ссылка

Экономика «Нафтогаза»: без российского транзита добывать газ бессмысленно

Увеличить шрифт
А
А
А

На Украине не прекращаются скандалы по теме баснословных зарплат различных топ-менеджеров. Вопиющим примером беспредельной наглости оказались руководители «Нафтогаза», которые никак не хотят отказываться от многомиллионных премий в долларовом эквиваленте за выигрыш нанятых госкомпанией иностранных юристов в Стокгольмском арбитраже с «Газпромом».

Не сходит с экранов исполнительный директор НАК Юрий Витренко, который на все лады стал обосновывать необходимость получения своего процента от выигрыша в размере примерно $20 млн. Он заговорил в применении к себе и о принципах социальной справедливости, и о необходимости материального стимулирования работников в госкомпаниях, привёл прочие аргументы, которые в случае с обычными работягами нефтегазовой отрасли Украины, безусловно, оказались бы вескими и оправданными. Но в случае когда топ-менеджер государственной компании требует 20 миллионов «зелени», получая при этом стотысячный оклад со всеми надбавками в той же валюте, это выглядит кощунственно.

Среди различного рода аргументов в пользу выплаты премии пан Витренко неожиданно выдал и такой: без транзита российского газа добыча собственного на Украине убыточна. А поскольку именно благодаря судебным тяжбам с «Газпромом», которыми непосредственно занимался Юрий Витренко, транзит, хоть и в урезанном объёме, удалось сохранить через Украину, то и всю отрасль от коллапса удалось уберечь благодаря его усилиям.

По поводу данного спича топ-менеджера НАК многие украинские эксперты энергетической отрасли высказали ряд справедливых критических замечаний. Однако в данном случае, защищая свои миллионы, Ю. Витренко невзначай выболтал всю суть построенной им и его патроном А. Коболевым бизнес-модели «Нафтогаза» за последние годы.

Стоит напомнить, что ранее эту же мысль Юрий Витренко не раз озвучивал на различных информационных площадках. Многие эксперты с подачи того же НАК стали считать, что именно повышение цен на газ для коммунального сектора в 2016 г. превратили вечно убыточную госкомпанию в очень прибыльное предприятие. Ведь с приходом команды А. Коболева в 2015 г. НАК стал приносить прибыль, чего раньше не было. Но за счёт чего были достигнуты такие результаты? Отвечая на этот вопрос, всё тот же Юрий Витренко ещё в декабре 2017 года откровенно признавался: именно «транзит является одним из крупнейших источников дохода и прибыли» госкомпании.

«Мало того, фактически он приносит львиную долю всех так называемых свободных денежных потоков. Не хочу вдаваться в технические детали. Простыми словами: иногда у вас есть прибыль, но она заморожена в дебиторской задолженности. То есть вам должны деньги, а вы их не получаете. Это то, что происходит сейчас с нашим газовым бизнесом. Благодаря изменениям в ценовой политике он стал относительно прибыльным, но с точки зрения денежных потоков он ещё дефицитный. В то время как транзит является профицитным, этот профицит мы используем для развития именно газового бизнеса», – пояснял он. И признавался: «Если транзит будет утерян, мы не сможем увеличить добычу газа».

Повышение тарифов действительно смогло на бумаге сделать прибыльной работу газодобывающего сектора «Нафтогаза». К примеру, в 2017 году операционная прибыль дочки НАК – «Укргаздобычи» – составила 250%. По расчётам киевских экспертов, реальная себестоимость добычи украинского газа составляет порядка $119 за тысячу кубов. А оптовая цена «Нафтогаза» составляет порядка $190 за тысячу кубов. Для конечных же пользователей с учетом НДС, наценки газосбытов и «Укртрансгаза» она составит порядка $240. При таких расчётах ни о какой убыточности собственной добычи голубого топлива и речи быть не может.

Но вся проблема в том, что эта прибыль как была на бумаге, так и осталась. И Юрий Витренко в данном случае абсолютно прав. Как мы уже писали, согласно последним данным, задолженность коммунальных предприятий, которые получают газ от «Нафтогаза» на так называемых льготных условиях, в феврале 2020 года составила 70,5 млрд грн, или $2,91 млрд по курсу Нацбанка Украины. Долги эти давно имеют системный и хронический характер. И если бы они оперативно не покрывались за счет доходов с транзита, добыча украинского газа оказалась бы по многим причинам нереальной, хоть и прибыльной на бумаге.

