Экономические аспекты визита Порошенко в США и Канаду
Визит П. Порошенко в США, как и ожидалось, был заполнен просьбами о военной и экономической помощи, в том числе путём предоставления особого статуса партнёра вне членства в НАТО. Из экономических тем обсуждались вопросы финансовые, сотрудничества в оборонной сфере и в сфере энергетики. Последнее, как было подчёркнуто на встрече Порошенко с вице-президентом США Байденом, особенно важно в преддверии зимнего периода. Энергетика обсуждалась также и во время встреч Порошенко в Канаде.
В Канаде речь также шла о двустороннем сотрудничестве в таких сферах, как торговля, инвестиции, информационные и аэрокосмические технологии. В частности, о намерении запустить совместно с Канадой телекоммуникационный спутник, построенный канадской компанией для передачи сигнала на всю территорию Украины. Порошенко выразил надежду на заключение в перспективе между Украиной и Канадой соглашения о свободной торговле.
Конкретной финансовой помощи, подкреплённой твёрдыми обязательствами, Порошенко не получил ни в Канаде, ни в США. Все реальные «достижения» главы киевского режима свелись к сумме в 1 млрд. долл. финансовых гарантий правительства США и обещаниям американской стороны в лице вице-президента Д.Байдена направить на Украину секретаря по вопросам финансов и торговли США для оказания «более широкой финансовой помощи».
Оправдался прогноз директора российско-евразийской программы в Фонде Карнеги Ю.Румера, который предположил, что надежда получить от США дополнительную экономическую поддержку не представляется осуществимой на данном этапе. «Украина отчаянно нуждается в экономической помощи, но я не вижу признаков того, чтобы США и союзники в Европе готовы были дать Украине больше, чем уже названная МВФ сумма в 18 млрд. долл. Порошенко примут тепло, но денег не дадут», – заявлял Румер.
Симптоматично, что все инициативы о конкретных проектах некоего экономического сотрудничества Украины с Канадой и США, в том числе и по линии финансово-кредитной помощи, озвучивал исключительно Порошенко. США и Канада не предложили ничего предметного с точки зрения интересов именно украинской экономики и государства. И в речах, и в заявлениях во время визита, и на его «полях» североамериканцы никак не отозвались о высказанных Порошенко просьбах.
Из конкретных инициатив Порошенко, оставшихся без ответа, примечательны усилия по привлечению на Украину американского капитала. Порошенко предложил конгрессу США «создать спецфонд, чтобы помогать американским компаниям инвестировать в Украину и помочь реформировать нашу экономику и систему юстиции». Причём специально пообещал, что эти средства не будут разворованы, начать специальную программу политического страхования американских инвестиций в украинскую экономику.
Видимо, все эти односторонние инициативы Порошенко по привлечению североамериканского капитала в экономику страны перспектив не имеют. В целом украинская экономика не представляет интереса для США по причине её небольшого для американцев объема и технологической отсталости. Она непривлекательна и в среднесрочной перспективе, поскольку фактически ведущиеся боевые действия, обнищание населения, остановка более или менее технологичных производств, постоянная угроза смены режима с массовыми беспорядками и неконтролируемыми олигархическими боевиками не имеют ничего общего с привлекательными инвестиционными условиями. А роль США в ходе госпереворотов 2004 и 2013-2014 гг. на Украине, их общая стратегия в отношении РФ показывает, что Украина ценна для Вашингтона как таран для взламывания геополитической стабильности в Восточной Европе и непосредственно на границах РФ. На данный момент все тактические цели США на Украине достигнуты, а сама она превращена в политически нестабильное образование, направленное на обслуживание интересов Вашингтона в геополитической борьбе с Россией. Вашингтон осознанно создавал именно такую ситуацию на Украине. И потому реальные вложения в её экономику для модернизации производства и создания процветающего общества не входят в планы США в принципе.
