ссылка

«Ересей и расколов в земле Таврической добрый победитель»

Увеличить шрифт
А
А
А

Ровно два года назад, 22-23 августа 2008 г., прошли торжества по случаю прославления крымского святителя Гурия Карпова, которые возглавил Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир. Архиепископ Таврический Гурий прославлен не только как местночтимый святой в землях Таврии, но и в Китае, где, будучи епископом, он нес свет православной веры.

Прославление святителя Гурия в лике святых состоялось в кафедральном Свято-Петропавловском соборе Симферополя, где и пребывают святые мощи свт. Гурия.
 
 
Прославление Гурия Карпова 23 августа 2008 г.
 
Сейчас рядом с тем местом у алтаря, где постоянно пребывают святые мощи архиепископа Гурия, находится празднично украшенная икона «Собор святых мучеников китайских». Святые мученики китайские — это духовные чада святителя Гурия, который 18 лет жил в Китае, сначала в качестве члена, а потом начальника Пекинской миссии, в совершенстве изучил китайский язык, свободно говорил и писал на нем; перевел на китайский книги Нового Завета и ряд богослужебных книг. Равноапостольные труды святителя Гурия в Китае принесли богатые плоды — сотни китайцев приняли Православие. Во время так называемого «боксерского» восстания в ночь с 23 на 24 июня (по н. ст.) 1900 г. 222 духовных чада святителя Гурия во главе с китайцем-священником — священномучеником Митрофаном — приняли мученическую смерть.
 
По характеру деятельности на Востоке, по результативности пастырского служения архиепископа Гурия его можно поставить в ряд со святителем Николаем Японским.
 
Предполагается, что когда в крымской столице будет воссоздан взорванный в 1930 г. кафедральный Александро-Невский собор, в котором находилась архиерейская кафедра архиепископа Таврического Гурия (Карпова), его святые мощи будут перенесены в этот возрожденный соборный храм.
 
Архиепископ Таврический и Симферопольский Гурий (в миру Григорий Платонович Карпов (1814–1882), 14 лет возглавлявший Таврическую кафедру, значительно упрочил позиции православия в Крыму, вел активную работу по укреплению действующих и созданию новых приходов. Владыка Гурий много сделал для епархии: изыскал средства на строительство духовной семинарии, консистории, мужского духовного училища, ходатайствовал перед Синодом о выдаче средств на реконструкцию Александро-Невского собора, жертвовал средства на развитие монастырей, основал в Симферополе Таврический архиерейский дом. При нем была открыта Таврическая духовная семинария, начал издаваться журнал «Таврические епархиальные ведомости».  
 
 
Блаженная кончина Святителя произошла 17 (30) марта 1882 г. (этот день, к слову, и установлен Церковью для почитания памяти святителя). Его честное тело было погребено в склепе Александро-Невского собора. Перед самым уничтожением собора в 1929 г. мощи архиепископа Гурия и еще четырех священников ревнители перенесли на городское кладбище, к церкви Всех Святых. Во время второго перезахоронения останков святителя в середине XX в. обнаружилось их нетление и произошло чудо: из случайно поврежденной при перенесении гроба руки Владыки истекла кровь. Очевидцы этого события засвидетельствовали, что спустя 47 лет после погребения тело святителя оставалось нетленным, сохранилось даже облачение. Прихожане в поминальных записках так и писали: «нетленнопочивающего архиепископа Гурия».
 
Помимо многочисленных примеров прозорливости, которую обнаруживал владыка Гурий во время своей земной жизни, зафиксированы многие случаи чудесных явлений его разным лицам и исцелений, полученных после молитвенного обращения к нему.
 
Во время Великой Отечественной войны владыка явился во сне одной благочестивой монахине и сказал, что сохранит свой город от разрушения. И действительно, несмотря на бои, проходившие в Крыму, Симферополь остался практически нетронутым.
 
Во времена хрущевских гонений на Церковь архиепископ Гурий явился духовнику архиепископа Луки Крымского (Войно-Ясенецкого) — архимандриту Тихону (Богуславцу), дав через него наставления Правящему Архиерею об управлении епархией. Об этом факте святитель Лука писал в письме Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию I.
 
