«Нафтогаз» в узде. И «нафтогазовая» узда
Очередной газовый скандал «Нафтогаза» с «Газпромом» только на первый взгляд кажется результатом пещерного непрофессионализма представителей НАК, отказавшихся подписать допсоглашение с российским монополистом в свете решений Стокгольмского арбитража.
Но политика Киева теряет грани здравого смысла, если её не рассматривать как один из инструментов геополитического противостояния Запада с Россией. Мало верится в то, что в «Нафтогазе» не предполагали реакции «Газпрома».
Как и следовало ожидать, порошенковское «прикрути» оказалось лишь частью задуманной очередной антироссийской пиар-кампании. 12 марта в комитете по иностранным делам Европарламента глава «Нафтогаза» А. Коболев представил «украинское видение газовых войн России против Украины и ЕС». Как видно по этим материалам, из событий начала марта представители Украины решили выжать по максимум в свою пользу.
А. Коболев рассказал об «ужасах», которые ожидают Евросоюз в случае построения «Северного потока-2». Но когда пан Коболев начинает защищать американскую альтернативу для ЕС, то действия заокеанского ставленника становятся более понятными. По его словам, сейчас европейцы не должны ни в коем случае отказываться от LNG (сжиженный природный газ), который им готовы предоставлять американские компании.
Мы не раз уже показывали на конкретных примерах, как американцы задействовали объекты украинской энергетики в антироссийских проектах. Одним из главных среди них являются предприятия группы «Нафтогаз». Здесь важны для американцев в первую очередь «Укртрансгаз» и «Укргаздобыча».
Первая компания задействована непосредственно против различных проектов обходных газовых путей с целью их консервации, так как именно она пока является важным транзитером российского газа через ГТС Украины.
А вторая компания осуществляет т.н. стратегию 20/20, в результате которой к 2020 году добыча собственного газа должна якобы увеличиться на 5 млрд. кубометров, и Украина перестанет нуждаться в импорте газа, который даже реверсом из Европы является газом российского происхождения.
Оба эти проекта не просто взаимосвязаны, но и взаимозависимы. Согласно официальным данным, сегодня «Укргаздобыча» ведет разработку 140 месторождений углеводородов на Украине. При этом, согласно расчетам Ryder Scott Company, подтвержденные запасы газа на действующих скважинах компании составляют 276 млрд. кубометров. Этот газ американцам нужен в первую очередь для борьбы с Россией, в том числе с помощью экспорта в страны ЕС, о чем не раз заявлял А. Коболев. Поэтому проект пресловутой энергонезависимости Украины нацелен в первую очередь на отказ от импорта газа. Эксперты «Укргаздобычи» рассчитывают, что к 2020 году не только можно будет добиться существенного увеличения добычи, но и аналогичного сокращения потребления, в результате чего обе кривые (потребления и добычи) должны сойтись.
С последней тенденцией все в норме: антироссийская политика привела к деиндустриализации и обнищанию населения, что, в свою очередь, отразилось на потреблении голубого топлива.
А вот с транзитом далеко не всё так просто. Для американцев ещё со времен первого майдана идеальным вариантом был полный контроль украинской ГТС и отсутствие обходных путей. Для этого в первую очередь и проводился «оранжевый» путч. Но эти цели были провалены. Уже со следующего года, как известно, ГТС фактически может оказаться не у дел. В данном случае решение Стокгольмского арбитража выглядит как попытка остановить неминуемо приближающийся крах всей стратегии американцев в нефтегазовой отрасли Украины.
Как следует из заявления главного коммерческого директора НАК «Нафтогаз Украины» Ю. Витренко, в случае ввода «Северного потока-2» Украина полностью потеряет доходы от транзита, а это примерно $2-3 млрд. в год. Как это ни странно на первый взгляд, но именно эта нехватка может полностью компенсироваться взысканием с «Газпрома» в пользу «Нафтогаза» $2,56 млрд., которые как раз очень понадобятся НАК именно в следующем году – на завершающей стадии проекта 20/20, когда денег от транзита может не оказаться.
