ссылка

Экуменизм по-украински

Увеличить шрифт
А
А
А

26 мая агентство Интерфакс распространило информацию о том, что ожидаемое всем православным миром Всеправославное предсоборное совещание состоится 6-13 июня 2009 года в Шамбези (Швейцария), где находится Православный Институт Константинопольской Патриархии. В связи с этим и.о. секретаря Отдела внешних церковных связей по межправославным отношениям РПЦ священник Игорь Якимчук отметил, что «накопилось достаточное количество вопросов, требующих общецерковного решения ради укрепления единства во избежание разделений в лоне Православной Церкви». К ним относятся вопросы «церковного устройства православной диаспоры, православных, живущих вне границ какой-либо из Поместных церквей», способы признания статуса автокефальной Церкви, автономии Церкви, отношения с другими христианскими конфессиями, экуменистическое движение и вклад православных в утверждение христианских идеалов мира, братства и свободы.

 
Выносимые на обсуждение совещания вопросы на протяжении многих лет раскачивают единство и сплочённость православного мира. Ситуация, сложившая с Православием в Украине, - тому свидетельство. Положение, когда свыше пяти тысяч православных приходов («УПЦ КП» и «УАПЦ») находятся вне общения с Православием, – ненормально и требует канонического решения. Подчеркну не политического, а канонического. Хотелось бы надеяться, что Всеправославное предсоборное совещание как раз и выступит тем форумом, который выработает определенные механизмы для постепенного разрешения проблем в Православной Церкви.
 
В этой ситуации вызывает крайнее сожаление стремление отдельных политиков вмешаться в процесс диалога Православных Церквей, внести свою «лепту» в поиск форм разрешения церковных проблем политическими средствами. Только так можно оценить встречу Президента Украины В. Ющенко с Константинопольским Патриархом Варфоломеем I, которая состоялась 20 мая 2009 года в период рабочего визита украинской делегации в Турцию. Центральной темой разговора стала активизация контактов Константинопольской Патриархии с Украиной. В. Ющенко в очередной раз заявил о том, что «Украина по-прежнему заинтересована в объединении православия в единую Поместную Церковь». По мнению главы украинского государства, в «объединительных процессах самым весомым фактором является Вселенская Церковь и личная мудрость и усилие Патриарха». В ходе обсуждения возможностей активизации контактов между сторонами, «речь шла об открытии представительства Вселенского Патриарха в Киеве в формате церковного двора или культурно-информационного центра».
 
Та поспешность, с которой была проведена данная встреча, заявления, которые там прозвучали, не могут не вызывать вопросы. Не являются ли заявления, прозвучавшие в Стамбуле, шантажом Русской Православной Церкви?
 
Горячность, которую проявляет Президент Украины при создании единой Поместной Церкви, вызвана, прежде всего, грядущими президентскими выборами. Команда В. Ющенко спешит, потому что за время нахождения у власти она не успела решить задачу, направленную на разрушение всего, что связывало и связывает русский и украинский народы – единое каноническое пространство.
 
Если накануне визита Константинопольского Патриарха в 2008 году в Киев велись закулисные переговоры о будущем церковном устройстве Украины, о чём недавно поведал М.Денисенко, то на сей раз В. Ющенко, ради достижения цели, уже не скрывает своего желания получить единую Поместную Церковь из рук Константинопольского Патриарха. И методы здесь под стать целям. В частности, хвалебные реляции в адрес Константинопольского Патриархата и его главы, об их роли в объединительных процессах, необычайно «смелое» предложение на канонической территории одной Церкви без её согласия создать представительство другой православной Церкви (может, думает, что Фанар тождественен Папскому государству?). При этом на словах признаётся, а на деле явно игнорируется, как и прежде, диалог с Московским Патриархатом.
 
Не учитывается властями Украины и общественное мнение в самой стране. По данным социологических исследований, проведенных Центром Разумкова в Украине в 2007 году, участие государства в создании Поместной Церкви одобряли лишь 10% граждан. При этом 48,4% опрошенных не имели однозначного мнения по поводу того, кто должен создавать Поместную Церковь в Украине. Такое процентное отношение не удивляет. Ведя борьбу за Поместную Церковь как обязательный атрибут украинского государства, православная, по сути, Украина теряет своих сторонников, а внося предложение уврачевать раскол на Всеправославном уровне – тем более. Согласно мартовским 2009 года данным Киевского международного института социологии, 71% населения Украины считает, что церковная жизнь должна быть отделена от политической. Значит, украинские политики теряют доверие у своих сограждан. К тому же в условиях церковного раскола государство проводит своеобразную «экуменистическую» политику, способствует распространению инославия и иноверия в Украине. Пример тому – положение протестантизма, который представлен в Украине 35 церквами.
 
По состоянию на начало 2009 года Государственный комитет по делам национальностей и религий Украины зарегистрировал около 10 тыс. религиозных организаций так называемого «классического протестантизма». Это 30% от всей религиозной сети. Самыми крупными из них являются евангельские христиане-баптисты. Структура ВСО ЕХБ включает 2713 религиозных организаций: 26 региональных и областных управленческих структур, 1 центр, 92 миссии, 2 братства, 42 духовных учебных заведения, в которых готовится 5,6 тыс. будущих пресвитеров, диаконов, регентов. 2550 общин духовно окормляют 2960 священнослужителей, в т.ч. 14 иностранцев. Второй по численности является Союз христиан веры евангельской (пятидесятники, которые представлены 1653 религиозными организациями). Среди протестантских деноминаций соответствующий статус приобрела Украинская унионная конференция церкви адвентистов седьмого дня, которая имеет в своем составе 1061 религиозную организацию. Значительный численный рост наблюдается и у представителей Свидетелей Иеговы – 1056 организаций. Кроме того, в стране функционирует свыше 2800 организаций неохристианского толка. В результате в Украине сегодня каждая третья религиозная организация – протестантская.
 
