Киевское время Владимира Высоцкого
Тот самый дом
25 января, в Татьянин день, все мы вспоминаем свое студенческое беззаботное время, время любви, радости, веселья и молодости. В этот же день мы вспоминаем и о Владимире Высоцком. Многое связывает его с Киевом. Имеется и бульвар его имени, и памятник Жеглову-Высоцкому…
В одной из предыдущих моих статей был рассказ о том, какое позитивное влияние на творчество и жизнь Владимира Высоцкого оказали дядя Алексей и его жена Александра.
«Самому популярному человеку в Москве, моему талантливому племяннику Володе». Так говорила о Высоцком Москва, так говорил и его крестный творческий папа
И вот настала пора рассказать о его «киевском вальсе», ведь украинская столица занимала в его жизни далеко не последнее место.
Истинные почитатели таланта (именно, почитатели, а не фанаты) певца-поэта точно высчитали все дни, прожитые Высоцким, – 15520 от 25 января 1938-го до 25 июля 1980-го. И до сих пор обсуждается и изучается мистическое совпадение основных дат его жизни…
Его первая фотография...
и последняя
До сих пор его поклонники собирают фотографии Владимира Высоцкого, ведут поиск мест, где он выступал или бывал, собирают о нем ранее неизвестные сведения. Стоит сказать и о том, что в популярнейшей серии «Жизнь замечательных людей» вышло уже несколько книг с одним названием «Высоцкий». Не удержался и я, найдя время сбегать в библиотеку и внимательным образом изучить данный том.
Могу сказать лишь то, что ощущение после прочитанного двоякое. С одной стороны, автор книги, известный литературовед Владимир Иванович Новиков, дал замечательный анализ творческого наследия Владимира Высоцкого в стиле «Лермонтовской энциклопедии» пера известного мастера литературной критики Ираклия Луарсаровича Андроникова. С другой стороны, как историк, разочаровался – Владимир Высоцкий был показан исключительно как личность, прожившая всю жизнь на сцене. И ни слова о семье, о его жизненных вехах. Практически ничего о «киевском вальсе» певца-поэта.
О киевском периоде его жизни и творчества все же есть и публикации, и воспоминания. Но, как говорится, есть, но есть не всё и не все.
Киевский след Высоцкого начинается с бульвара Владимира Высоцкого, что расположен в киевском районе Троещина.
Не меньший интерес у киевлян и гостей украинской столицы вызывает памятник Жеглову и Шарапову, установленный возле МВД Украины. Значительная часть почитателей творчества певца-поэта и актера так и говорят - это памятник Жеглову-Высоцкому
Вокруг и около киевского памятника и начинается раскручиваться сюжет «киевского вальса» Владимира Высоцкого. И начинается он с Владимира Семеновича Высоцкого-старшего, т.е. деда певца-поэта.
Эта фотография деда Высоцкого сделана в Киеве, причем после того, как он, собственно, и стал Владимиром Семеновичем, приняв православие
А это стоп-кадр из фильма, где Жеглов-Высоцкий ставит точку в деятельности «Черной кошки». И попробуйте найти различия между дедом и внуком
Существует немало воспоминаний о том, что когда к певцу-поэту обращались, указывая фамилию, имя и отчество, то он всегда добавлял слово «младший».
После болезненного развода деда с бабушкой в 1926 году (хотя разводы было делом семейным, за исключением дяди Леши), Дора (Ирэна) Евсеевна Высоцкая с сыном Алексеем осталась в Киеве, в то время как Семен отправился с отцом в Москву. А Володя Высоцкий не только уважал своего киевского деда, но и, как видно по его роли Жеглова, во всем подражал ему.
Бабушка Владимира Высоцкого в молодости и со старшим сыном Семеном. Фотография сделана в Киеве в 1917 году
Ирэна Евсеевна навсегда осталась в Киеве. Но родственные связи как между бывшими супругами, так и братьями не прерывались никогда. То старший сын Семен неоднократно приезжал до войны из Москвы в Киев, то младший Алексей из Киева в Москву. Окончательно братьев в Москве воссоединила Великая Победа.
