Как украинский самолёт пал жертвой американского плана
На Украине крайне негативно восприняли итоговый отчёт Ирана о причинах крушения пассажирского самолёта в начале прошлого года. В общем, к этому всё и шло, просто иранцы тянули время. Для тех, кому ещё не попадалась на глаза новость: причиной крушения Boeing 737-800 Международных авиалиний Украины в окрестностях Тегерана в январе 2020 года является, по мнению иранской стороны, ошибка оператора системы ПВО.
Организация гражданской авиации Ирана пишет: «Самолёт был определен как вражеская цель из-за ошибки оператора системы ПВО, и по нему были выпущены две ракеты». Вроде бы всё логично, Иран свою вину таким образом признал. По крайней мере, весь мир объективно понимает, что абсолютной случайностью трагедию объяснить нельзя. Если отойти от гражданского восприятия катастрофы, у иранских военных и ПВО было указание действовать в рамках защиты своей страны и своего воздушного пространства от американских авиаударов. Более того, Иран признавал, что сбил самолёт, практически сразу после авиакатастрофы – через несколько дней, после того как военные разобрались в ситуации.
Как показала история, эта трагедия стала ключевой для геополитики в контексте отношений стран Персидского залива и США. Именно после катастрофы с самолетом МАУ американо-иранский конфликт пошел на спад, вернее, вошёл в вялотекущую фазу.
Киев считает необходимым рассмотрение отчёта на совете Международной организации гражданской авиации (ICAO) и возобновления Тегераном расследования. «Документ не открывает всех обстоятельств, не раскрывает первопричины трагедии и цепочку действий, которые к ней привели. Это не отчёт – это сборник манипуляций, цель которых не выяснить истину, а оправдать Иран. Иран не нашел сил, чтобы признать свою ответственность», – заявил министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба. В общем, внешнеполитическое ведомство стоит на своём: Иран обманывает не только Украину, но и весь мир, а рычагов воздействия на оппонентов у Киева просто нет.
И дальше от Кулебы: «Анализ документа показывает, что Иран провёл расследование с многочисленными нарушениями международных стандартов». Это очень похоже на поиск чёрной кошки в тёмной комнате, которой в итоге там не было и нет.
Официальная позиция Киева ясна: иранские ПВО хотели сбить именно самолет МАУ. Во время подобных трагедий, когда погибают ни в чём не повинные люди, эмоции зашкаливают и посмотреть на ситуацию трезвым взглядом сложно. Но крушение лайнера нельзя воспринимать отдельно от американо-иранского конфликта, как это делают многие западные политологи (и им подпевающие украинские эксперты). Понятна риторика Кулебы: он действует в союзе с американцами, которые дали добро на глобальную травлю Ирана за сбитый пассажирский самолет. Вряд ли кто-то в мире оправдывает Тегеран именно в этом, да и сам Тегеран признал вину.
Но вернёмся в январь 2020 года. Тогда риск войны в Персидском заливе был очень велик. 3 января США нанесли авиационный удар по международному аэропорту Багдада. В итоге убиты были генерал-лейтенант и национальный герой Ирана, одна из наиболее влиятельных военных фигур Востока Касем Сулеймани, заместитель руководителя коалиции Сил народной мобилизации, участвовавшей в боевых действиях против Исламского государства* Абу Махди аль-Мухандис и ещё не менее шести человек.
События развивались быстро, опасность нарастала. Нарушением условий размещения американских военных в Ираке авиаудар посчитали в Багдаде, уже спустя день парламент проголосовал за вывод войск США. Ещё через день Иран уведомил о прекращении действия ограничений на развитие ядерной программы. Утром 8 января две военные базы в Ираке США попали под ракетный обстрел. Тегеран прямо заявил, что это месть за убитого национального героя, операция так и называлась – «Мученик Сулеймани».
Для чего это вспоминать? Чтобы обрисовать, в какой момент украинский пассажирский самолёт находился в воздушном пространстве Ирана. Полагаю, теперь понятно, что по законам военного времени, которые Иран после авиаудара, несомненно, соблюдал, в Персидском заливе ждали повторной атаки с воздуха от американцев.
И самое главное, что указано в отчёте. За несколько часов до катастрофы Федеральное авиационное управление США закрыло воздушное пространство Ирана, в то время как самолёты авиалиний других стран в эту ночь вылетали из аэропорта Тегерана в штатном режиме. Иранские военные незадолго до крушения украинского самолёта просили правительство страны прекратить полёты гражданских самолётов на время ударов по американской базе Айн аль-Асад в Ираке, но их требование никто не услышал. Вот эту часть отчёта, на которую указывает Тегеран, в Киеве и Вашингтоне почему-то даже открывать не хотят.
Тегеран принял вину. Но с выводом «человеческий фактор» не согласен Киев – там думают, что иранцы хотели сбить самолёт главных друзей Америки.
Но с чем можно согласиться из озвученного украинским МИД, так это с необходимостью дальнейшего расследования. Нераскрытыми остались ещё много фактов: почему американцы в трагическое 8 января 2020 года не летали над Ираном, знали ли спецслужбы США о готовности иранских ПВО и почему требование Ирана в целях безопасности пассажиров авиалайнеров не было выполнено. Эта история полна «чёрных ящиков». Один из которых – сама Украина.