее храмов», - отметил Патриарх Алексий.
 
«Стояние за церковное единство – призвание всех нас, где бы мы ни жили, − подчеркнул Патриарх. - Но празднуемое в этом году 1020-летие Крещения Руси побуждает нас прежде всего сказать о древнем и священном для всех нас Киеве, изначальном престоле Предстоятелей Русской Церкви, откуда, по словам преподобного Нестора Летописца, русская земля пошла есть, и откуда началось христианское просвещение нашего народа, становление подвижничества и духовной жизни, развитие русской культуры и государственности».
 
Отметив, что ныне на Украине достойно, мудро и рассудительно совершает свое служение Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир, который в окружении сонма архиереев и пастырей окормляет самоуправляемую Украинскую Православную Церковь, получившую в 1992 году широкие права автономии, Его Святейшество засвидетельствовал: «Прошедшие 16 лет подтвердили правильность этого решения, принятого соборным разумом: Украинская Православная Церковь с честью несет свою спасительную миссию; число ее приходов неуклонно растет, ее просветительское служение, как и авторитет в обществе, ширятся». Однако от УПЦ МП «требуется особое мужество, чтобы безбоязненно отстаивать канонические устои церковного единства. И все мы призваны поддерживать наших братьев в их подвиге. Они проявляют бесстрашие, находясь на переднем крае борьбы за Православие, за церковное единство».
 
Предстоятель Русской Православной Церкви предложил отцам Собора подумать, какие еще совместные усилия в этом направлении следует предпринять. Полезным, по его мнению, может стать сотрудничество епархий, развитие паломничества и взаимного общения. «Полагаю, что в Москве с этой целью стоило бы учредить подворье древнейшей монашеской обители на Руси – Киево-Печерской Лавры, а в Киеве – Патриаршее подворье, − сказал Его Святейшество. − Тем самым мы вновь подчеркнули бы особое значение «матери градов, богоспасаемого Киева» как древнейшего центра нашей церковной жизни и укрепили бы взаимосвязи между двумя столицами Русского Православия».
 
По мнению Его Святейшества, той же цели соответствовало бы более торжественное празднование памяти Святого Крестителя Руси. «Сегодня в общецерковном календаре день 15/28 июля, когда мы чтим память равноапостольного князя Владимира, «идолы поправшаго и всю Российскую землю Святым Крещением просветившаго», даже не выделен красным цветом и рассматривается как «средний» праздник. А ведь Крещение Руси, совершенное святым князем, духовным вождем нашего народа и героем наших народных былин, стало величайшим событием отечественной истории, без которого не родилось бы в ней все лучшее и возвышенное, что неразрывно связано с православной верой. Полагаю, что день великого князя Владимира надо и отмечать как великий праздник», − подчеркнул Святейший Патриарх Алексий.
 
Напомнив, что в апреле 2008 года Священный Синод Украинской Православной Церкви предложил сделать этот день государственным праздником Украины, Его Святейшество заявил: «Собор мог бы поддержать эту инициативу и обратиться к руководству Российской Федерации, Украины и Белоруссии с предложением включить день князя Владимира в число не только церковных, но и государственных праздников и памятных дат, подобно тому, как отмечается в наших государствах День славянской письменности и культуры в праздник святых равноапостольных Кирилла и Мефодия».
 
«Сохраняя духовную связь с Русской Православной Церковью,
 мы стали подлинной Церковью украинского народа»
 
Сотни верующих – представители всех епархий Украинской Православной Церкви приехали в эти дни в Москву поддержать церковное единство с Московским Патриархатом. Они молились у входа в нижнюю Преображенскую церковь храмового комплекса храма Христа Спасителя. «Мы хотим жить дружно и быть вместе с Россией, быть подчиненными Московскому Патриархату. Мы — за единую Русь», — говорит одна из организаторов акции — член братства Архистратига Михаила Украинской Православной Церкви Московского Патриархата Мария Манкиш.
 
Согласно данным опроса, проводившегося в 2007 году, среди прочих общественных институтов Православная Церковь на Украине лидирует по уровню доверия, получив наиболее высокую степень общественной поддержки – 58%. Вместе с тем, как подчеркнул в своем докладе на Соборе Митрополит Киевский и всея Украины Владимир,  Украинская Православная Церковь сталкивается сегодня с целым рядом угроз. Среди этих угроз владыка особо отметил национализм, секуляризацию, консюмеризм.
 
Популярность идеологии национализма достигла своего пика в девяностые годы прошлого столетия, констатировал митрополит Владимир. Одним из главных объектов критики со стороны адептов этой идеологии стала каноническая и молитвенная связь Украинской Православной Церкви с Московским Патриархатом, которая, по мнению националистов, делает невозможной независимость Украины. «Какие только обвинения не звучали в наш адрес, к каким только средствам не прибегали националистически настроенные политики, чтобы максимально усложнить жизнь и служение Украинской Православной Церкви, — вспоминает владыка. — Мы жили в условиях информационной блокады, нашу Церковь пытались объявить «антиукраинской», у нас незаконно отбирали храмы и имущество».
 
