Новое правительство: смена экономического курса или крах Зеленского
Одной из причин отставки правительства А. Гончарука стал катастрофический недобор доходов в бюджет за текущий 2020 год. Как заявил президент Украины В. Зеленский в стенах украинского парламента, за два месяца невыполнение госбюджета составило почти 16 млрд грн ($652,3 млн), 13 из которых – из-за недостаточных поступлений от таможни.
«Мы постоянно слышали об экономическом прыжке, но есть впечатление, что экономика брала разгон, споткнулась и рискует проехаться лицом по земле», – отметил он. Со словами украинского президента трудно не согласиться. Однако вся проблема в том, что главной причиной такой плачевной ситуации с наполняемостью казны в окружении В. Зеленского считают пресловутую коррупцию. И не более. Между тем реальные экономические проблемы Украины намного глубже, из-за чего, судя по различным инсайдам, весь экономический блок в новом правительстве оказался вакантным по причине отказа потенциальных министров от предлагаемых портфелей.
Как известно, в новом составе кабмина это направление должны были возглавить старые проверенные кадры. Так, на кресло министра экономразвития прочили Романа Жуковского, который во времена президентства Виктора Януковича руководил главным управлением по вопросам экономической политики и внедрения экономических реформ его администрации, а до этого долгое время работал на различных должностях в министерстве экономики и секретариате президента В. Ющенко.
Вице-премьером по промышленности и ВПК должен был стать Олег Коростелёв – руководитель КБ «Луч». Предприятие, которое входит в госконцерн «Укроборонпром», имеет стратегическое значение для экономики страны. Среди разработок КБ – противотанковый ракетный комплекс «Барьер», ПТРК «Корсар», 100-мм противотанковая управляемая ракета «Стугна», 125-мм противотанковая управляемая ракета «Комбат», крылатая ракета «Нептун» и др.
В конструкторском бюро Коростелёв работает более 30 лет. А на руководящих постах – с 1994 года, причём с 2003 года одновременно является генеральным конструктором и генеральным директором этого предприятия. Человек, знающий проблемы украинского машиностроения, что называется, изнутри. Один из тех, кого ещё можно отнести к старой советской кадровой школе.
На должность главы министерства энергетики прочили Ивана Плачкова. Он – энергетик со стажем. Во времена Виктора Ющенко был министром топлива и энергетики, курировал газовые отношения с Россией, которые как раз в то время начали портиться. Во времена Виктора Януковича сблизился с олигархом Ринатом Ахметовым, у которого и работал главой наблюдательного совета «Киевэнерго». Сейчас он является главным лоббистом прекращения импорта российской электроэнергии, что на руку в первую очередь бизнес-империи Ахметова.
На первый взгляд, расстановкой данных кадров в новом правительстве В. Зеленский пытался решить две важные для него проблемы: возврат вменяемых кадров в исполнительную власть, независимо от их политической ориентации в прошлом, и усиление позиций олигарха Рината Ахметова на политическом поле Украины. Цель такой рокировки видна невооружённым глазом – это попытка создания системы лавирования между оставшимися «соросятами» в управлении государством и лоббистами интересов олигарха Игоря Коломойского, возможности которого решили слегка урезать за счет возвышения бывшего хозяина Донбасса.
Но случилось то, что случилось: ни один из рассматриваемых кадров в новый состав кабмина пока не вошёл. Вполне возможно, сейчас продолжается олигархический торг за эти портфели с участием представителей Запада, которым также крайне важно сохранить контроль за ключевыми позициями в экономике. Особенно в энергетической сфере. Судя по намерениям В. Зеленского в отношении несостоявшихся министров, можно предположить, что именно данными кандидатурами он пытался в привычной уже для него манере опять угодить всем.
Возьмем ту же должность вице-премьера по промышленности и ВПК. Очевидно, что опытный промышленник Олег Коростелёв смог бы теоретически навести порядок в «Укроборонпроме», наладить тот же гособоронзаказ и так далее. Можем предположить, что Зеленский мыслит в данном случае примерно так: усиление украинского ВПК с помощью такого кадра вполне может оказаться на руку и американцам, так как усиление обороноспособности враждебного России украинского государства, по идее, должно входить в геополитические планы США.
На самом же деле это так только видится. Реалии в данном случае куда прозаичнее. Украинская оборонка не в состоянии нормально развиваться без российских комплектующих. Понятие «развиваться» в данном случае относительное. В целом украинский ВПК, как и в целом высокотехнологичная промышленность Украины, – остатки советской экономики, работавшей в совсем иных условиях.