В кафедральный Свято-Петропавловский собор постоянно поступают свидетельства об исцелениях и чудотворениях, происходящих уже в наши дни по молитвам святителя Гурия.
 
А на торжества в августе 2008 г. по поводу прославления в лике святых Архиепископа Гурия в Симферополь прибыли делегации священнослужителей ряда епархий Украинской Православной Церкви во главе с их правящими архиереями, собралось всё духовенство Симферопольской и Крымской епархии УПЦ, тысячи верующих. Торжества открылись 22 августа всенощным бдением в кафедральном Свято-Петро-Павловском соборе Симферополя, у раки с мощами прославляемого Святителя.  
 
Странички биографии
 
Архиепископ Гурий (в миру Григорий Платонович Карпов) родился в 1814 году в г. Саратове, в семье священника. Его отец и дед были священниками Свято-Троицкого «Старого» собора Саратова. Дед святого, Иоанн, был соборным священником с 1774 года до самой смерти, последовавшей в 1826 году. Сын его, Платон Иванович, после смерти отца принял его место и тоже прослужил священником в том же соборе до самой смерти, скончался настоятелем собора в сане протоиерея в 1841 г.
 
После того как мальчику исполнилось 9 лет, его определили в Саратовское духовное училище, где он успешно окончил весь курс обучения. Сохранились воспоминания о будущем святителе одного из его сокурсников — Петра Попова: «Григорий, будучи мальчиком, имея нравственность отличную и характер смиренный, даже не развивался так, как другие ученики, а более занимался прилежно изучением уроков и чтением Нового Завета, был набожный, любил часто посещать храм Божий, где занимался на клиросе пением и чтением».
 
 
Прославление Гурия Карпова
 
Сокурсники по семинарии вспоминали о Григории Карпове как о прилежном ученике, обладающем замечательной памятью, ясностью мыслей и добротой характера. Он был очень деликатным и вежливым в обращении, давал уроки в лучших домах города. По окончании Саратовской духовной семинарии в июле 1836 г. Григорий назначается преподавателем латинского языка в Высшем отделении Саратовского духовного уездного училища и зачислен послушником в Саратовский Спасо-Преображенский монастырь. Преподавательской работой он занимается до августа 1837 г.
 
Это время стало для будущего миссионера первым серьезным опытом духовно-просветительской деятельности: он примкнул к мирянскому братству, созданному в Саратове в 1831 г. по благословению Преосвященного Иакова цеховым портным Родионом Никитичем Пономаревым (будущим Оптинским старцем преп. Иларионом) и купцом Степаном Васильевичем Чекеневым, незадолго до этого присоединившимся к Церкви из одного из старообрядческих согласий.
 
По окончании духовной семинарии в 1837 г. Григорий преподавал латинский язык в высшем отделении Саратовского духовного уездного училища. По окончании Санкт-Петербургской духовной академии со степенью кандидата богословия принял монашеский постриг. 20 ноября 1839 г. был рукоположен в иеромонаха. По особому указу Святейшего Синода почти 20 лет трудился в Пекинской духовной миссии. За свои труды архиепископ Гурий был награжден орденами Св. Анны 1, 2 и 3 степени, Св. Владимира 2, 3 и 4 степени, бриллиантовой панагией.
 
Он успел послужить настоятелем Московского Симонова монастыря, настоятелем посольской церкви в Риме, епископом Чебоксарским, викарием Казанской епархии.
 
Когда святителю было уже за 50, его поставили руководить Таврической кафедрой — с 1867 г. Ему досталась огромная епархия: весь Крымский полуостров, на севере огромное пространство от Херсона до Запорожья и Бердянска. Его трудами была основана в 1873 г. Таврическая духовная семинария и построен семинарский храм в честь Трёх Святителей.
 
Современники отмечали исключительную мудрость святителя Гурия, любовь к ближним, бескорыстие, милосердие и крепкую веру. Владыка много сделал для епархии: помимо строительства духовной семинарии, консистории и мужского духовного училища, он ходатайствовал перед Святейшим Синодом о выдаче средств на реконструкцию Александро-Невского собора, жертвовал средства на развитие монастырей, основал в Симферополе Таврический Архиерейский дом. Важно сегодня, в годину расколов, ересей, а также процветания на Украине всевозможных сект, помнить о примере святителя Гурия, который вел большую миссионерскую деятельность, боролся с сектантством. По его настоянию при семинарии была открыта кафедра по изучению раскола, преподаватель которой содержался на личные сбережения епископа.
 
