ссылка

Крым на острие политической борьбы

Увеличить шрифт
А
А
А

В сентябре сравнительное политическое затишье периода отпусков сменилось на Украине резкой активизацией политиков в центре и в регионах. И если в пылу киевских разборок борются за изменение политической системы государства, трансформируя коалицию большинства в парламенте, то на местах вновь заговорили о старых больных темах. «Кирпичики» в «фундамент» взволновавших политический бомонд Украины постановлений и обращений, принятых крымским парламентом, были уложены еще в конце мая.

Создавалось впечатление, что «первопроходец» в решении языкового вопроса пан Вакарчук задумал узнать реакцию крымчан на украинизацию школ полуострова посредством издания нашумевшего приказа №461. Время было выбрано удачно: жители Крыма были вовсю заняты работой в период курортного сезона и прореагировали, в основном, специалисты в области образования.
 
Ободренный «успехами» своего коллеги министр здравоохранения Василий Князевич озаботился тем, как бы заставить будущих «эскулапов» постигать азы профессии исключительно на государственном языке. Конечно, ничего нового своими действиями украинизаторы не открыли, за исключением одного: ранее насильственная украинизация велась исподволь и медленно.
 
В принципе, об особой «позиции» нашеукраинцев в языковом вопросе свидетельствовало и то, что они традиционно стремились курировать гуманитарный блок вопросов в Кабинете министров, а также соответствующие профильные комитеты Верховной Рады.
 
Практика игнорирования киевскими «оранжевыми» политиками самого существования Автономной Республики Крым и ее особого статуса долго не встречала должной реакции у высшего представительного органа автономии. В качестве примера ответа крымского парламента на насильственную украинизацию следует вспомнить совершенно спокойное Постановление «О ходе выполнения Постановления Верховной Рады Автономной Республики Крым от 15 апреля 1998 года N 1505-1 "Об обеспечении функционирования государственного, русского и других национальных языков в Автономной Республике Крым"». Оно было составлено в форме проектов поправок к законам Украины, регулирующим основную сферу применения языков в нотариате, образовании, судопроизводстве, лекарственных аннотациях.
 
Данные проекты, направленные в Верховную Раду, благополучно «легли под сукно» в недрах парламентских комитетов. Зато недавнее Постановление Верховной Рады Крыма по поводу приказа Вакарчука и письма Князевича свидетельствует о смене тактики противодействия насильственной украинизации.
 
Августовские события на Кавказе отчетливо закрепили у многих политологов мнение о необходимости эффективного информационного обеспечения проведенной Россией операции по принуждению Грузии к миру.
 
Потерпев фактическую неудачу в военной кампании, Грузия прибегла к невиданной по интенсивности пропагандистской войне против России. Значение информации в политическом процессе сделалось как никогда актуальным.
 
В применении к крымским событиям это можно назвать «информационным поединком». Действительно, логика высказываний некоторых политиков-украинизаторов такова, что они не признают самого существования проблемы статуса русского языка на Украине. Такой вид поведения, по их мнению, позволяет «обесценить» данный вопрос в глазах потенциальных избирателей.
 
Следовательно, бороться с «непризнанием» следует только методом постоянного привлечения внимания к фактам дискриминации русского языка и русскоговорящих граждан на Украине. Одним из последствий принятых крымским парламентом постановлений стало то, что о них заговорил разом весь украинский политикум. И это значит, что проблему не удалось замолчать, она вновь вышла на общегосударственный уровень.
 
Оранжевая власть своими действиями усиливает впечатление того, что построенная крымчанами по итогам референдума 1991 года автономия не укладывается в схему «единого и соборного» украинского государства. Все чаще и чаще, вслед за Тягнибоком, звучат голоса о необходимости упразднения республиканского статуса Крыма и введения областного. В связи с этим вполне логичной выглядит поправка к Конституции Крыма, увеличивающая срок полномочий депутатов до 5 лет. До недавнего времени только Верховная Рада АРК являлась исключением по этому параметру среди остальных органов представительной власти Украины. С юридической точки зрения, это не что иное, как приведение в соответствие пропорциональной системе формирования парламента Крыма прежнего 4-летнего срока полномочий.
 
Политическая же подоплека решения состоит в выбранном для него моменте. Ведь со времени выборов 2006 года, проведенных по пропорциональной системе, прошло 2 года. Момент для принятия крымским парламентом комплекса постановлений совпал по времени с распадом правящей коалиции в Киеве и ослаблением позиций Президента.
 
Обращение же Верховной Рады Крыма к украинскому парламенту с призывом признать независимость Южной Осетии и Абхазии – это еще одна попытка пробить брешь в стене информационной блокады, которой окружили западные СМИ реальные общественно-политические процессы на Украине и в России.
 
Глубоко ошибается тот, кто полагает, что подобные обращения бесполезны. Вспомним, с какой формулировкой на саммите в Бухаресте было отложено присоединение Украины к Плану действий относительно членства в НАТО: «Из-за неоднозначности оценок данного вопроса в украинском обществе».Предпосылкой формирования такой позиции глав правительств некоторых стран-членов Альянса стали массовые выступления противников вступления Украины в НАТО, особенно в Крыму.
 
Конечно, степень давления на украинский парламент по югоосетинскому и абхазскому вопросам была бы гораздо выше, если бы с подобными обращениями выступили областные советы других регионов страны. Но крымский парламент уникален еще и тем, что устойчивым большинством здесь обладают представители партий, декларировавшие оппозиционность «оранжевому курсу» внешней политики официального Киева.
 
Трудно ожидать резкой смены политико-культурных ориентиров крымских избирателей. Активизация Верховной Рады Крыма именно сейчас связана с ослаблением центральной власти и призраком досрочных выборов, заставивших вспомнить о реальных действиях по привлечению масс избирателей.
 
___________________
Виктор АФАНАСЬЕВ - депутат Симферопольского городского совета, кандидат политических наук. 

 

48
Поставить лайк: 232
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
https://odnarodyna.org/content/krym-na-ostrie-politicheskoy-borby