Применительно к данной обстановке решение Стокгольма более чем политическое. Арбитраж не только вскружил голову представителям киевского режима (мол, не всё потеряно, хозяева не бросят), но и дал надежду на спасение ГТС Украины. А это, в свою очередь, и привело к победным реляциям и очередным антироссийским провокациям.
Чтобы понять, насколько сейчас высоки ставки и что Киев в данной ситуации играет на грани фола, возьмем конкретные цифры, характеризующие финансовое состояние «Нафтогаза».
Многие эксперты с подачи того же НАК стали считать, что именно повышение цен на газ для коммунального сектора в 2016 г. превратили вечно убыточную госкомпанию в очень прибыльное предприятие. Ведь с приходом команды А. Коболева в 2015 г. НАК стал приносить прибыль, чего раньше не было. Согласно последней отчетности, чистая прибыль «Нафтогаза» за девять месяцев 2017 г. выросла на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 30,5 млрд. грн. За последние три года в бюджет было уплачено почти 145 млрд. грн. налогов. Причем видна четко положительная динамика: из этой суммы только по итогам 2017 г. было уплачено 107,3 млрд.
Но за счет чего были достигнуты такие результаты?
Повышение тарифов, как известно, имеет и отрицательную сторону – постоянные многомиллиардные долги предприятий. Одни только облгазсбыты на конец 2017 г. были должны «Нафтогазу» 30 млрд. грн. Согласно последним официальным данным, по состоянию на 6 марта суммарная просроченная задолженность предприятий ТКЭ, ТЭЦ перед «Нафтогазом» составила около 29 млрд. грн. Продолжает оставаться огромной задолженность промышленных предприятий – 2,8 млрд. грн.
Очевидно, что постоянные и растущие долги коммунальных и промышленных предприятий не могут быть источником ни масштабной модернизации нефтегазовой отрасли страны, ни постоянно растущей прибыли и налоговых поступлений от компании. Особенно если учесть, что значительная часть расчетов за газ со стороны коммунальщиков покрывается субсидиями, то есть все теми же налоговыми поступлениями.
Уже эта далеко не сложная экономико-математическая задачка наводит на мысль, что единственным реальным источником доходности «Нафтогаза» является транзит.
Это особо не скрывают даже сами представители «Нафтогаза». По словам главного коммерческого директора госкомпании Ю. Витренко, на сегодня «транзит является одним из крупнейших источников дохода и прибыли».
«Мало того, фактически он приносит львиную долю всех так называемых свободных денежных потоков. Не хочу вдаваться в технические детали. Простыми словами: иногда у вас есть прибыль, но она заморожена в дебиторской задолженности. То есть вам должны деньги, а вы их не получаете. Это то, что происходит сейчас с нашим газовым бизнесом. Благодаря изменениям в ценовой политике он стал относительно прибыльным, но с точки зрения денежных потоков он еще дефицитный. В то время как транзит является профицитным, и этот профицит мы используем для развития именно газового бизнеса», - поясняет он ("Наш Нафтогаз", № 1, декабрь 2017 г., с. 19).
И здесь же он откровенно признается: «Если транзит будет утерян, мы не сможем увеличить добычу газа». И пресловутая программа энергонезависимости не будет реализована. Стоит напомнить, что стратегия 20/20 предполагает инвестирование $5 млрд. долл. в добычу газа до 2019 г. Пан Витренко и здесь признается: сама по себе «Укргаздобыча», входящая в группу компаний «Нафтогаз», не смогла бы аккумулировать эти средства. То есть инвестиции в эту компанию идут в том числе и за счет транзита.
Для большей наглядности значения транзита приведем цифры из структуры чистых активов «Нафтогаза», использованных в операционной деятельности за 2016 г. (за прошедший год данные ещё не опубликованы). Здесь, как говорится, без комментариев: 42,3 млрд. грн. компания получила от транзита. Также плюсом идет транспорт нефти и добыча нефтепродуктов (2,9 млрд. грн.). А вот реализация импортируемого газа и собственной добычи идет жирным минусом – 8,6 млрд. грн.