На те приходы, где было много сектантов и раскольников, он назначал особенно образованных и опытных священников и зорко следил за их деятельностью, помогая своим советом и щедро делясь богатейшим опытом. Во время объезда епархии владыка лично познакомился в Мелитопольском уезде с предводителем молокан донского толка Захаровым. На основании долгих бесед и переписки с этим сектантом архипастырем было опубликовано изложение заблуждений молокан с полным их опровержением. 
 
 
Архиепископ Гурий прославился энциклопедической ученостью, свою библиотеку в две с половиной тысячи экземпляров он завещал семинарии. При нем начал выходить журнал «Таврические епархиальные ведомости».
 
21 апреля 1881 г. владыка был возведен в сан архиепископа. В период своей архипастырской деятельности владыка Гурий проявил себя необычайно хозяйственным и мудрым в управлении. В то же время он отличался и прекрасными личными качествами: незлобием, бескорыстием, добрым отношением к людям, любовью к правде.
 
Будучи образованнейшим человеком своего времени, он прекрасно знал не только китайский язык, но и ряд других новейших языков. С 1876 г. являлся почетным членом Церковно-Археологического общества и Киевской духовной академии. И. Палимпестов вспоминал: «Он был одним из лучших собеседников. Сведения его были самые разносторонние, сердце отзывчивое на все доброе. На слова вообще он был скуп, но зато каждое выражение его было, так сказать, отлито в отчетливую форму. Таков он был и на письме. Он советовал мне сохранять всю переписку. Уничтожить можно во всякое время, но восстановить уничтоженное?.. Посмотрите, как в чужих краях собирают старину и как ценят каждую крупицу, упавшую от нее».  
 
В китайской миссии
 
Он прожил в Китае, при Православной миссии, 18 лет. Как начальник 12-й Пекинской миссии оказывал дипломатические услуги и китайцам. Так, в дни осады Пекина англо-французскими войсками св. Гурий примирил противников и предотвратил военные действия, грозившие вылиться в кровопролитную войну. После этих событий китайцы в знак благодарности охотно шли на территориальные уступки в пользу России. Относясь к начальнику миссии с особой любовью и уважением, китайцы обращались к нему за мудрым советом в самых разных ситуациях. Много лет спустя, когда святителя расспрашивали о событиях в Пекине и восхищались его мужеством, он с некоторым юмором говорил, что китайцы уважали его за огромную бороду.
 
Ему пришлось самому изучить печное мастерство и научить других класть русские печи, чтобы зимой не страдать от холода. Отложив печную кирку и лопату, приходилось браться за смычок и скрипку, чтобы из православных албазинцев, которых духовно окормляла миссия, создать певческий хор для богослужения. Напомним, что албазинцы — это потомки русских пленных, захваченных войсками богдыхана Кан-си в 1685 г. при взятии пограничной крепости Албазин. Им был отведен квартал в Пекине и дано право сохранить православие при условии службы в китайской армии.
 
За три года о. Гурием было крещено более двухсот язычников. Особый успех миссия имела в деревне Дун-дин-ань близ Пекина: множество крестьян изъявило желание креститься и венчаться. Отец Гурий предложил старейшинам обдумать и обсудить вопрос о строительстве храма в этой деревне. Там же открыли и православное училище, где на первых порах обучались шесть мальчиков и одна девочка.
 
В 1862 г. началось строительство храма. Крестьяне, кто чем мог, помогали в этом богоугодном деле. Кто дал лошадь с повозкой, кто деньги, а бедняки безвозмездно трудились на строительстве храма. Помогали и русские купцы. Кладку стен, начатую 5 апреля, окончили через две недели. Архитектурный облик церкви имел вид типичного китайского дома, увенчанного крестом. Над входной дверью на камне была вырезана надпись: «Чун-бай Тянь-Чжу шэн-со» — «Священное место поклонения Богу». Жители этой деревни сквозь годы и гонения пронесут свою верность Христу. Семя, посеянное святым Гурием, принесет достойный плод: в дни антихристианского восстания ихэтуаней тринадцать жителей деревни приняли мученические венцы, и сегодня Вселенская Церковь чтит во святых мученика Алексия Чжань-Фу-Жунь и его двенадцать сподвижников.
 
