ссылка

Леонид Кожара выступил в Дипломатической академии МИД Российской Федерации

Увеличить шрифт
А
А
А

Выступление Действующего председателя ОБСЕ, Министра иностранных дел Украины Леонида Кожары в Дипломатической академии МИД Российской Федерации на тему: «Общие интересы, совместные цели, совместные действия. Украинская повестка дня для ОБСЕ».

Уважаемый Евгений Петрович!

 Ваши Высокопревосходительства!

Уважаемые дамы и господа!

Позвольте высказать искреннюю благодарность в адрес МИД России и руководства Дипломатической академии за приглашение выступить перед столь представительной аудиторией. Приятно, что здесь собрались и представители нынешней и будущей дипломатической элиты Российской Федерации, и высокие представители иностранного дипкорпуса.

 Мой сегодняшний визит в Москву, как вы знаете, проходит под двумя флагами – Украины и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, в которой мы в текущем году председательствуем.

Позвольте мне в начале в двух словах пояснить, откуда, так сказать, произрастают внутренние "корни" решения о председательстве в этой уважаемой Организации.

Напомню: Виктор Федорович Янукович еще до своего избрания Президентом Украины, в 2008-2009 годах, активно поддержал инициативы руководства России о создании в Европе общего пространства безопасности.

Но одной поддержкой мы тогда не ограничились. Виктор Федорович глубже, чем тогдашняя украинская власть, видел: у Украины имеются собственные, уникальные возможности способствовать укреплению безопасности на европейском континенте, дефицит которой ярко проявился во время конфликта в Южной Осетии.

Незамедлительно после вступления в должность Президент Украины выступил с двумя важнейшими внешнеполитическими инициативами.

О первой вы хорошо знаете – это провозглашение постоянного внеблокового статуса Украины. Внеблоковость сразу же вернула доверие к украинской внешней политике со стороны многих партнеров, включая, безусловно, и Россию.

А вторая инициатива, непосредственно связанная с первой, состояла в решительном продвижении председательства в ОБСЕ с тем, чтобы напрямую содействовать на этой позиции позитивным изменениям в архитектуре безопасности на нашем континенте.

Должен, однако, констатировать: за последнее время разные регионы Европы, к сожалению, не стали ближе друг другу. Мировой экономический кризис ударил в первую очередь по самому продвинутому интеграционному объединению на планете – по Евросоюзу. Вызовы экономического эгоизма стали серьезным испытанием для континента, что со всей остротой показала ситуация вокруг долгового кризиса на Кипре. "Дома новы, а предрассудки стары" – как будто о нынешнем времени писал почти двести лет тому назад российский поэт и дипломат Александр Грибоедов.

Тем не менее, уверен: в новых условиях еще более необходимо беречь, развивать и укреплять ОБСЕ – ключевую организацию, объединяющую сегодня Европу, значительную часть Евразии и Северную Америку.

Позвольте привести одну небольшую цитату:

 «Самые важные сравнительные преимущества ОБСЕ заключаются в ее географической, политической и тематической всеобъемлемости и всеохватности. Ни одна из других международных организаций не простирается на трех континентах с участием 56 государств и не охватывает такой широкий круг вопросов, касающихся внутренней и внешней безопасности. Способность сохранять такую особенность во времена, когда во многих областях преобладают противоречивые тенденции, - это немалое достижение».

Цитата взята из доклада «На пути к евроатлантическому и евразийскому сообществу безопасности. От видения к реальности», подготовленного в рамках проекта IDEAS при участи, в том числе, экспертов МГИМО.

Совершенно справедливое определение, которое я полностью разделяю.

Уважаемые коллеги!

Взятые на себя Украиной обязанности Председательства в ОБСЕ подтверждают нашу твердую приверженность принципам и ценностям Организации, веру, несмотря на все вызовы, в ее важную роль в обеспечении безопасности и стабильности на пространстве от Ванкувера до Владивостока.

