ссылка

Невыносимое единство парламентской коалиции

Увеличить шрифт
А
А
А

Долгое время новые украинские парламентарии держали в напряжении общественность и экспертов. Привычная для довоенной украинской политики подковёрно-закулисная борьба в сегодняшней ситуации выглядела максимально неуместной, вызывая разочарование сторонников и злорадство противников. Впрочем, вовсе не осознание этой неуместности побудило коалициантов перейти из статуса потенциальных в реальные. Есть связь между подписанием коалиционного соглашения и визитом на Украину заморского гостя Джозефа Байдена.

Содержание коалиционного соглашения вызывает интерес и с точки зрения выполнимости, и в плане совпадения с заявленными ранее задачами и целями отдельных участников коалиции. Вот, например, господин Яценюк в самый разгар коалиционной дискуссии не только озвучил личные предложения по составу Кабмина (в буквальном смысле личные), но и выступил с (максимально амбициозным) списком задач, стоящих перед властью. Среди этих (максимально размытых) задач были военная, судебная, налоговая реформы, борьба с коррупцией, люстрация и децентрализация.

Откровенно невыполнимые планы дополнились контекстом подписанного коалиционного соглашения и первыми итогами работы новой Верховной рады.

Отмечу, что соглашение, даже если оно не будет дезавуировано в ближайшие дни-недели (а такая возможность велика, несмотря на жёсткое предписание американского посольства: «...никаких внутренних дрязг, ваш враг - Россия»), не снимает разночтений между двумя главными участниками коалиции: «Народным фронтом» и «Блоком Петра Порошенко». Даже то, что Яценюк очевидным образом «побил горшки» с Коломойским (группа Коломойского не голосовала за переназначение Яценюка премьером), это не сделало его другом Порошенко.

Они расходятся и в степени милитаристского воодушевления (на уровне заявлений, поскольку в политической деятельности и те и другие предельно милитаристские), и в градусе антироссийского накала, и в представительских ориентациях (президентский блок представляет прежде всего киевскую и дружественную номенклатуру, тогда как «Народный фронт»  - феодально ориентированных олигархов). Наконец, обе силы сражаются за благосклонность Запада. БПП старается её удержать, но ограничен тем, что Порошенко вынужден взаимодействовать с Россией, тогда как «Народный фронт» во главе с Яценюком стремится полностью присвоить эту благосклонность и может позволить себе любые, даже совершенно иррациональные действия, в том числе и антироссийские выпады: ведь ответственность за любые провалы можно будет списать на «партнёров» по коалиции и лично президента.

Яценюк наверняка попытается в рамках «коалиционной» работы проталкивать задачи из своего списка. Задачи практически невыполнимы, но в невыполнении всегда можно кого-то обвинить. Впрочем, в коалиционном соглашении также есть откровенно невыполнимые элементы. Среди них можно назвать предполагающееся снятие с Украины внеблокового статуса и запланированное вступление в НАТО.

Эта цель «читалась» с того момента, когда Украина объявила себе войну от имени России. Допустим, внеблоковость снимут без труда. Что же касается вступления в НАТО, то есть сомнение. НАТО – организация сложная и в последнее время вовсе не так плотно контролируемая США, как кажется внешнему наблюдателю. Понятно, зачем нужно это вступление: США нужна война на территории Украины, не маленький внутренний конфликт, которому не дают развернуться вовсю, а полноценная война. Для чего нужно «приблизить российские войска к границам НАТО».

Но вряд ли выйдет, по крайней мере – не сразу. Хоть в своё время НАТО и оставляло свои «двери открытыми» для Украины, но есть множество не последних членов альянса, которые будут выступать категорически против принятия Украины. Да и сейчас уже и руководители альянса, и министры входящих в него государств в различной по жёсткости форме заявили: Украина в НАТО – это либо очень нескоро, либо вообще никогда. А вот от внеблокового статуса Киеву отделаться ничего не стоит. Вопреки мифам, он не прописан не только в Конституции, но даже в Декларации о суверенитете (там указано лишь намерение стать внеблоковым государством). Поэтому простым изменением военной доктрины можно и внеблоковый статус отменить, и Россию главным врагом назначить. И вот в выполнимости этой задачи сомневаться не приходится: ведь нужно будет лишь юридически закрепить свершившиеся факты. То, что это никак не поможет выполнению заявленной Яценюком военной задачи, мало кого волнует: продолжат копать рвы, обвешивать железяками грузовики и гнать на убой призывников.

Важная задача – обеспечение экономического развития страны. Совпадает со списком Яценюка. Говоря откровенно, сложно обсуждать перспективы экономического развития в государстве, которое за несколько месяцев не только лишилось золотого запаса, но ещё и легализовало его отсутствие заявлением всё того же Яценюка: «Золотой запас – для стран-изгоев».

