Кредит доверия властям: лимит исчерпан
2.11.2011
Напечатать
А
А
А
В нашей сегодняшней суетной и прагматичной жизни за все необходимо платить. Кто-то платит наличными, а кто-то берет кредит. Нынешняя украинская власть, как и все ее предшественницы, взяла у общества кредит.
С весны по осень 2010 года украинцы преимущественно позитивно оценивали и вновь избранного президента страны, и всю его команду в целом. Наступила новая «эра» и вопреки всему предыдущему опыту, сравнительное большинство украинцев вновь поверили главе государства. Однако, как и всегда, пришло время возвращать кредит доверия, и сразу же возникли трудности. С осени прошлого по осень нынешнего года произошло постепенное и неумолимое падение рейтингов действующей власти. Регионалы не только не смогли улучшить свои показатели, но и значительно утратили занимаемые позиции.
Так, по данным компании «TNS-Ukraine», наиболее высоким уровень доверия к новой власти был в апреле-мае 2010 года, а к Президенту Украины – наивысшим среди политиков. В июле этого года главе государства доверяло уже менее трети респондентов. Как свидетельствует опрос, проведенный в середине августа другой социологической фирмой – «СОЦИС» совместно с Институтом политических и этносоциальных исследований им И.Ф. Кураса НАН Украины, рейтинг доверия к первому лицу страны еще больше понизился – ему доверяла только четверть опрошенных. Тем не менее, даже с таким показателем уровень доверия у Виктора Януковича является наивысшим среди политиков. Однако лидер «Фронта Перемен» Арсений Яценюк показывает фактически аналогичный результат, а находящаяся в заключении Юлия Тимошенко отстает всего на несколько процентов от них. Тогда как еще год назад, согласно всем опросам, лидерство по уровню доверия у Президента было безоговорочным в пределах Украины, а Юлии Тимошенко не доверяло более трех четвертей опрошенных.
Теперь же согласно данным «СОЦИС», более всего украинцы не доверяют спикеру Верховной Рады - Владимиру Литвину, а также премьер-министру - Николаю Азарову. И первого, и второго можно отнести к действующей власти, ведь парламент сейчас фактически контролируют регионалы, а о принадлежности главы Кабинета министров к президентской команде даже не стоит лишний раз напоминать. Кроме того, недовольство властью отразилось не только на этих двух политиках. Третьим политиком, которому не доверяют почти три четверти респондентов, стал лидер «Сильной Украины» - Сергей Тигипко. И снова вспомним о том, что еще полтора года назад ему отдали свои голоса тринадцать процентов избирателей и таким образом обеспечили ему третий результат на президентских выборах.
Кроме того, по данным TNS, еще полгода назад, Сергей Тигипко мог конкурировать по рейтингу доверия с Виктором Януковичем, которому, соответственно доверяли значительно больше сограждан, нежели сейчас. Не чем иным, как ассоциацией в глазах украинцев С. Тигипко с действующей властью, такие резкие изменения рейтинга лидера «Сильной Украины» объяснить нельзя. Основания для подобных ассоциаций достаточные – решение С. Тигипко объединить свою партию с Партией регионов, которая, ко всему прочему, по данным социологов, также очень сильно сдала позиции: за полгода количество доверяющих ей украинцев уменьшилось с почти трети всего электората до менее пятой части. Данный факт логичен, ведь в Украине так уж повелось, что личный рейтинг лидера зачастую намного важнее рейтинга его политической силы и влияет на нее, а не наоборот.
В итоге украинцы не доверяют ни законодательной, ни исполнительной, ни судебной ветвям власти. Только церковь, армия и… средства массовой информации, по мнению подавляющей части населения, заслуживают доверия.
Причины падения рейтинга самой власти и отдельных ее представителей не стоит искать в тиражируемой информации «о преследованиях оппозиции, сворачивании демократии и свободы слова», как это пытаются представить некоторые политики. Причины следует искать в базисе, а не надстройке. Ведь абсолютное большинство респондентов во всех исследованиях указывают, что недовольны экономической жизнью страны, да и собственным финансовым положением тоже. И нынешняя власть своими действиями не только не решает возникшие проблемы социально-экономического плана, но и наоборот, делает положение еще более критическим.
Попытки власти пересмотреть газовые контракты с Россией, мотивируя их невыгодностью для Украины, неясные перспективы дальнейших «газовых отношений» с Россией не могут быть весомым контраргументом действий нынешнего руководства страны. По сути, имея обязательства перед международными кредиторами, Кабинет министров и Верховная Рада вынуждены принимать непопулярные законы и терять поддержку практически среди всех категорий населения. Все помнят, к каким последствиям привел новый Налоговый кодекс и сколько породил акций протеста со стороны предпринимателей. По мнению последних, изменения в налоговом законодательстве крайне негативно отразятся в первую очередь на малом и среднем бизнесе. Кроме того, резкое неприятие украинского общества вызвало принятие под давлением МВФ Пенсионной реформы, которая коснулась практически всего населения Украины.
Своеобразным «звонком» для власти, который ознаменовал тот факт, что социологические данные - это не абстрактные цифры, а индикаторы состояния общества, стали события, последовавшие за попыткой отмены льгот «афганцам» и «чернобыльцам». Тогда штурм Верховной Рады фактически заставил пересмотреть это решение и даже создал прецедент: власть понимает только язык силы.
И вновь во вторник, 1 ноября, участники митинга ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС снесли металлическое ограждение и пытались прорваться в Верховную Раду, требуя не допустить принятия законопроекта об урезании им льгот. Чернобыльцы остаются у стен парламента, звучат требования роспуска Верховной Рады и отставки правительства.
Наглядным примером беспомощности власти является также попытка принятия закона об отмене зимнего времени. Туманные объяснения, которыми власть мотивировала необходимость его принятия и неподготовленность самого решения, породили в обществе если не резкое неприятие, то как минимум недоумение. Как показали экспресс-опросы общественного мнения, большинство украинцев не поддержали отмену зимнего времени. В Ужгороде, например, и вовсе решили перенести начало рабочего дня на час позже и, таким образом, компенсировать нововведение. В итоге закон отменили, чем еще больше продемонстрировали бесплодность деятельности парламентариев.
Куда же идет нынешний президент и его команда? Ответ прост: туда, куда и все его предшественники. Прошло менее половины срока президентских полномочий Виктора Януковича, но уже сейчас он проигрывает в гипотетическом втором туре или показывает равный результат с двумя своими главными оппонентами, хотя еще год назад уверенно лидировал. Если тенденция снижения рейтинга доверия первому лицу государства продолжится, то Виктор Янукович рискует повторить «подвиг» Виктора Ющенко, который, по данным TNS, демонстрирует наименьший уровень доверия среди политиков, а некогда возглавляемая им сила рискует не пройти трехпроцентный барьер на предстоящих парламентских выборах. И это притом, что шесть лет назад он и его партия имели колоссальную поддержку и доверие среди украинцев.
Станет ли Виктор Янукович, как и его предшественники, «одноразовым президентом», поплатится ли своей политической карьерой за промахи на высшем посту, станет ясно уже в ближайшие год-полтора. Пока прогнозы для действующего главы государства неутешительны: существует устойчивая тенденция к снижению его рейтинга. Как показывает опыт, раздосадованные в каком-либо политике украинцы практически никогда не возвращают ему высокий уровень доверия и больше на значимые государственные посты он претендовать не сможет.
47
Поставить лайк: 140
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
https://odnarodyna.org/content/kredit-doveriya-vlastyam-limit-ischerpan