Одновременно отец Гурий приложил великие труды для изучения Китая. Как уже говорилось выше, он в совершенстве освоил китайский язык, свободно говорил и писал на нем, перевел на него Новый Завет в двух томах, Евангелие, Псалтирь, Священную Историю и ряд богослужебных книг, чем заложил в Китае серьезную базу для дальнейших богословских и апологетических трудов. Кроме того, он усиленно изучал и саму страну, в которой оказался, ее историю и быт, характер русско-китайских сношений.
 
Владыка не раз говорил, что из собранного им в Китае материала составятся два огромных тома и что в них найдется немало такого, что никому неизвестно. Будучи епископом, владыка Гурий мечтал уйти на покой в монастырь, чтобы обработать собранный материал и привести в систему, но не смог осуществить своей мечты. Считалось, что после его кончины огромный материал, записанный на отдельных клочках бумаги, был выброшен, как сор.
 
Но вот в 1955 г. одна копия его перевода классическо-китайского Православного Нового Завета нашла приют в Китайско-японской библиотеке в Гарвард-Йенчингском институте, позже переименованного в Гарвард-Йенчинскую библиотеку. Ей был присвоен каталоговый номер ТА 1977.5 С1864.1.
 
13 июня 2006 г. с помощью копировальной службы Гарварда было завершено микрофильмирование этой редкой рукописи Нового Завета на китайском языке. Копия отныне хранится в Гарвард-Йенчинской библиотеке, обладателем второй копии стал Китайский Православный переводческий проект. 
 
 
Уход святителя
 
7 марта 1882 г. архипастырь был соборован, 13 марта «совершенно спокойно и отчетливо» сказал пришедшему к нему священнику: «На следующей неделе я умру. Ах, Боже мой! Многие товарищи, по-видимому здоровые, давно уже скончались, а меня Господь Бог берег по сих пор; сам не знаю, чем заслужил такую милость? Но время приближается, а душа-то моя черства и не часто обращалась за утешением к Тому, Кто есть истинный источник исцеления и всякия утехи. Много пришлось потрудиться, но сам вижу, что как будто нет благословения Божия на том, что сделано; все как будто расползается. А все это от того, что сделаешь что-нибудь и вместо того, чтобы молчать, да благодарить Господа, начнешь хвалиться. Да, слава Богу за все; благодарю Бога, благодарю все духовенство за то, что оно искренно помогало мне трудиться; много я видел в нем добрых желаний и стремлений; но не всегда умел направить эти желания к добру, а может быть иногда и портил дело своими неумелыми распоряжениями; прошу за это прощения. Искренно благодарю всех ближайших моих сотрудников и всех священников епархии за труды их и расположение ко мне, которое я видел и которое не всегда умел ценить. Не припомню, чтобы сознательно делал кому-нибудь зло; но если кому и делал по недомыслию или ложному убеждению, то у всех прошу прощения и сам прощаю всех, кто огорчил меня чем-либо. Не разрешаю только тех, которые состоят под запрещением по канонам церковным; там я не хозяин; преемник мой рассудит и достойных разрешит. Но всем и всей пастве моей мое прощение и благословение. Еще у всех прошу прощения и я прошу всех молиться обо мне грешном. О, Господи! Помилуй меня грешнаго». За несколько часов до смерти изнемогающий святитель причастился Святых Христовых Таин и в час пополудни 17 марта 1882 г. отошел в обители Отца Небесного.
 
Великий и преславный Святителю Таврический отче Гурие, града Симферополя похвало и земли крымския радование, моли Бога о нас!
80
Поставить лайк: 317
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
https://odnarodyna.org/content/eresey-i-raskolov-v-zemle-tavricheskoy-dobryy-pobeditel