* * *
Гораздо перспективнее выглядят те проекты США на Украине, которые представляют интерес для Вашингтона безотносительно к их реальной пользе для украинской экономики. Есть основания предполагать, что в ходе визита президента Украины они были подняты американской стороной по собственной инициативе.
Здесь симптоматичен объявленный визит секретаря по вопросам финансов и торговли США, который, скорее всего, пройдёт при согласовании с Американской торговой палатой, а у неё свои планы на Украине. Её рекомендации неизменно направлены на защиту сырьевого обслуживания украинскими производителями интересов ТНК с пропиской в США, что закрепляет примитивную сырьевую и низкодоходную ориентацию украинской промышленности и сельского хозяйства. Причём в случае, например, с лоббированием таких компаний, как «Монсанто», деятельность АТП несёт прямую угрозу здоровью населения Украины. «Монсанто» ещё в 2013 году планировала построить завод по производству семян, в том числе и генно-модифицированных. Предприятие стоимостью 140 млн. долл. должно было разместиться на вотчине Порошенко в Винницкой области. Есть основания предполагать, что при Порошенко, часть бизнеса которого напрямую связана с выращиванием сельхозсырья, этот и аналогичные американские проекты будут реализованы.
Далее. Американцев может заинтересовать выход на украинский рынок ядерного топлива и участие Киева в планах США по выходу на европейский рынок газа.
После 21 февраля киевский режим активно помогает компании Westinghouse, не считаясь с рисками техногенных катастроф, ведь АЭС Украины по своим техническим параметрам не приспособлены для использования тепловыделяющих сборок (ТВС), которые производит эта компания. Заход Westinghouse на украинский рынок ядерного топлива неизбежно связан с вытеснением Росатома, чьи ТВС как раз и предназначены для реакторов советско-российского типа, которые и работают на Украине.
С подачи США и при содействии нового режима уже заморожено строительство на Украине завода по производству топлива для АЭС, о строительстве которого украинская сторона заключила договор с РФ при президенте Януковиче. США, по сути, сорвали проект по уменьшению зависимости Украины от внешних поставок ядерного топлива. Также украинская сторона фактически отказалась достраивать 3-й и 4-й блоки Хмельницкой АЭС с участием российского капитала. Скорее всего, США продолжат опаснейшие для экологии и жизни населения Украины лоббистские усилия в этом направлении, а киевский режим пока им в этом будет помогать.
Также заметны усилия США по вытеснению российского газа с рынка ЕС с заменой его на собственный сланцевый газ. Поскольку Украина неосмотрительно вошла ещё при Януковиче в Европейское энергетическое сообщество, она так или иначе вынуждена будет, особенно после ратификации соглашения об ассоциации, выполнять требования энергопакетов ЕС. Например, Еврокомиссия ограничила "Газпром" в использовании "Северного потока" на половину его мощности, руководствуясь нормами Третьего энергопакета. ЕК обязала операторов газопроводов NEL и OPAL, соединяющих "Северный поток" с газовой инфраструктурой ЕС, резервировать до 50% их мощностей для доступа других поставщиков газа.
Не исключено, что США будут принуждать Украину к предоставлению своего рынка для газа американской добычи и к разрыву всяких отношений Украины с РФ в области газового сотрудничества. Высока вероятность того, что эти и похожие вопросы так или иначе поднимались на встречах Порошенко в США, поднимались именно в преддверии назначенных на 26 сентября трёхсторонних переговоров по газу между ЕС-Украиной и РФ.
В очередной раз подтвердилось нежелание США брать на содержание Украину в обмен на продвижение её руководством антироссийского курса и тратиться на спасение украинской экономики. По характеру экономического интереса США к Украине речь не идёт о помощи в модернизации её экономики.
Максимум, что интересует Вашингтон в экономических проектах на Украине, – это колониальное по своему характеру выкачивание природных ресурсов и превращение украинской экономики в полусырьевой придаток, обслуживающий стратегические направления экономики США.