Председательство, прежде всего, означает продвижение совместно согласованных целей и приоритетов Организации. Мы в первую очередь стремимся к тому, чтобы 57 государств-участников достигли согласия по важным вопросам повестки дня. И именно это мы будем расценивать в качестве главного успеха ОБСЕ, и, соответственно, нашего Председательства.

Украинское Председательство ставит целью обеспечить сбалансированный подход ко всем трем измерениям деятельности ОБСЕ, способствовать соблюдению принципов и достижению целей этой Организации, укреплению доверия и углублению сотрудничества между ее государствами-участниками.

Серьезнейшую угрозу безопасности в регионе представляют собой «замороженные конфликты». Именно поэтому укрепление эффективности Организации на всех стадиях конфликтного цикла, а также многостороннего диалога по урегулированию «замороженных конфликтов», относится к первоочередным задачам Украины во главе ОБСЕ.

Наша фундаментальная позиция состоит в том, что все конфликты должны разрешаться исключительно мирными средствами, в рамках существующих форматов и при уважении интересов сторон.

В этой связи мой первый визит в качестве Действующего председателя ОБСЕ состоялся в январе в Молдову, переговоры прошли в Кишиневе и Тирасполе, а их целью было придание новой динамики переговорам по приднестровскому урегулированию в формате «5+2».

В Киеве, как и в Москве, хорошо известны все сложности процесса приднестровского урегулирования. В то же время особый статус гарантов мирного урегулирования предоставляет Украине и России уникальные возможности для продвижения переговоров. Надеюсь, этот опыт может стать катализатором прогресса на переговорах.

Как ближайший сосед и партнер, мы намерены способствовать развитию диалога между Кишиневом и Тирасполем, поощряя нахождение компромиссных решений накопившихся проблемных вопросов. Учитывая традиционно важное значение приднестровской тематики для России, видим здесь потенциал для приложения совместных усилий на основе принципов, отображенных в Совместном заявлении Президентов Украины и Российской Федерации по приднестровскому урегулированию от 17 мая 2010 года.

Хочу отметить важную роль России как сопредседателя Минской группы ОБСЕ, занимающейся вопросами нагорно-карабахского урегулирования. Напряженная ситуация в этом регионе вызывает беспокойство. Украинское председательство поддерживает усилия, предпринимаемые сопредседателями Минской группы для поиска путей мирного урегулирования конфликта, в том числе путем содействия прямым контактам между Баку и Ереваном. В свою очередь, в рамках наших контактов мы призываем стороны к сдержанности и диалогу.

Еще один формат, в котором в текущем году Украинское председательство и российская сторона активно взаимодействуют – Женевские международные дискуссии по безопасности и стабильности в Закавказье. Как сопредседатель Женевских дискуссий мы заинтересованы в конструктивной и продуктивной атмосфере переговоров.

Как показали результаты последнего раунда дискуссий, завершившегося в Женеве вчера, при наличии соответствующей политической воли всех участников решение многих проблем вполне достижимо. Рассчитываем и здесь на плодотворное взаимодействие с российской стороной.

Дамы и господа!

Украина как внеблоковое государство особенно остро ощущает необходимость прогресса в области контроля над обычными вооружениями. В этой связи Украинское председательство инициировало проведение диалога о роли контроля над обычными вооружениями в современной и будущей архитектуре европейской безопасности в рамках Форума ОБСЕ по сотрудничеству в области безопасности.

Мы с вами являемся свидетелями появления новых тенденций и вызовов в сфере ядерного нераспространения, запрещения химического и биологического оружия, предупреждения распространения ракет и ракетных технологий, а также в области экспортного контроля. Считаем необходимым завершить работу над обновлением соответствующих Принципов ОБСЕ с тем, чтобы привести их в соответствие с существующими военно-политическими реалиями.

Надеемся на поддержку российских коллег в достижении консенсуса по этому вопросу.