У Семена родился сын, названный в честь деда Владимиром (так появилось два Владимира Семеновича Высоцких), а у Алексея - сын и дочь.
До начала Великой Отечественной войны маленький Володя у киевской бабушки не бывал. И лишь после войны, когда отца в 1949-м направили из Германии для дальнейшего прохождения службы в Киевский военный округ, вся семья первое время жила у бабушки в доме № 20 по улице Ивана Франко.
Потом семья Семена Высоцкого снимала квартиру в доме № 5 в Чеховском переулке, а в 1951-м получила служебное жилье в доме № 46 по улице Октябрьской революции (ныне это дома № 13/4 и 24/7 по улице Институтской).
Вот эта улица, вот этот дом. Мальчик Володя прописан был в нем
Сегодня имеется достаточно много воспоминаний киевлян (которым слегка за семь десятков) касательно личности Владимира Высоцкого. Воспоминания интересны, но и разнополюсны. Общий портрет подростка Высоцкого един в том, что это был шустрый мальчик, плотненький, пухленький, в неизменном детском кителе на военный покрой и озорной, как все киевские мальчишки той послевоенной поры. И никто в пятнадцатилетнем подростке, убывающим с отцом и мачехой в Москву, не видел в нем будущего певца-поэта. Тогда Володя Высоцкий совершенно не отличался от своих сверстников, и ни вокальные, ни актерские задатки тогда в нем не проявлялись.
В киевской квартире бабушки Володя впервые услышал слова Бабий Яр. Он долго не мог понять, почему все его родные и близкие носят фамилию Высоцких, а бабушка Даша – Семененко (или Самоненко). Лишь повзрослев, он узнал, что с началом немецкой оккупации Дора Евсеевна не смогла эвакуироваться, а когда начались еврейские расстрелы, ей пришлось взять фамилию своего нового мужа. Так она стала Дарьей Алексеевной. А киевляне, которые пережили ужас фашистской оккупации, вспоминали, что часть еврейских семей, которые не пропали в Бабьем Яру, в первые дни оккупации прятались на киевских кладбищах.
По исследованиям киевского историка-некрополиста Людмилы Проценко (к сожалению, ушедшей от нас), во время оккупации склепы на территории Байкового кладбища служили убежищами для многих еврейских семей. По ее версии и воспоминаниям очевидцев, немцы боялись кладбищ и не могли заподозрить, что там может кто-то прятаться. Таким образом многим удалось спастись. Есть ее ссылка и на то, что в одном из таких склепов в маленькой комнатке, предназначенной для поминовения усопших, некоторое время пряталась с подругой и бабушка Высоцкого. Эта версия косвенно подтверждается тем, что по завещанию она была похоронена своим любимым внуком Володей на участке № 19 упомянутого кладбища возле одного из таких склепов.
В одном из таких склепов вблизи участка № 19 пряталась и бабушка певца-поэта от фашистов и полицаев
Следующее па «киевского вальса» Владимира Семеновича-младшего приходится на конец 50-х годов прошлого столетия. По воспоминаниям двоюродной сестры Ирэны Высоцкой (названной в честь бабушки – вот такое внучатое наследие), начиная с 1958-го, Владимир стал часто бывать в Киеве. Причина – его головокружительный роман с однокурсницей по школе-студии Изой Жуковой (так звали ее все родные в семье Высоцких, хотя ее полное имя – Изольда). Она получила распределение в Киевский театр русской драмы имени Леси Украинки. Несмотря на свое замужество, бурный роман Изольды и Владимира перерос в гражданский брак. И так получилось, что самым родным человеком в Киеве стала для молодой влюбленной пары бабушка Ирэна. Ей, любящей своего талантливого внука, Изольда очень понравилась. С учетом того, что бабушка была известным косметологом Киева, ей удалось через свою клиентку, которая была народным судьей, устроить в Киеве развод Изы со своим мужем. Так Киев вновь помог Владимиру Высоцкому. Изольда прослужила в киевском театре два сезона и в 1960-м молодые воссоединились в Москве, чтобы создать свою семью – первую семью Владимира Семеновича-младшего.
