Каменный феникс земли Русской
Мгарскому Спасо-Преображенскому монастырю – 400 лет
Древнее предание гласит, что монастырь здесь существовал ещё во времена Киевской Руси. В шести километрах к западу от него расположенный город Лубны был основан Владимиром Святославовичем в 988 году как лубяная (деревянная) крепость в Посульской оборонительной линии на юго-восточной границе Древнерусского государства. А это ведь был год Крещения Руси, и князь, вполне возможно, не только мечом оградил эти новые свои земли, но и крестом осиял их на вечные времена.
Безусловно, предание – не источник. Но, выдавая в 1619 году фундуш на основание Мгарского монастыря, княгиня Раина Вишневецкая, хозяйка этих мест, сочла необходимым упомянуть и это важное обстоятельство: «Позволяю фундувати (основать) монастыр за Лубнами, от Лубен полмиле, у лесе Мгарском, на горе, где передтим бывала пасека и, знат, слыше (как рассказывают) бывал передтим колис (когда-то раньше) и монастир». Подарила дерево будованное (строевое) на возведение церкви и келий, грунты (земли) «с подданними на том грунте мешкаючими (живущими)», чтобы монахи монашествовали, нужды не зная, на «размножение хвалы Божией… релегии греческой восточного православия».
Устройство монастыря поручила игумену Густынскому и Подгорскому Исаие Копинскому (Густынский Свято-Троицкий монастырь, как и Ладанский Покровский монастырь, оба близ Прилук на Черниговщине, основала тоже она). Исаия Копинский полтора года спустя был тайно хиротонисан патриархом Иерусалимским Феофаном во епископа Перемышльского, позже стал архиепископом Смоленским и Черниговским, далее был избран митрополитом Киевским и всея Руси. Мгарский монастырь оставался его заботой до конца его дней.
Следует понимать, в какое невероятное сложное время происходило возникновение и становление Мгарского монастыря. Сама учредительница и благодетельница его Раина Вишневецкая находилась в глубокой опале. По приказу короля Сигизмунда III её саму и маленьких её детей – Ярему и Анну – приговорили к изгнанию. Магнатам приписывалось «никакого общения [с ними] не иметь и в имениях своих не скрывать, совета и помощи ни в чём не подавать». Детище её, Мгарский монастырь, представлял собой укреплённый остров в море католической экспансии. Соседи монахов, бенедиктинцы, были не прочь захватить монастырские «маетности», ожидая только отмашки от других членов семьи Вишневецких. Скажем, от Константина, брата покойного мужа княгини Раины, ярого католика, после ранней смерти её в 30-летнем возрасте вырастившего из племянника и ревностного адепта «лядской веры», и губителя своего народа «лютого Ярему». Но и он не решился «тую фундацию нарушити и кассовати», ибо по документу надлежало такому дерзкому нарушителю «рассудитися… перед маестатом Божиим». Убоялся, любимого детища княгини Раины не тронул.
Основательница Мгарского монастыря княгиня Раина Могилянка-Вишневецкая.
Уже после смерти княгини Раины Вишневецкой, последовавшей всё в том же достопамятном 1619 году, в 1628 году, месяце июне, в 8-й день «начаша здати (возводить) храм Преображения Господа нашего Иисус Христа…». Возможно, он был значительно перестроен в 1654 году, когда окончилась Освободительная война Богдана Хмельницкого против поляков, ибо «того же лета на Преображение Господне преосвященный Сильвестр Косов, митрополит Киевский, в монастыру Мгарском церковь Святого Спаса освятил», пишет в «Летописи Самовидца» её автор Самуил Величко. В 1684 году церковь разобрали, и при закладке новой, каменной, состоявшейся 23 апреля того же года, в фундаменте были положены частицы мощей святых: «Апостола Андрея, Иоанна Златоуста, мучеников Меркурия и Феодора Стратилата, Марка Печерского». Строилась церковь по проекту виленского архитектора Иоганна-Баптиста Зауэра в содружестве с местными мастерами Мартином Томашевским и Атанасом Пирятинским уже как собор. Освящена в 1692 году. Но слабым оказался её свод – рухнул. Перестройка шла с 1728 по 1754 год. 28 августа церковь вновь освятил Киевский митрополит Тимофей Щербацкий. Отдельно стоящая колокольня была начата в 1785-м, но достроена только в 1844 году.