Мы считаем необходимым уделить особое внимание адекватному реагированию ОБСЕ на вызовы и угрозы, которые в современных условиях не знают границ. Терроризм, организованная международная преступность, торговля запрещенными наркотическими веществами и прекурсорами, торговля людьми имеют системный и глобальный характер. Поэтому и противодействовать этим угрозам следует сообща и системно, с использованием соответствующего международного инструментария.

В последние годы с развитием современных технологий значительно выросла актуальность борьбы с киберпреступностью. Мы рассчитываем на поддержку Российской Федерации в разработке и принятии мер доверия в сфере использования информационно-коммуникационных технологий.

Как вы знаете, в 2014 году из Афганистана будут выведены международные силы безопасности. В нашей недавней и тогда еще общей истории уже был аналогичный опыт.  Мы прекрасно понимаем, что этому шагу может сопутствовать усиление транснациональных угроз по всему пространству ОБСЕ.

 В марте совместно с Генеральным секретарем ОБСЕ мы провели первое тематическое мероприятие по афганской проблематике с участием представителей высокого уровня стран Средней Азии и Афганистана, а также ведущих международных экспертов. Результаты встречи послужат основой для дальнейшего обсуждения конкретных действий ОБСЕ во время Ежегодной обзорной конференции по вопросам безопасности в июне этого года. 

Уважаемые коллеги!

За последние годы в ОБСЕ накопился целый ряд нерешенных вопросов, что породило видимое разочарование в ее инструментарии.

В этой связи надеемся, что процесс «Хельсинки+40», рассчитанный до 2015 года, позволит нам согласовать конкретные действия по усилению доверия между государствами – участниками ОБСЕ и определить меры по повышению эффективности работы в рамках Организации.

 Обнадеживает, что по целому ряду вопросов, связанных с этим процессом, наши позиции и позиции России близки или совпадают.

Мы, как и Российская Федерация выступаем за превращение ОБСЕ в полноценную международную организацию.

Хотел бы также отметить, что Украинское председательство выступает за широкое привлечение организаций гражданского общества, научно-исследовательских учреждений и экспертных организаций к поиску свежих идей и инновационных решений в рамках процесса «Хельсинки +40», могущих дать ОБСЕ «второе дыхание». Прекрасным примером в этой связи может послужить уже упомянутый мною международный проект IDEAS. 

Дамы и господа!

Проблематика, предложенная Украинским председательством в рамках второго измерения ОБСЕ, актуальна для всех без исключения государств-участников. Это - вопросы энергетической деятельности, ее воздействия на окружающую среду и эффективного потребления энергии. В этой связи ожидаем активное участие государств-участников в работе Экономико-экологического форума ОБСЕ, ежегодный цикл которого завершится заседанием в Праге в сентябре с.г.

Мы стремимся в рамках председательства обеспечить также необходимую преемственность в области человеческого измерения.

 Особое внимание мы уделяем противодействию торговле людьми на пространстве ОБСЕ. Важными элементами повестки дня работы ОБСЕ в этом году останутся вопросы свободы СМИ, защиты прав национальных меньшинств, гендерного равенства, межрелигиозного диалога, как средства содействия свободе религии или вероисповедания, демократических выборов, а также содействия толерантности и недискриминации, что особенно актуально для современной молодежи.

В этом списке, безусловно, - и исключительно актуальные для наших двух стран вопросы свободы передвижения на пространстве ОБСЕ, вопросы, по которым наши позиции также совпадают.

Для повышения осведомленности о деятельности ОБСЕ среди молодежи мы  намерены провести летом в Артеке международный форум при участии юных представителей от всех государств-участников ОБСЕ.

Дорогие друзья!

Думаю, было бы неправильным не высказаться, хотя бы коротко, на тему украинско-российских отношений, на тему развития стратегического партнерства между нашими странами.

Сознательно не буду углубляться в проблематику двустороннего диалога, о которой можно говорить еще не один час. Но вот о чем бы действительно хотелось сказать пару слов – и именно в вашей аудитории – это о нашем совместном восприятии друг друга.

