Главный источник доходов украинского «Нафтогаза» – российский «Газпром»
За неимением реальных побед на фронте газовой войны с Россией НАК «Нафтогаз Украины» предоставил общественности консолидированную финансовую отчётность за 2019 год, из которой следует, что госкомпания смогла нарастить в прошлом году чистую прибыль в 5,5 раза. Этот успех топ-менеджеры НАКа считают своей главной и личной заслугой. Посмотрим, за счёт чего госкомпания смогла добиться такого результата и какова реальная ситуация.
Как следует из финотчета, за прошлый год «Нафтогаз» получил 251,6 млрд грн выручки (9,1 млрд долл.). При этом чистая прибыль составила 63,3 млрд грн (2,3 млрд. долл.). При этом главными источниками многократно увеличившейся чистой прибыли окажутся поступления в декабре прошлого года от российского «Газпрома» – $2,9 млрд за выигрыш в Стокгольмском арбитраже (в тогдашнем эквиваленте 68 млрд грн), а также доходы от транзита российского газа в страны ЕС. И уже потом – доходы от непосредственной деятельности госкомпании, добычи природного газа в Украине в частности.
Из общей суммы прибыли 55,7 млрд грн (2,2 млрд долл.) приходится на долю российского «Газпрома» (общая сумма поступлений минус 18% налог на прибыль). Без них НАК получил бы всего 7,6 млрд грн. И что самое главное – как раз эта цифра на 4 млрд грн. меньше (или на 46%), чем в 2018-м. То есть уже в 2019 году доходы «Нафтогаза» сократились почти наполовину. И если бы не политически мотивированное решение в Стокгольме, топ-менеджерам НАК пришлось бы сейчас рассказывать о начавшихся серьёзных проблемах в компании, связанных в первую очередь с утратой Украиной статуса главного транзитёра российского голубого топлива в Европу. Что, к слову, и зафиксировал новый транзитный контракт с РФ, мы об этом подробно писали.
Важно также отметить, что доходность «Нафтогаза» стала падать и по другим направлениям. Для отображения этих процессов эксперты НАК в финотчёте часто оперировали таким показателем, как EBITDA – это полученный объём прибыли до вычета расходов по выплате процентов, налогов, износа и начисленной амортизации. Как правило, этот показатель используется в финотчётах компаний, чтобы определить эффективность деятельности компании независимо от её задолженности перед различными кредиторами и государством, а также от метода начисления амортизации, что, в свою очередь, даёт возможность топ-менеджерам «Нафтогаза» частично улучшить показатели госкомпании. Но даже при таком подходе видно невооружённым глазом, что «Нафтогаз» постепенно погружается в кризис, выход из которого при прочих равных условиях априори невозможен из-за выстроенной годами транзитной модели существования компании.
Согласно отчёту, в прошлом году из-за тёплой зимы, снижения спроса и последующего падения цен на газ EBITDA газового дивизиона НАК сократилась на 17% – с 43,3 до 37 млрд грн. (с 1,56 млрд долл. до 1,34 млрд). Еще более провальным оказался год для дивизиона «Нефть». Так, у полугосударственной «Укрнафты», чей контрольный пакет принадлежит «Нафтогазу» (50% +1 акция), EBITDA вследствие падения продаж нефти сократилась на 82%: 2,3 млрд грн. против 13,1 млрд в 2018 году (83 млн долл. против 473 млн!).
Единственный сегмент, где «Нафтогаз» смог существенно нарастить показатель, – это хранение газа. Здесь EBITDA составила 2 млрд грн (71 млн долл.). Как подчёркивается в финотчёте, этот рост связан в первую очередь с повышением ставки на хранение газа в августе 2018 года и возможностью бронировать «место» в ПХГ (подземных хранилищах газа). В связи с этим стоит напомнить, что с идеей активно использовать свои ПХГ в очередных антироссийских газовых авантюрах в «Нафтогазе» стали носиться ещё в прошлом году, как только стало окончательно понятно, что никакой, даже мизерной альтернативы российскому газу в Европе и на Украине с помощью существенного наращивания собственной добычи не будет.
После провала госпрограммы 20/20 проамериканское руководство «Нафтогаза» предложило максимально использовать свои ПХГ для закачки заокеанского СПГ (сжиженного природного газа), который планируется поставлять сюда через терминал, расположенный в польском городе Свиноуйсьце. При этом предполагалось, что цена на этот газ будет ниже российского независимо от реальной себестоимости его добычи с огромными издержками на транспортировку.
