Как предлагают пароходы, совсем не так, как поезда…
Инициатива российского президента вернуть Украине оставшиеся в Крыму части ее военно-морского флота и военно-воздушных сил вызвала тотальный ступор. Перед исполнением щедрівок в канун СТАРОГО НОВОГО ГОДА пришлось напрягаться, дабы понять, «що знов придумав Путін».
Дело в том, что Владимир Путин, сообщив о готовности передать «военные корабли, которые в Крыму еще есть», а также «авиационную технику, бронетехнику», отметил, что украинская сторона «неоднократно ставила вопрос о возврате военной техники из Крыма». Теперь Кремль решил все отдать и пообещал, что если Киеву нечем дотащить корабли, то Россия поможет. К тому же приглашает военных Украины, оттачивающих «натовские стандарты», на утилизацию экс-украинских боеприпасов, которые возвращать на Украину опасно. Надо понимать, с учетом взрывов в Калиновке и Балаклее.
Короче, Владимир Путин обещал устроить проводы с салютом. А обеспечение торжеств возложено на два развернутых дивизиона комплекса С-400.
Чем-то сильно занятый Петр Порошенко на предложение Владимира Путина не отреагировал. А Павел Климкин и весь МИД, похоже, заняты подготовкой справок о собственном психическом здоровье, к чему их обязало государство.
Потому пришлось отдуваться сугубо гражданскому Владимиру Гройсману, который в военно-морской технике разбирается, как Андрей Парубий в речевой дефектологии.
Видимо, не имея четких инструкций из американского посольства и от президента, Гройсман решил, что самое безопасное (по части реакции нацистов) – ответить без конструктива, но с патриотизмом. Он заявил: «Встречное предложение президенту Российской Федерации: предлагаю вместе с флотом вернуть Крым. Готовы принять в ближайшее время. Я считаю, что я ответил».
Кстати, Гройсман допустил ошибку, ибо, как отметили нацисты, он нарушил святую обязанность свидомого чиновника – «размовляти тільки державною мовою».
По факту оказалось, что Гройсман тоже был не готов к возвращению флота, тем паче если возвращение состоится, то ляжет неким финансовым бременем на бюджет, который уже весь распилили и распил утрясли.
* * *
Ситуацию могли спасти эксперты и аналитики, которыми сегодня украинский рынок богат, как буряком и цибулей.
Но командующий ВМС Украины вице-адмирал Игорь Воронченко ответил, что вопрос, за которым может скрываться некая «игра Кремля», необходимо тщательно изучить, а «решение будет приниматься на уровне высшего военно-политического руководства государства, чтобы мы не остались разменной картой». При этом возникает вопрос, а для чего было неоднократно требовать возвращения техники, если теперь нужно тщательное изучение этих собственных требований?
Предшественник Воронченко вице-адмирал Сергей Гайдук, смещенный с поста главного моряка по подозрению в зраде и склонности к агентурной работе на Путина, тоже усмотрел в заявлении Кремля подвох. Суть подвоха флотоводец объяснить не смог, но о своих нехороших предчувствиях он на всякий случай сообщил и рекомендовал не забирать хлам, ибо средств на его восстановление и модернизацию пойдет не меньше, чем на строительство новых кораблей.
Однако часть флотских все же хотят пусть и номинально, но иметь большую эскадру, пусть даже с ржавыми тральщиками и бесполезной подлодкой.
Экс-представитель Минобороны Украины на Черноморском флоте Евгений Лупаков уверяет, что нельзя повторять ошибки 90-х годов и технику надо однозначно забирать, ибо ее оставляли в хорошем состоянии, и «надо привлечь к процессу передачи международное сообщество, чтобы они увидели, в каком состоянии отдают наши боевые корабли».
С ним согласен и отставной козы генерал-лейтенант Игорь Романенко, недавно намекавший на возможность нанесения ракетного удара по Крымскому мосту. Он уверен: «С военной точки зрения, как бы ни было больно за престиж, патриотизм, если подойти прагматично, с болью в сердце, то, если это вооружение, для этого надо создать комиссию, отснять, обследовать и надо посмотреть, если они действительно, скрепя зубами, пойдут на это, то все равно сделать ревизию состояния и после этого принимать решение…Но есть еще один аспект, он заключается в том, что мы подали иск в международные судовые инстанции относительно того, чтобы оценили ущерб, и в этот ущерб в том числе была включена и корабельная техника ВМС Украины».
Но главное, что предлагает тщательно проверить Романенко, это возможность наличия на кораблях «скрытых подрывных устройств», потому что, «просыпаясь утром, Путин думает, как сделать плохо Украине. Вот так все и делается». При этом Романенко не указал, что он сам лично проверяет на наличие путинских бомб свою постель перед сном и...
Ура-патриоты были куда предсказуемее. Замспикера «парламента воюющей страны» Ирина Геращенко отписалась в «Фейсбуке»: «Крым за корабли не продаем, не сдаем, не меняем. Да, это наши корабли, украденные Путиным. Доведенные до ужасного состояния, как и сам Крым, оккупантами. Все, до чего дотрагивается русский мир, приходит в негодность. Мы вернем Крым и всю украинскую собственность там, в том числе и корабли. Как и Донбасс». На теме «флотского камбэка» напомнил о себе полузабытый Дмитрий Ярош.
Очевидно, что Киев не готов к решению возвращения, предложенного Путиным. Пока, куда ни ткнись, Киев наткнется на проблемы или невыгодное положение. Возвращение, да еще при помощи российских буксиров... Затем в Одессе возникнет масса вопросов с затратами на модернизацию, содержание кораблей и новых экипажей.
Принятие техники у России ломает навязанный на Украине стереотип России как «страны-агрессора». С другой стороны, отказ от предложенного имущества – это демонстрация Киевом своей переговорной недееспособности. Киев в различных международных организациях не раз заявлял о «захваченном имуществе». Так что придется либо забирать, либо отказываться от собственности.
* * *
Между тем украинская собственность - это не «уровень металлолома», который мечтают увидеть укроэксперты.
В «Фейсбуке» появился пост севастопольца Олега Крючкова, который побывал 13 января на стоянке украинских кораблей в Стрелецкой бухте Севастополя (фото Крючкова). Он написал: «Состояние у них гораздо лучше, чем я ожидал. Корветы "Хмельницкий", "Луцк", "Тернополь" и тральщики "Черкассы" и "Чернигов" стоят у причала в одной из севастопольских бухт. Неплохо сохранились, если принять во внимание, что 4 года двигатели и механизмы на них никто не включал и не проворачивал. На корабельных ГКП все как в четырнадцатом, когда команды подняли андреевские флаги и перешли служить на Черноморский флот России. На штурманских прокладчиках изданные в Киеве карты, на штатных местах все приборы, вооружение и оборудование. С берега подается тепло и электропитание. Чисто и пусто. Российские моряки поддерживают плавучесть и охраняют "красу и гордость украинских ВМС". Все корабли возрастные, проекты 60-70-х, но вполне комплектны».
Таким образом, на фоне кучи проблем у Киева появился еще один насущный вопрос «Брать или не брать?».
Между тем у официального Киева и всей пишущей братии на Украине не нашлось слов (ни одного) в отношении позиции Владимира Путина по минским соглашениям и отношениям РФ с Украиной в целом.