Но в том, что касается переписывания законов, изменения налоговой системы, сокращения социальных выплат и принятия какого-нибудь «жёсткого бюджета», новую власть, пожалуй, ждёт успех. Ведь до следующих выборов, по их мнению, далеко, поэтому в пиаре на соцвыплатах нужды пока нет. А экономический рост если и будет наблюдаться, то только у отдельных представителей коалиции. Даже экономический аспект евроинтеграции вызывает сомнения: неслучайно ведь Украина уже после подписания соглашения об ассоциации лишилась зоны беспошлинной торговли с Евросоюзом так же быстро, как и получила её.

Кстати, есть ещё одна громкая задача в коалиционном соглашении, которую сразу можно признать невыполнимой: расследование убийства активистов «евромайдана» («небесной сотни»). Уже прокуратурой заявлено, что «90% документации отсутствует», нет никаких реальных результатов (кроме повинных во всех преступлениях мира «беркутов»). Так с чего бы им появиться? В этом расследовании заинтересованы только противники Киева и киевской власти, и, пока эта власть остаётся властью, никакого расследования не будет. Разве что кому-то из партнёров по коалиции необходимо будет подставить других партнёров. Ведь все участники спецоперации «расстрел небесной сотни» находятся в списке «Народного фронта», а Парубий (комендант Майдана) назначен первым вице-спикером председателя Верховной рады.

А вот депутатскую неприкосновенность, скорее всего, отменят. Собственные военизированные структуры есть уже практически у каждой политсилы. А отмена неприкосновенности позволит эффективно обезвреживать и шантажировать непокорных депутатов, ну, скажем, хотя бы из того же «Оппозиционного блока».

Остальные обязательства – проработка процедуры импичмента президента, принятие новой избирательной системы, осуществление децентрализации – это пункты торговли, не более того. Именно вокруг них будут осуществляться острые внутрикоалиционные баталии. Яценюк будет давить на прописывание импичмента, «порошенковцы» будут его затягивать. «Народный фронт» и «Самопомощь» будут давить на ускорение децентрализации в феодальном варианте - «Блок Петра Порошенко» и лёвочкинский Ляшко будут её торпедировать. Яценюк будет давить на сокращение госструктур -  Порошенко будет его саботировать (не отдавать же своими руками всё, кроме Киева, в руки местных царьков). Собственно, никакой гарантии в долгом существовании коалиции нет: она будет существовать, пока способна выполнять американский заказ. А он касается сугубо военной, скорее даже боевой, сферы.

Если же боевая задача будет провалена, то все остальное будет использовано для раскола коалиции.

Как скоро это произойдёт, пока ещё не ясно. Впрочем, то, что процедура голосования за Кабмин пакетом возмутила не только «Оппозиционный блок», но и депутатов вполне провластных (причём возмущение было адресовано персонально Гройсману как спикеру не всей Верховной рады, а «Блока Петра Порошенко»), даёт основания для негативных прогнозов. Известно, что сам факт спикерства Гройсмана раздражает всех, кроме БПП (да и в блоке не все довольны). Раздражены многие и антиконституционным привлечением иностранцев в Кабмин, но главное – диктаторскими замашками спикера (это с первых-то дней) и самоубийственными решениями из разряда создания Министерства информации.

Кстати, возмущение последним (как внутри страны, так и за её пределами) оказалось настолько интенсивным, что БПП уже заговорил о необходимости паузы в этом вопросе. Что-то подсказывает, что аналогичная пауза необходима и в создании спецкомитета под авантюриста Семенченко. Отдавать контроль за деятельностью Минобороны откровенному клоуну хотят далеко не все.

Все эти вопросы – это точки потенциальных расколов в коалиции, дополняющих уже существующие. Никаких инструментов преодоления этих расколов – помимо указаний американского посольства – власть не имеет.

Распределение комитетов Верховной рады показало, что в парламенте сформированы чётко очерченные зоны: БПП занимается в основном экономическими вопросами, «Народный фронт»  военными и социальными, «Батькивщина»  правовыми вопросами и вопросами местного самоуправления, «Самопомощь» -  вопросами информатизации и внешней политики. «Оппозиционному блоку» пока отдан на откуп регламентный комитет. И если бы речь шла о реальной оппозиции, то это было бы немаловажным решением. А так сложившаяся в парламенте ситуация демонстрирует временное соглашение о разделении интересов. При этом условные «зоны» БПП и «Народного фронта», будучи чётко очерченными, рано или поздно пересекутся. И вот тогда иллюзорность единства и сотрудничества станет очевидной.

515
Поставить лайк: 267
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
https://odnarodyna.org/content/nevynosimoe-edinstvo-parlamentskoy-koalicii