Мужественное противостояние идеологии национализма не отразилось негативным образом на готовности Церкви участвовать в процессах национального и государственного возрождения Украины, подчеркнул митрополит Владимир «…сохраняя духовную связь с Русской Православной Церковью, мы стали подлинной Церковью украинского народа»,
 
Вместе с тем продолжающиеся почти двадцать лет церковные расколы чрезвычайно ослабляют Церковь, препятствуя ее миссии в обществе и способствуя процветанию различных сект. Больше того: «С каждым годом, - отмечалось в докладе владыки Владимира, - стена, которая разделяет православных в нашей стране, становится все крепче и выше, так что уже в скором времени общество будет воспринимать наличие в Украине нескольких православных церквей как норму…. Мы не можем забывать о наших братьях и сестрах, остающихся по другую сторону этой стены. Если в состав Украинской Православной Церкви сегодня входит около одиннадцати тысяч приходов, то общее число приходов, находящихся вне общения со вселенским Православием, составляет около четырех тысяч. Эти цифры означают, что миллионы православных в Украине находятся вне церковного общения. Они лишены благодати Таинств, и их вечное спасение подвергается угрозе. Поэтому наша пастырская ответственность требует от нас предпринимать самые решительные меры, направленные на уврачевание раскола».
 
Митрополит Владимир указал на необходимость принимать во внимание все причины и предпосылки раскола —  политизацию церковной жизни, проникновение в жизнь Церкви националистической идеологии этнофилетизма, человеческую гордыню и культурную поляризацию украинского общества на восток и запад (социальной базой раскола стал западно-украинский регион, превратившийся в очаг движения в сторону автокефалии — там сегодня находится до 70% всех автокефальных структур).
 
Состоявшийся в декабре 2007 года Собор епископов УПЦ осудил попытки политизировать церковную жизнь, «указав экстремистки настроенным силам внутри нашей Церкви на то, что их деятельность вредит церковным интересам, в том числе усилиям, направленным на преодоление церковного раскола». Владыка Владимир выразил надежду на то, что аналогичный шаг будет сделан представителями самопровозглашенного Киевского патриархата, в идеологической платформе которого лежит «политическое православие».
 
В докладе был отмечен определенный прогресс в диалоге Украинской Православной Церкви с так называемой Украинской автокефальной православной церковью. Владыка Владимир с удовлетворением констатировал, что «УАПЦ сегодня существенно пересмотрела многие позиции, которые ранее вызывали смущение у духовенства и верующих нашей Церкви. В частности, она публично осудила этнофилетизм и отказалась от него как от метода церковного строительства».
 
В раскольнических группах УПЦ КП и УАПЦ вопрос об уврачевании раскола связывается с обретением Украинской Православной Церковью нового канонического статуса; аналогичную позицию, по словам митрополита Владимира, занимает и украинское государство в лице сегодняшнего его руководства.
 
«С большой долей вероятности можно предположить, что усовершенствование канонического статуса Украинской Православной Церкви способствовало бы присоединению к ней раскольнических групп. Однако оно не решило бы проблему единства Церкви в Украине, поскольку очень многие представители епископата, духовенства и мирян в нашей Церкви не готовы отказаться от наличествующей сегодня канонической связи с Русской Православной Церковью, — убежден владыка Владимир. — С одной стороны, некоторые утверждают, что автокефалия разрушительна для церковного единства. Однако такая точка зрения, будучи доведенной до своего логического завершения, означала бы, что между Поместными Православными Церквами, имеющими автокефальный статус, не существует церковного единства, а это коренным образом противоречит православному учению о Церкви. С другой стороны, существует мнение, что автокефалия — это единственный и безальтернативный способ разрешения украинской церковной проблемы. Эта позиция не менее нелепа. Автокефалия не может быть инструментом достижения консолидации Церкви — она может быть лишь результатом уже достигнутого общецерковного консенсуса. К тому же, как свидетельствует исторический опыт, поспешная автокефалия может послужить причиной дальнейших разделений внутри Церкви. В силу названных причин Украинская Православная Церковь сегодня предпочитает рассматривать проблему уврачевания существующего церковного разделения в пастырском ключе, избегая вопросов, вокруг которых на данный момент существует множество спекуляций. Это означает, что мы готовы обсуждать проблемы, связанные с преодолением раскола, но не готовы обсуждать изменение статуса Украинской Православной Церкви, поскольку считаем это преждевременным и неполезным для современной церковной жизни», — заявил митрополит Владимир.
 
Именно на таких позициях остается УПЦ и в диалоге с государством. Владыка выразил надежду на то, что украинские власти удовлетворят «законные требования предоставить Церкви статус юридического лица и вернуть отобранное у нее имущество». Вместе с тем, по его словам, активное участие государства в разрешении церковных проблем, даже при благих намерениях, может привести к тяжким последствиям и появлению новых расколов.
 
(Окончание следует)
40
Поставить лайк: 153
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
https://odnarodyna.org/content/ediny-u-edinoy-kupeli-i