Следующая фигура «киевского вальса» для Высоцкого была печальная. В начале января 1970-го, когда Владимир Семенович снимался в главной роли фильма Георгия Юнгвальд-Хилькевича «Опасные гастроли», ему неожиданно сообщили, что бабушке очень плохо (ей было 78 лет). И он срочным порядком улетел в Киев. А спустя время, вся съемочная группа узнала, что он провел целый день с бабушкой, которая умерла у него на руках.
Высоцкий очень любил свою бабушку, ведь она была у него одна. И, кроме того, она поддержала театральное начало внука, когда тот решил бросить Московский инженерно-строительный институт и поступить в школу-студию МХАТ. И вот здесь следует сделать одно важное историческое отступление. Многие исследователи киевского периода Владимира Высоцкого отмечают, что чрезвычайно сложно найти могилу бабушки певца-поэта, ведь прошло уже 45 лет с момента ее смерти. Во многих опубликованных исследованиях указано, что 19-й сектор - самый крупный на кладбище и если учесть, что могиле много лет, скорее всего, она давно заброшена. Иначе мы бы о ней знали. Неудивительно, что отыскать ее очень сложно.
Оказалось, ничего удивительного нет. Как уже ранее отмечалось, в конце 1941-го Дора Евсеевна оформила церковный брак с Григорием Ивановичем, но не Семененко, а Самоненко (с ударением на втором слоге). И записалась как православная. С тех пор бывшая Дора Евсеевна Высоцкая стала Дарьей Алексеевной Самоненко. Учитывая, что искали Дарью Семененко и не нашли, ответ был найден мною во время исследовательских поисков совместно с администрацией Байкового кладбища. Внимательным образом изучив записи погребенных, мы нашли запись за 21 января 1970-го, не совсем разборчивую (книга не раз пребывала в разных руках), в которой указано: «С_м_ненко Д.А. Участок №19 (смешанный ряд), Улица Франко, д.20, кв.3».
Совпадает многое – и дата смерти, и адрес, и даже основные буквы фамилии. Не мешкая, отправились на действительно заброшенный участок №19 к смешанному ряду. Смешанный ряд - это часть участка, где православные могилы находятся рядом с еврейскими. И именно там находится семейное захоронение Самоненко и самого Григория Ивановича.
А затем у Высоцкого были еще дни прекрасно проведенного времени в Киеве. Прежде всего, это трехнедельный период гастролей Театра на Таганке в сентябре 1971-го, когда весь просвещенный Киев три недели (в прямом и переносном смысле) «стоял на ушах». На спектакли в Киевском театре оперетты билетов, как говорится, нельзя было достать ни за какие деньги, особенно на «Десять дней, которые потрясли мир», «Павшие и живые», конечно же, на «Пугачева», где играл Высоцкий. Да и свое песенное творчество Высоцкий продолжал в Киеве. Его известные «Товарищи ученые...», «Милицейский протокол», «Считай по-нашему, мы выпили не много...» были написаны как раз в это время.
Существует версия, что частым приездам Высоцкого в Киев способствовал сын первого секретаря ЦК КПУ. Вот как эти «киевские встречи» объясняет Ирэена Алексеевна в книге «Мой брат Высоцкий»: «Рассказывают, что в то время творчеством Высоцкого увлекался Виталий Шелест - ученый-физик, сын всемогущего руководителя Компартии Украины Петра Шелеста. Это облегчало организацию концертов. Позже Владимир Высоцкий выступал перед киевлянами и в 1972-м, и в 1973-м. Но после того как Петра Шелеста «ушли» на пенсию, а Виталий переехал в Москву, прекратились и приезды певца... Тем не менее, выступления Высоцкого в столице Украины оставили ощутимый след. Целый ряд его здешних концертов сохранен поклонниками в виде фонограмм, существует немало фотоснимков. А творческая встреча с сотрудниками Института электросварки имени Патона в зале на улице Горького, 69, была отснята на кинопленку».