* * *
Как мы отмечали, падение доходов от транзита начнется уже в текущем году, из-за чего «Нафтогаз» может недосчитаться около $1 млрд. доходов. Очевидно, что окончательная потеря транзита в результате введения в действие «Северного потока-2» и других обходных путей помножит на ноль (как любит говорить харьковский мэр Г. Кернес!) все усилия «Нафтогаза». И в деле реформ всей компании, и в деле программы энергонезависимости, которую Украина якобы должна достигнуть в 2020 году.
А это, в свою очередь, полностью сломает стратегию энергетической войны американцев в этом регионе. Стоит напомнить, что в планах янки было провести масштабную модернизацию отрасли за государственный счет, а потом приватизировать её. Вся фишка в том, что они хотят взять украинскую энергетику, модернизированную за счет украинских налогоплательщиков и России!
Уже сейчас руководство «Нафтогаза» заявляет, что к 2020 году акционерами компании должны стать такие финансовые институты, как ЕБРР и ВБ (через Международную финансовую корпорацию). Также в состав акционеров должны войти ведущие международные фонды, подконтрольные американцам.
При этом украинская элита поставлена в тупик в связи возможной потерей транзита, а значит, и смысла всего существования «Нафтогаза» в той форме и с теми доходами, которые сейчас имеются. Продать компанию кураторам для них останется единственным способом оставить её на плаву. Мол, уж американцы, если будут её собственниками, то надавят на европейских партнёров, в том числе по «Северному потоку - 2».
Интенсивно ведутся поиски зарубежных компаний по управлению ГТС Украины. Юлия Тимошенко в Раде заявила: «Украина будет терять три миллиарда долларов в год, если передаст газовую трубу в управление европейцам». А эксперты говорят, что европейцы «заработают на нас дважды».
* * *
Заложником всей этой ситуации и первым, кто пострадает, будет народ Украины. Американцы, если дожмут европейцев, значит, пригодится ещё украинская ГТС, не получится, она будет грудой металлолома. В последнем случае повышение тарифов и жесточайшая борьба с должниками будет единственным источником дохода «Нафтогаза».
Заместитель главы МВФ Дэвид Липтон на этот счет уже дал четкие указания: «Важно, чтобы цены на газ определялись рыночными сдвигами, и надо избегать возникновения неадресных и скрытых субсидий. Цены на газ на Украине очень низкие по сравнению с соседями. И, наконец, если Украина мечтает об энергетической независимости, она должна инвестировать в инфраструктуру, что возможно лишь при условии, когда цены на газ будут отражать развитие событий на рынке».
Такого рода указания пан Коболев выполняет, что называется, под козырек. В проекте финансового плана компании, который пока отклонен Кабмином, содержатся намерения с 1 апреля 2018 г. увеличить цену на газ для населения и предприятий теплокоммунэнерго на 62% - с 4942 до 8030 грн./тыс. кубометров (без учета НДС, тарифов на транспортировку и распределение). А в дальнейшем, с октября 2018 г., цену на газ предлагается повысить по отношению к нынешней стоимости уже на 73% - до 8530 грн.
Перед грядущими президентскими выборами власть будет упираться подобным инициативам. Но сам факт этих взаимоотношений показывает, насколько важен «Нафтогаз» для кураторов для контроля над любым политиком, пришедшим к власти. С помощью такого монополиста любого президента можно держать в «тарифной» узде!
В последние годы «Нафтогаз» благодаря этому усилил свою самостоятельность. Тот же А. Коболев регулярно летает в Штаты, встречается с руководством МВФ, получая ценные указания. За что и платят ему соответствующе!
Команда американских ставленников в государственной компании постоянно увеличивает себе и так баснословные заработные платы. По декларации того же Коболева за 2014 г., его суммарный доход составлял около 770 тыс. грн., а в 2017-м он превысил 19 миллионов! Заработная плата четырех членов правления и шести директоров компании в 2017 г. превысила 87 млн. грн.
На примере компаний «Нафтогаза» можно увидеть в действии пресловутую американскую борьбу с коррупцией в подмандатных странах.
Таковы печальные реалии колониального правления.