По любопытной особенности того времени каждый властитель считал действительными только свои распоряжения. Вот почему в книге копий монастырских крепостных актов сохранялись фундуш упомянутого ранее Константина Вишневецкого, подтверждавший фундуш княгини Раины, и грамоты Иеремии Вишневецкого, а ещё восемь универсалов Богдана Хмельницкого, семь – от его сына Юрия (некоторое время жившего во Мгаре монахом под именем Гедеона), 56 – от гетманов Выговского, Мазепы, Сомко, Брюховецкого, Многогрешного, Дорошенко, Мазепы и Скоропадского. Восемь жалованных Высочайших грамот было получено монастырём от государей Алексея Михайловича, Иоанна и Петра Алексеевичей, Софии Алексеевны и императрицы Елизаветы Петровны. Они не только подтверждали давние права обители, но и содержали всё новые и новые пожалования. Множество было даров и от частных лиц. А в особо трудные времена (когда случались крупные пожары либо иные разорения, особенно во времена «малороссийских смут», паче того – Руины) всегда случались благодетели, открывавшие «обильные струи пожертвований», по слову летописца. И монастырь, подобно сказочной птице Феникс, всегда восставал из руин ещё краше, чем он был прежде. Значит, так было угодно Богу.
Святитель Афанасий, патриарх Константинопольский, в Лубенском монастыре почивающий, сидящий. Русская икона XVII века.
«В Лубенском монастыре и настоятели и братия постоянно стяжали себе славу своим благочестием, незлобием и сердечностью к страждущим. Гонимые находили в монастыре приют, покровительство и утешение», –- пишет дореволюционный исследователь истории монастыря. Здесь спасались от гнева казаков Хмельницкого польские шляхтичи, и им тоже не было в этом отказа. «Раем земным» нашёл монастырь возвращавшийся из Москвы на родину после встречи с царём Алексеем Михайловичем и патриархом Московским Никоном в 1653 году Константинопольский патриарх Афанасий III Пателларий. Он пожелал остаться здесь, и почил год спустя. На месте, где он любил отдыхать, была 130 лет спустя поставлена колокольня. А через 125 лет после кончины святителя Афанасия монастырь Мгар избрал местом своего последнего упокоения другой Константинопольский патриарх – Серафим II Анина, отошедший ко Господу 7 декабря 1779 года. Вечный покой обрели здесь киевский митрополит Иосиф (Нелюбович-Тукальский), архиепископ тобольский Амвросий (Келембет), епископ полтавский (впоследствии архиепископ псковский, лифляндский и курляндский) Мефодий (Пишнячевский) и другие.
Почившие во Мгарском монастыре иерархи: Константинопольский патриарх Серафим II Анина, киевский митрополит Иосиф (Нелюбович-Тукальский), архиепископ тобольский Амвросий (Келембет), епископ полтавский, архиепископ псковский, лифляндский и курляндский Мефодий Пишнячевский (слева направо и сверху вниз).
«Обильные струи пожертвований» ещё мало что значили сами по себе. «Рай земной» создавался неусыпными трудами настоятелей и братии. Из таковых руководителей, помимо упомянутого ранее Исаии Копинского, история сохранила имена Гергиевича Русиновича, строителя первых церквей; Петроника Левковского, приютившего патриарха Афанасия; игумена иеромонаха Калистрата, основавшего Полтавскую Кресто-Воздвиженкую обитель (ныне монастырь); первого архимандрита монастыря, будущего святителя Белгородского Иоасафа (Горленко), чьё монастырское служение продолжалось во Мгаре с 1737 по 1744 год, и многих других, чьи имена внесены в старинный синодик, по которому Мгарская обитель молится об упокоении их душ.