Как ни парадоксально, понять друг друга нам мешает порой уникальная близость двух народов. Мы настолько близки, что часто воспринимаем друг друга как половинку себя. И это иногда не дает видеть разницы в ментальности, в социальной организации наших обществ, из которой проистекают и различия во внешнеполитических подходах.

На этой почве возникают различного рода мифы. И у нас, и у вас. Так, один из мифов, например, гласит: политика европейской интеграции Украины – это якобы попытка отдалиться, "убежать" от России, что, на деле, далеко от истины. Нам часто даже  задают вопрос: как же вы собираетесь интегрироваться в ЕС, если вас туда не берут?

И вот что я хочу особенно подчеркнуть в этой аудитории: политика евроинтеграции Украины – это, в первую очередь, - политика внутренних реформ, политика изменения самих себя изнутри по опробованным Европой стандартам. Хорошо или плохо нам это удается – пусть судят другие. Но главный акцент – на внутреннем измерении. А внешнее, институциональное измерение – дополняет внутреннее, и, конечно, прогресс в нем зависит от многих факторов, в том числе, и от состояния дел в Евросоюзе.

Другой распространенный миф – Украина сдержанно относится к участию в евразийской интеграции, поскольку опасается неких "имперских амбиций" со стороны Москвы.

Конечно, существуют люди, которые так думают. Но власти Украины подобной точки зрения не разделяют. Мы хорошо видим, что нынешний Таможенный союз трех стран существенно отличается от прежних попыток создания интеграционных структур на постсоветском пространстве. Видно также, что в его работе учтен опыт, в том числе, и Европейского союза.  

Именно поэтому, чтобы ближе присмотреться к его работе, а также, чтобы иметь возможность влияния на решения, затрагивающие наши интересы, Украина стремится получить в нем статус наблюдателя. Это означает, что мы не стоим в стороне от процессов евразийской интеграции, мы активно ищем оптимальные пути взаимодействия с Таможенным союзом, товарооборот с которым у нас в 2012 году составил, ни много ни мало, 63 миллиарда долларов.

И еще один миф, который, к сожалению, имеет просто широчайшее хождение – о том, что якобы Украина считает евроинтеграцию и сближение с Россией диаметрально противоположными векторами цивилизационного развития.

Это – неправда в первую очередь потому, что мы искренне считаем и себя, и Россию, и другие страны восточной части континента – неотъемлемой частью общей европейской цивилизации, основанной на античном и христианском наследии.

К сожалению, спустя более 20 лет после распада СССР нам не удалось создать эффективной структуры сотрудничества, которая бы покрывала всю "широкую Европу". Тем не менее, Украина видит себя частью именно этого широкого европейского пространства. И как страна, сочетающая внутри себя Восток и Запад, видит именно здесь для себя определенную роль в сближении его различных частей.

Очень хорошо в свое время на тему восприятия различными странами друг друга  высказался Уинстон Черчилль, когда сказал: "Россия – это загадка, завернутая в тайну, внутри головоломки, но, возможно, ключ существует. Этот ключ – российский национальный интерес".[1] Наверное, эти слова вполне применимы и к другим странам, включая и Украину.

Подытоживая, хочу еще раз вернуться к мысли, высказанной в начале: над Европой сегодня дуют достаточно холодные ветры. Стремление укрыться от этих ветров в собственном домике и возвести забор на границе с соседом достаточно велико. Тем не менее, я считаю: вопреки всему, у объединенной Европы есть будущее. И ради этого будущего нам нужно укреплять ОБСЕ, беречь ее как исключительно важную и уникальную площадку для диалога. Со своей стороны, мы готовы приложить для этого все усилия.

Благодарю за внимание!

По материалам: mfa.gov.ua/

 

1298
Поставить лайк: 22
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
http://3288-o-rodinapereezd.n3.s3dev.ru/content/leonid-kozhara-vystupil-v-diplomaticheskoy-akademii-mid-rossiyskoy-federacii