Распространение протестантизма в Украине приходится в основном на современный период формирования украинской государственности. Пополнение протестантских структур достигалось за счет материальной и интеллектуальной помощи от диаспор, заграничных центров. Массовые формы евангелизации (на стадионах, в кинотеатрах, концертных залах) позволили, например, баптистам увеличить количество своих организаций только с 2001 по 2009 годы  на 25%, пятидесятникам - почти на 35%, адвентистам седьмого дня - на 20%, а количество религиозных организаций, принадлежащих секте Свидетелей Иеговы, выросло на 38%.
 
Наибольшее распространение протестантизм в Украине получил в юго-восточном регионе, где доля протестантских общин равняется 35,7%, сравнительно с 27,8% в центральных и 20,9% в западных областях. Баптистских организаций на сегодняшний день больше всех по областям зарегистрировано в Винницкой (174), Донецкой (178), Киевской (188), Черкасской (162), Одесской (172), Черновицкой (162) областях. Для пятидесятников территориями наибольшего распространения стала Волынская (190) и Ровенская (262) области. Наибольшее количество организаций, принадлежащих Свидетелям Иеговы, зарегистрировано в Закарпатской (174), Харьковской (90) областях, а адвентистов седьмого дня - в Черновицкой (62) и Винницкой (100) областях.
 
Сегодня основополагающим в работе протестантских миссионеров в Украине является индивидуальная евангелизация, к проведению которой традиционно привлекаются все верующие. Например, у баптистов разработаны целые миссионерские направления: программа «От сердца к сердцу», «организация воскресных школ (около 1,5 тысячи школ, где с 50 тысячами детей сегодня работают свыше 5 тысяч учителей-евангелистов); программа АВАНА (для подростков — в 230 клубах задействованы свыше 10 тысяч подростков). Кроме того, действуют программы по развитию молодёжных христианских клубов и кафе, по организации летних детских лагерей, в области евангелизации людей с недостатками здоровья, осуждённых и др.
 
Не менее эффективными, чем у баптистов, являются миссионерские программы Свидетелей Иеговы. Принципиально новым способом привлечения членов к разнообразным протестантским организациям стала организация «домашних церквей» по принципу сетевого маркетинга. Именно этот фактор стал одним из важнейших в росте протестантских церквей третьей волны — «харизматических». Миссионеры-активисты организуют у себя в квартире кружки (5-6 человек) по изучению Библии («группки»). Протестантские структуры ориентируются в миссионерской работе на молодёжь и людей с высшим образованием, собственно, на будущее страны. Этому содействует как высшее светское образование самых проповедников, так и активное использование ими новейших технологий и проверенных многолетней заграничной практикой психологических приёмов (создание разнообразия богослужений, использование современных музыкальных композиций, привлечение к религиозным мероприятиям известных в шоу-бизнесе лиц и т.п.). Важным фактором является также «социализация» протестантских церквей, многие из них уже приняли или активно разрабатывают свои социальные доктрины, в которых стараются ответить на вызовы современного мира. Особое внимание в протестантских общинах обращают на семейное воспитание и самовоспроизведение. Именно этим фактором можно объяснить большое количество воскресных школ, которые имеет каждая из протестантских деноминаций.
 
Протестантизм в Украине – это реальность. Тем самым Киев якобы демонстрирует приверженность принципам демократического общества – право каждого на исповедание любой религии, создаёт условия к объединению усилий религиозных организаций. Свидетельство тому – Всеукраинский Совет Церквей и религиозных организаций, учреждённый в 1996 году, Совет представителей христианских Церквей Украины, созданный в 2003 году. Всё это вписывается в понятие «экуменистическое движение». Не вписывается другое, что и создает специфику «украинского экуменизма». Создавая условия для развития инославных и иноверческих религиозных форм, украинское руководство прилагает недюжинные усилия для вытеснения из духовной жизни Православия, в лоне которого экуменизм может рассматриваться только как «свидетельство о Православии», но не как объединение с псевдоцерковными структурами, не имеющими апостольской преемственности, и практикой совместных молений, размывающими канонические границы Церкви.
 
Состоявшийся 1 июня визит В.Ющенко в Папское государство представлен как светский визит, но украинский президент придал ему «экуменический цвет»: «Христианское измерение национальной идентичности украинцев неразрывно связано с осознанием нашей принадлежности к европейскому цивилизационному пространству». Данную характеристику усилила посол Украины в Ватикане Т.Ижевская, полагающая, что «хранение мощей одного из первых римских пап в Киеве» и наличие в соборе Святого Петра «украинского алтаря с мозаичным изображением Герба Украины и святых равноапостольных княгини Ольги и князя Владимира», является «свидетельством духовной связи между Римом и Киевом, между католиками и православными».
 
Вполне очевидно, что визит В.Ющенко в Ватикан стал напоминанием и Варфоломею I о том, кому украинская власть может отдать «религиозную пальму первенства» в Украине. Сам же Варфоломей I с помощью главы архиепископии Константинопольского Патриархата в Америке Димитрия (Тракателлиса) недавно сравнивал президента Соединённых Штатов Б. Обаму с Александром Македонским, которому под силу расчистить каноническое пространство в Европе и мире для Вселенской Патриархии.
 
В общем – полный «экуменизм», точнее – политическое иезуитство.
312
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
https://odnarodyna.org/content/ekumenizm-po-ukrainski