ГТС Украины ждут кардинальные «реформы»
Кабмин принял «последнее решение» расформировать «Нафтогаз» и передать газотранспортную систему (ГТС) Украины предприятию «Магистральные газопроводы Украины» (МГУ). Согласно одобренному 14 февраля проекту постановления правительства, в течение 30 дней после вступления в силу окончательного решения Стокгольмского арбитража активы «Укртрансгаза» будут отчуждены. Речь идет о магистральных газопроводах, компрессорных, газораспределительных и газоизмерительных станциях, подземных хранилищах газа (ПХГ) и другом имуществе, необходимом для эффективной прокачки газа по территории Украины.
Перетягивание активов
Срок передачи активов МГУ - до 1 июня 2018 года. Шли к этому давно: еще в 2014 году парламент принял закон о создании нового оператора ГТС, 49% акций которого смогут получить инвесторы из ЕС и США. Во исполнение документа в 2016 году была создана компания МГУ, а 28 декабря 2017 года Минэнергоугля отослало официальное письмо-приглашение в посольство США и представительство ЕС на Украине с целью привлечь американских и европейских операторов к предварительным консультациям по поводу передачи им в управление отечественной трубы. Сначала срок подачи заявок ограничили 1 февраля, но затем продлили до 1 марта, чтобы, как объяснил советник министра энергетики и угольной промышленности Максим Билявский, тщательно их изучить и синхронизировать с процессом анбандлинга (отчуждения ГТС у «Нафтогаза»).
Сам «Нафтогаз» подчиняться своему главному акционеру (Кабмину) и уступать свои активы в пользу МГУ не спешит. В декабре 2017-го в противовес правительству «Нафтогаз» запустил в работу отдельное подразделение своей дочерней компании «Укртрансгаз» под названием «Оператор ГТС Украины» (ОГТСУ), которая фактически дублирует функции МГУ. «Идет колоссальная грызня между “Укртрансгазом”, “Нефтегазом”, Министерством энергетики Украины и Кабмином за то, скажем так, какие активы куда передавать и кто какие транспортные потоки, точнее финансовые потоки, контролировать. Вот чем озабочены люди при власти», - описывает сложившуюся ситуацию президент Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич.
Конфликт между госкомпанией и правительством периодически выплескивается не только в информационное пространство внутри страны, но и на международный уровень. «Коболев ездит в Брюссель, льет грязь на Гройсмана, Кистиона и компанию, те занимаются тем же самым здесь, когда к ним приезжают чиновники из Евросоюза», - уточняет Д. Марунич. Но кому бы ни досталась труба и сопутствующие активы, в конечном итоге, по замыслу Киева, управлять ими будет западный «партнер».
Газотранспортная система Украины
На 9 февраля «свой интерес войти в совместное управление национальной ГТС выразили Бельгия, Франция, Голландия, Польша, Словакия, Испания, Италия, Румыния, Греция и Германия», заявил вице-премьер Владимир Кистион. На следующий день М. Билявский конкретизировал, что интерес к газовой трубе проявили 8 зарубежных компаний, среди которых есть консорциум Snam (Италия) / Eustream (Словакия), Gasunie (Нидерланды) / GRTgaz (Франция), а также некая «немецкая группа». 15 февраля конкурсная комиссия отобрала 9 кандидатов на должности членов наблюдательного совета МГУ, все – представители европейского бизнеса.
После 1 марта с потенциальными «партнерами» проведут устные консультации, целью которых является обсуждение формальных условий отбора будущего хозяина ГТС. Затем «рабочая группа сформирует предложения к условиям конкурса и предложит их на рассмотрение правительства и Верховной рады для проведения прозрачного поиска надежного международного партнера», объясняет В. Кистион. Т. е. фактически критерии напишут под конкретные компании.
На подписание договора с иностранными «партнерами» Киев надеется выйти к третьему кварталу 2018 года. «Наша задача по привлечению европейского партнера ставит целью простую вещь: мы хотим зарабатывать больше на транзите, мы хотим транзитировать снова 110 млрд. кубов газа, мы хотим зарабатывать $5 млрд. в год», - отметил глава «Нафтогаза» Андрей Коболев.
Правда, за счет чего планируется достичь таких высоких показателей работы ГТС, пока не совсем понятно.