Этот же творческий прорыв подтверждает и Владимир Новиков: «Осенью Таганку наконец выпускают на большие гастроли в Киев. Эти сентябрьские три недели — просто болдинская осень. Помимо участия в спектаклях и репетициях «Гамлета» (они и здесь не прерывались), он дал около тридцати концертов — в Институтах физики, ботаники, кибернетики, электросварки и бог знает чего еще, на заводах и строительных комбинатах и т. д. и т. п. Прежде чем перейти к песням, рассказывал о театре – с увлечением и с удовольствием, не впадая в пафос и сочетая серьезность с шуткой». Позднее, когда выступления Высоцкого уже проходили с неизменным аншлагом, Владимир Семенович несколько раз приезжал в Киев. Один из концертов он дал во Дворце культуры завода шампанских вин, где после посещения дегустационного зала в книге посетителей сделал свою запись-экспромт:
Сегодня выступал. Один! Нет, не один - вдвоем с гитарой! Виват, завод шампанских вин! Я ваш навек поклонник старый!
К слову сказать, листок с этим четверостишьем, спустя время, был варварски выдран из «книги уважаемых и уваженных». Сегодня в антикварных салонах можно увидеть много автографов известных людей. И если увидите это четверостишие певца-поэта Высоцкого, знайте – оно украдено из Киева…
В последние годы своей жизни Владимир Семенович довольно часто говорил и пел либо о бессмертии, либо о смерти, которую не обхитришь.
Секунд, минут, часов – нули.
Сердца с часами сверьте!
Объявлен праздник всей Земли:
«День без единой смерти».
Сложно сказать, предчувствовал ли он свою кончину или знал, что оставшееся время жил не только на нервах, но и с надрывом. Лучше, чем сказал Владимир Новиков о его смерти, наверное, не скажешь: «Но смерть поэта - это совсем другое дело, особенно в России. Это результат взаимодействия множества сил, земных и небесных. Это неминуемое следствие болевого соединения судьбы личности с судьбой целой страны. Обыденным житейским взглядом здесь ничего не увидишь. Каждый имеет право на собственное суждение о смерти Высоцкого, но ничье суждение не может претендовать на абсолютную истинность».
Ей дали взятку – Смерть не на работе!..
Не доглядели, хоть реви, -
Он просто умер от любви.
На взлете умер он, на верхней ноте.
Может быть, из-за его смерти на взлете или в память о его авиационном песенном творчестве появился в Аэрофлоте лайнер имени Владимира Высоцкого как память о человеке, которого любили и любят все.
Аэробус «В. Высоцкий»
Но имя его, как и его творчество, сегодня востребовано. Как не хватает нам сегодня его незабываемого голоса, его народной правды о том, что происходит в нашем обществе. Не хватает его и в Москве, и в Киеве. И я уверен, что 25 января в день его 77-летия мы вспомним о нем как в московской квартире-музее, так и в киевском музее его имени. Ведь две семерки – это счастливое число, которое должно напомнить нам о том, что певец-поэт всем нам желал добра и счастья. И давайте вспомним и о том, что Владимир Семенович был очень далек от расовых предрассудков и национальной нетерпимости. Ведь сам он, рожденный от еврея и русской, писал:
Когда наши устои уродские
Разнесла революция в прах, –
Жили-были евреи Высоцкие,
Неизвестные в высших кругах.
Но став всенародным певцом-поэтом, актером высшей квалификации (без самого звания народного при жизни) и рассуждая о своем творчестве, он говорил: «Мне кажется, что у моих песен очень русские корни, и по-настоящему они могут быть понятны только русскому человеку».
А я думаю, что его песни и сегодня понятны всем, живущим в нашем культурно-историческом пространстве.