Мгарский монастырь. Литография XIX века.
Самое жестокое, сродни случившемуся во времена монголо-татарского нашествия, разорение Мгарский монастырь испытал с 1919 года, когда сначала шестнадцать монахов и игумен Амвросий были расстреляны большевиками под руководством комиссара Бакая за «укрывательство „белых“», которые вошли в монастырь 14 августа 1919 года. Ночью 19 августа «преступники» были убиты (канонизированы УПЦ МП в лике преподобномучеников 30 августа 2008 года).
Разорение древней обители сочеталось с глумлением над святыньями. Монастырь в 1925 году был отдан под резиденцию лидера лубенского раскола Феофила Булдовского, который пошёл на сотрудничество с большевиками. Использовав его и выбросив за ненадобностью сначала из монастыря (а потом постепенно отобрав все приходы), власти с начала 1930-х годов устроили во Мгаре патронат для детей «врагов народа», затем разместили дисциплинарный батальон, а потом (уже после войны) – войсковые склады 25-й Чапаевской дивизии, некоторые офицеры которой любили бродить в руинах и расстреливать уцелевшие иконы и фрески.
В 1993-м началось новое возрождение монастыря, по сути, в руинах. Здесь не осталось почти ничего: собор ещё в 1922 году, включая серебряный трон святителя Афанасия, был разграблен. Могилы попраны. Стены зияли проломами окон. На них глумливо смотрелись таблички: «Келии. Памятник архитектуры XVII века». Не было электричества и воды…
Разрушенные постройки монастыря в начале 1990-х годов. Фото автора.
Но прошло четверть века, и вновь… «Подворьем эту территорию даже не назовёшь. Скорее, Эдемский сад, который раскинулся на небольшой площади вокруг Благовещенского храма…» – пишет журналист, посетивший скит Благовещения Пресвятой Богородицы Мгарского монастыря. Сейчас монастырь имеет собственные пахотные земли, своё животноводческое и птицеводческое хозяйство, пасеку, пекарню, занимается издательской деятельностью. Издаваемый монастырем журнал «Мгарский колокол» в 2005 году признан лучшим журналом УПЦ.
Спасо-Преображенский собор Мгарского монастыря. Современный вид.
Своё 400-летие монастырь отмечает в 2019 году. Из памятных дат выбрали две: год взяли тот, когда «рукою власною (собственной)» Раина Вишневецкая-Могилянка 18 (28) января 1619-го дала фундат на основание монастыря; на числе 15 мая остановились, потому что в этот день совершается память святителя Патриарха Афанасия III Пателлария, Лубенского чудотворца, и соимённого ему Афанасия Великого, известного как одного из наиболее энергичных противников арианства. На торжество приехали иерархи УПЦ почти со всей Украины, а также Белгородский и Старооскольский Иоанн: ведь святитель Иоасаф Белгородский навеки связал своим служением Мгар и Белгород, Украину и Россию. Торжественное богослужение возглавил Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий, ему сослужали 15 иереев, духовенство монастыря и гости в священническом сане. Но казалось, что здесь незримо предстоят также все отдавшие за четыре столетия многие свои труды и средства на устройство и процветание монастыря: его основатели и благодетели, настоятели и насельники, ревностные прихожане.
«В саду Эдемском»: Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий (в центре) с иерархами УПЦ и благодетелями монастыря. Слева от него митрополита Полтавский и Миргородский Филипп.
За труды, положенные на возрождение обители, первого её наместника, в то время игумена Филиппа (Осадченко), впоследствии архимандрита, а ныне митрополита Полтавского и Миргородского, Блаженнейший Владыка наградил орденом святого князя Владимира I степени, того самого князя Владимира, который основал чуть виднеющиеся из Мгара Лубны, а быть может, и этот монастырь, незыблемую твердыню Веры земли Русской.
Заглавное фото: Мгарский монастырь над речкою Сулой в наши дни.