«Северный поток – 2» будет построен
Пока вся стратегия по сохранению транзитных газовых потоков после окончания контракта в 2019 году сводится к поиску западного «партнера», который договорится с «Газпромом». Такие компании есть, но в качестве платы за посредничество они требуют передать трубу в полное их управление. «Сейчас рассматривается вариант, когда консорциум будет контролировать всю работу ГТС и будет иметь, по сути, управляющий пакет, это важный момент и важное условие, которое мы услышали от всех участников [переговоров]», - заявлял А. Коболев еще в октябре прошлого года.
Трубы для газопровода «Северный поток - 2»
Если не учитывать протесты против строительства альтернативных газопроводов из России в Европу по дну Балтийского и Черного морей, других планов сохранения транзита у Киева нет. «Мне неизвестны какие-либо действия, связанные с разработкой сценариев работы ГТС Украины после 2019 года. Или попытки наладить отношения с “Газпромом”, обсудить, что будет после окончания контракта… Разве что украинские политики наперебой рассказывают, как они “заблокировали” строительство “Северного потока – 2”», - отмечает директор специальных проектов Научно-технического центра «Психея» Геннадий Рябцев.
Трубы для газопровода «Турецкий поток»
Кроме Украины, против проекта выступает Польша, которая может потерять транзитные потоки российского газа, а также США, заинтересованные поставлять в ЕС собственный сжиженный газ. Но даже с такими «союзниками» Киеву придется смириться с тем, что второй прямой газопровод из РФ в Германию будет построен. «Уже проиграны суды по искам польских компаний против строительства этого газопровода. Юридический департамент Еврокомиссии официально заявил, что не видит препятствий для его возведения. А правительство ФРГ чётко заявило, что не понимает сути украинских претензий, поскольку в проекте принимают участие частные компании четырех стран, деятельность которых соответствует всем требованиям европейского законодательства», - напоминает Г. Рябцев.
Остается 9-20 млрд. кубов
С вводом в эксплуатацию «Турецкого потока» и «Северного потока - 2» украинский маршрут потеряет свое ключевое значение для транспортировки российского газа в ЕС. По подсчетам Фонда энергетических стратегий, если «Газпром» не пойдет на принцип, после 2019 года транзитом через Украину будет проходить от 9 до 20 млрд. кубов газа. Учитывая, что в 2017 году отечественная труба прокачала 93 млрд. кубов, такие изменения загрузки приведут к кардинальной «реформе» всей ГТС. «Придется сократить значительную часть персонала “Укртрансгаза” и вывести значительные объемы транзитных трубопроводов, они попросту будут не нужны», - считает Д. Марунич.
Западные «партнеры», которым Киев готов отдать ГТС в управление, работать себе в убыток не собираются. «Да, они хотят вытащить из украинской ГТС одну-две трубы, взять ее в лизинг, причем это не предполагается украинским законодательством в принципе, и изымать оттуда какой-то транзитный доход. Если с русскими им удастся договориться», - объясняет Д. Марунич. Как проходит совместная модернизация транзитных мощностей, видно по последнему «крупнейшему инвестиционному проекту» реконструкции компрессорной станции «Бар».
Президент Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич
Суть проекта – замена советских газоперекачивающих агрегатов 70-х годов на американские, производства компании General Electric. Стоит это €79 млн., из которых €26 млн. выделит «Укртрансгаз», а €53,6 млн. даст в кредит Deutsche Bank AG. Главный подрядчик реконструкции – немецкая инженерная компания Ferrostaal Industrieanlagen GmbH. Получается, что из всех участников проекта в загрузке ГТС заинтересована только украинская сторона, которой необходимо окупить затраты и обслуживать долг.
«Продолжение транзита [через Украину] не имеет для “Газпрома” совершенно никакой экономической логики», – подчеркивает Д. Марунич, потому в перспективе, чтобы сохранить статус транзитной страны для Молдавии, Словакии, а также Румынии (если та не запустит в эксплуатацию собственные месторождения на шельфе), Украине придется понизить градус конфликтности с Москвой. Да и Киеву, как продавцу транспортных услуг, политику «никуда они от нас не денутся» лучше сменить на более конструктивную.
Петр Порошенко, отвечая в Мюнхене на вопрос о ходе реформирования ГТС Украины, остался в рамках прежней парадигмы мышления: «Проведена очень большая работа. НАК «Нефтегаз» нанял советника, который готовит предложения в области управления газотранспортной системой Украины в полном соответствии международным правилам, прозрачно».