Объёмы использования природного газа в Украине в 2019 году

Объёмы использования природного газа на Украине в 2019 году

Справедливости ради стоит сказать, что часть из этих долгов со временем погашается. Но это не снимает проблемы, так как отсутствие оборотных финансовых ресурсов любое предприятие автоматом загоняет в кредитную пирамиду долгов. Классическим примером этого в свое время стал Харьковский авиазавод, который при существующих реальных заказах не мог их выполнить из-за отсутствия оборотных ресурсов. Выйти из этой ситуации пытаются за счет кредитных заимствований, которые в итоге и загоняют предприятие в долговую яму и хронический кризис неплатежей. И если бы не такая статья доходов, как транзит российского газа, то и предприятия группы «Нафтогаз» оказались бы в аналогичном кризисном состоянии, как и всё жилищно-коммунальное хозяйство Украины.

Именно поэтому долгое время руководство НАК оттягивало вопрос пресловутого анбандлинга (отделения) газотранспортной системы (ГТС) от своих активов. И это понятно, так как в результате этого «Нафтогаз» теряет «золотую жилу» среди предприятий группы. Согласно данным НАК, в 2019 году объемы транзита природного газа по территории Украины даже выросли на 3% – до 89,6 млрд куб. м по сравнению с транзитными объёмами за 2018 год.

Максимальная мощность украинской ГТС, использованная «Газпромом» и общий объём транзита

Максимальная мощность украинской ГТС, использованная «Газпромом» и общий объём транзита

В итоге никакого отделения по факту так и не произошло. Кабмин «профана» А. Гончарука дал добро на создание  так называемой гибридной формы анбандлинга. До этого предполагалось, что транзитные активы должны выделяться в структуру отдельного оператора ГТС. Эту же модель поддерживали европейцы и Всемирный банк. В итоге появился новый транзитный оператор с переданными ему активами, но сам транзитный договор с «Газпромом» заключил именно «Нафтогаз» – и стал компанией-организатором транзита. Мало того, за переданные в аренду активы «Укртрансгаза» новосозданный оператор заплатит кругленькую сумму «Нафтогазу», которая непременно отобразится в квитанциях потребителей.

По данным Ю. Витренко, только за январь 2020 года «Нафтогаз» получил порядка $240 млн за транзит в декабре, а также около $340 млн предоплаты за январь и февраль. Всего $578,4 млн. «Если сравнить с доходами госбюджета за январь 2020-го, то это почти 33 % (треть всех доходов госбюджета!)», – отмечает Ю. Витренко. К этим цифрам следует добавить тот факт, что топ-менеджеры «Нафтогаза» на внутреннем рынке благодаря фактическому монопольному положению НАК организовали неплохой бизнес на импорте и распределении продукции.

В 2019 году Украина закупила 14,3 млрд куб. м газа с пресловутого реверсного «европейского» направления. При этом, по данным «Укртрансгаза», по сравнению с 2018 годом импорт газа существенно вырос (на 34,9%) с 10,6 млрд куб. м до 14,3 млрд куб. м. Однако сам «Нафтогаз» увеличил импорт всего на 2,8% (с 7 млрд куб. м до 7,2 млрд куб. м). А вот частные компании практически в два раза увеличили объёмы импорта с 3,6 млрд куб. м до 7,1 млрд куб. м.

Импорт газа в Украину в 2018-2019 годах

Импорт газа на Украину в 2018-2019 годах

В прошлом году газ на Украину импортировали 76 частных компаний. Но если детально рассмотреть конечных бенефициаров этих компаний, то окажется, что большая их часть в конечном счёте принадлежат как раз топ-менеджерам «Нафтогаза» и членам наблюдательного совета. Классическим примером такой компании является «ЭРУ Трейдинг», конечным собственником которой, по некоторым данным, является глава газового дивизиона Андрей Фаворов. Напомним, именно эта компания связана с поставками американского СПГ в Украину.