К слову, данный антироссийский прожект, ещё не успев вступить в стадию реализации, уже оброс скандалами. Первая поставка американского СПГ на Украину состоялась 19 ноября 2019 года через упомянутый выше терминал в Свиноуйсьце. Поставки начала осуществлять в качестве посредника близкая к тогдашнему главе газового дивизиона НАК гражданину США Андрею Фаворову компания «ЭРУ-Трейдинг». После этого в «Нафтогазе» завязалась нешуточная борьба за потоки, из-за чего Фаворова «ушли», а вместе с ним – «попросили» и предполагаемую компанию-посредник в данном проекте. После этого 5 марта 2020 года тогдашний министр энергетики Украины А. Оржель заявил, что власти Украины намерены договориться о покупках природного газа из США в больших объемах на 10 или 20 лет, но уже непосредственно с американской компанией.
Но и здесь не судьба: правительство профана А. Гончарука было отправлено в отставку, а с ними и конкретные смотрящие над теми или иными лакомыми направлениями. В итоге только 27 мая 2020 года Кабинет министров смог одобрить проект меморандума о сотрудничестве между американской компанией Louisiana Natural Gas Exports (LNGE) и правительством Украины о возможности поставок сжиженного газа из США.
Однако через несколько дней после одобрения этого меморандума вспыхнул очередной скандал. Подконтрольная соросятам газета «Зеркало недели» сообщила, что данную компанию, зарегистрированную в офшорном штате Делавэр, официально считают злостным неплательщиком налогов. Её налоговый долг на 1 марта 2020 г. превышал 340 тысяч долларов при ежегодном налоговом обязательстве в 200 тысяч. Из-за этого глава «Нафтогаза» Андрей Коболев был вынужден заявить, что с вероятностью 99% НАК не станет частью этого проекта. «Наша проверка выявила несколько десятков признаков, не позволяющих подписать какой-либо контракт с Louisiana Natural Gas Export», – пояснил он.
По факту пока что проект с использованием украинских ПХГ для американского СПГ завис в воздухе. Возвращаясь к финотчёту, в данном случае стоит задуматься, откуда тогда рост EBITDA по направлению «хранение газа», если такого в изначально задуманном виде не получилось? Здесь, как говорится, ларчик открывается просто. НАК сам максимально накачал свои ПХГ, одновременно при этом увеличив тариф за хранение, перераспределив таким образом между своими дочками расходы и доходы. Этот газ был закуплен ещё летом и осенью прошлого года для перестраховки на зиму в случае разворачивания очередной украинско-российской газовой войны. Причем в её развязывании в первую очередь были заинтересованы деятели «Нафтогаза» – ведь тогда закачанный летом, по их мнению, дешёвый газ мог бы резко вырасти в цене.
Расчеты эти, как известно, не оправдались. Контракт с «Газпромом» был подписан с учётом реальных потребностей российского газового монополиста в украинской газотранспортной системе (ГТС), зима была аномально теплой, а цена на газ вследствие кризиса ещё сильнее упала по сравнению с летом 2019-го. В итоге НАК сейчас ничего не остается как продавать его на внутреннем рынке, работая, по сути, себе в минус. Из-за этого консолидированная чистая прибыль госкомпании уже сокращается. Так, за три месяца 2020 года она составила всего 3,2 млрд грн (115,6 млн долл.). А за аналогичный период 2019 года она составила 16 млрд грн (580 млн долл.). По оценкам экспертов, если низкие цены, не покрывающую себестоимость добычи, продержатся до конца года, НАК по результатам 2020 года может получить убыток.
Возьмём следующий немаловажный аспект. Доля ГТС в доходе госкомпании в прошлом году составила 32%. То есть это второй главный источник дохода после газпромовской компенсации по решению Стокгольма. При этом следует учитывать, что доходы от транзита с каждым последующим годом будут всё меньше. И рано или поздно уменьшающийся доход от транзита не сможет покрывать убытки от других видов деятельности НАК.
К слову, как показывает тот же финотчёт, пресловутый анбандлинг так ничем реально и не закончился. На бумаге для иностранных партнёров отделение ГТС от НАК произошло. На деле же была создана запутанная схема, в которой конечным распорядителем активов ГТС вместе с доходами от транзита всё равно остался «Нафтогаз». Собственно, если бы этого не было, никто из топ-менеджеров госкомпании не воевал бы так отчаянно за уменьшающийся «золотой» транзит!