С точки зрения всех этих транзитных схем, действительно, добыча собственного газа в Украине не является приоритетной для топ-менеджмента НАК вследствие отсутствия большой маржи, необходимости вкладывать средства в модернизацию тех же активов «Укргаздобычи» и прочих расходов на оперативную деятельность компании. Впрочем, даже с нынешней себестоимостью и ценовой политикой добывать газ на Украине выгодно. Как известно, теперь внутренняя цена украинского голубого топлива приравнена к среднесуточной цене на центрально-европейской газовом хабе TTF, к которой добавлена стоимость транспортировки с хаба NCG в Германии по маршруту ФРГ – Австрия – Словакия. Согласно январским ценовым замерам самая низкая цена была на уровне $175 тысячу кубометров. То есть газ добывать на Украине всё равно не убыточно.

Но почему тогда так скептически об этой части бизнеса «Нафтогаза» говорит Ю. Витренко? Самая большая проблема украинской газодобычи, если даже абстрагироваться от кризиса неплатежей в системе ЖКХ, в том, что её последние годы рассматривали исключительно с точки зрения задействования в антироссийских газовых проектах. И как только стало известно о полном провале программы 20/20, направленной на увеличение добычи и одновременного сокращения потребления газа на Украине, интерес к этой теме существенно поубавился у заокеанских кураторов отрасли.

Согласно официальным данным НАК, только за прошлый год естественное падение добычи газа на основных месторождениях «Укргаздобычи» составило порядка 1,5 млрд куб. м. На сегодня уровень истощения крупнейшего Шебелинского месторождения компании составляет 89%. Уровень истощения Западно-Хрестищенского месторождения – 90%, Яблунивского – 79%, Ефремовского – 82%, Мелеховского – 82%. Среди филиалов «Укргаздобычи» смогли нарастить добычу только в ГПУ «Львовгазвдобыча». И то всего на 750 млн куб. м газа (+3,2%). «Шебелинказдобыча» и «Полтавагаздобыча» сократили показатели добычи газа на 3,2% (8,27 млрд. куб. м) и 5% (5,87 млрд. куб. м) соответственно. Кстати, весь товарный газ, добытый «Укргаздобычей» в прошлом году, закупался «Нафтогазом» в ценовом диапазоне 4190-6116 грн/тыс. куб. м без НДС, что ещё раз говорит о прибыльности газодобычи в компании.

Структура годовой добычи газа в 2019 году

Структура годовой добычи газа в 2019 году

Добыча газа в Украине в 2015-2019 годах

Добыча газа наУкраине в 2015-2019 годах

Между тем истощённость ресурсной базы «Укргаздобычи» дает говорить о том, что в скором времени добыча газа на Украине вообще резко снизится. Такой неутешительный прогноз дал глава газового дивизиона «Нафтогаза» Андрей Фаворов. По его словам, в лучшем случае добыча будет удерживаться на прежнем уровне еще года два, а дальше будет падение в виде настоящего обрыва.

Единственное, что могут предложить деятели «Нафтогаза» своим заокеанским кураторам в деле возможных новых антироссийских газовых проектов непосредственно на Украине – это добыча природного газа из более глубоких залежей, добыча сланцевого газа и разработка углеводородного участка «Дельфин» на шельфе Черного моря. Но, как показывает жизнь, американцев больше волнует тема поставок собственного газа (СПГ) на Украину через Польшу. Поэтому к добыче украинского газа в компании все больше теряют интерес.

Но как эти новые газовые прожекты будут работать без серьезной долларовой подпитки за счёт средств от транзита российского газа, объёмы которого с каждым годом объективно будут сокращаться в первую очередь в результате антироссийской экономической политики Киева – это большой вопрос.

 

138
Поставить лайк: 978
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору

Читайте также

Проект Темрюкского канала: к вопросу о «дублёре» Керченского пролива

Преступление и наказание: европейские оккупанты в лагерях УССР

Белоруссия и Китай – «железное братство» или сотрудничество по расчёту?

Экономика Украины – жертва разрушительного майдана

Украина начала масштабные учения на границе с Россией

Санкции Украины в отношении Белоруссии: никакой политики – просто бизнес

Зеленский продаёт Украину по-большому

Ахметов вместо Международного валютного фонда

Донбасс заявил Киеву: «Мы возвращаемся домой!»

https://odnarodyna.org/content/ekonomika-naftogaza-bez-rossiyskogo-tranzita-dobyvat-gaz-bessmyslenno