В прежних объёмах при нынешнем состоянии украинский ВПК априори не может работать. Поэтому всегда речь шла о частичном восстановлении, выходе из кризиса, обновлении кадров и безубыточном развитии. Без вменяемого взаимовыгодного экономического сотрудничества с Россией этого не случится. Альтернативный вариант – замена российских комплектующих на иностранные – требует колоссальных средств, которых на Украине нет, а заокеанские кураторы их попросту не дадут. Поэтому поставленные у руля «Укроборонпрома» американцами кадры во главе с А. Абромавичусом и его советниками, проведя аудит украинского оборонпрома, пришли к выводу, что его проще уничтожить, нежели модернизировать на американский лад.
Очевидно, что тот же О. Коростелев знает подноготную этой проблемы и, осознавая с какими силами ему придется столкнуться, пошёл в отказ или сделал паузу, чтобы окончательно выяснить, какие у него будут полномочия, задачи и поддержка сверху.
Возьмём другой пример: кандидат на главу министерства энергетики Иван Плачков. В свете его нынешней деятельности на посту главы «Всеукраинской энергетической ассамблеи» – главного лоббиста запрета импорта российской электроэнергии на Украину, на государственном энергетическом фронте он мог бы быть весьма полезен и американцам, и Ахметову – новому фавориту Зеленского.
Кадровой политикой в энергетическом блоке В. Зеленский желает нравиться сразу трём заинтересованным сторонам. В марте истекает контракт с главой «Нафтогаза» А. Коболевым, который так же, как и экс-премьер А. Гончарук, тянет на дно рейтинг нынешней Зе-команды. В последнее время упорно ходят слухи, что на его место прочат Ю. Витренко – главного от Украины по судебным разбирательствам в Стокгольме с российским «Газпромом». Продвигает на эту должность его И. Коломойский, который не прочь сейчас укрепиться в нефтегазовом бизнесе.
Но и здесь не все так просто. Антироссийские прожекты американцев в украинской энергетике губительны в первую очередь для самой экономики Украины. А смена одного смотрящего олигарха на другого, в принципе, ничего не решает в этой отрасли. Для украинских магнатов энергетический госсектор давно стал хорошей кормушкой, из-за чего те же угольные шахты и «Центрэнерго» находятся сейчас в кризисном состоянии.
Фигура того или иного чиновника в министерском кресле, как и усиление или ослабление Коломойского или Ахметова, никак реально не скажется на общем социально-экономическом курсе страны, который изменений претерпеть не должен. По крайней мере, об этом заявляет новый премьер Денис Шмыгаль.
Реальных рецептов выхода из экономического кризиса, который в острой форме стал проявляться в срыве всех плановых бюджетных показателей, у команды Зе попросту нет. Отказаться от продажи земли и приватизации стратегических предприятий, свернуть антисоциальное сотрудничество с МВФ, не говоря уже о том, чтобы вслух сказать, что Украина должна пересмотреть отношения с Россией, восстановив прежнее сотрудничество, – на это В. Зеленский попросту не решится.
Между тем, новый премьер во время своего выступления в парламенте перед голосованием за своё назначение заявил, что «укрепление гривны ударило по экспорту и не отобразилось на благосостоянии украинцев». Но, хотя ослабление гривны безусловно и даст определенный козырь в руки украинских экспортёров, оно ещё больше отобразится на благосостоянии населения, сделав людей беднее ровно настолько, насколько девальвируется валюта.
Выбор у В. Зеленского небольшой. Финансисты официально поясняют провал бюджетных поступлений не только укреплением курса гривны, но и низкими ценами на газ и недостаточным ростом средней заработной платы. Это чисто монетаристский подход к решению проблемы через раскручивание инфляционной спирали, который и реализовывался при президенте П. Порошенко.
Выступая в парламенте при голосовании за отставку правительства «соросят», Владимир Зеленский в очередной раз в отношении социально-экономической политики говорил правильные слова. Но грустные результаты правительства А. Гончарука предопределены прозападным и одновременно антироссийским курсом Украины. Новый состав кабмина необратимо придёт к столь же печальному итогу, если не сменит этот курс.
Конечно, объективности ради стоит сказать, что само решение В. Зеленского изгнать правительство «соросят» достойно похвалы. По мнению многих экспертов, на принятие данного решения окончательно повлияли резкое падения рейтинга самого В. Зеленского и известный скандал с прослушкой премьера, где тот далеко не в лучших красках описывал умственные способности главы украинского государства.
Характер, судя по всему, у В. Зеленского есть. Но будут ли реальные дела? Будет ли разворот в политике, о котором он недвусмысленно намекал в своем выступлении пред депутатами, критикуя деятельность заокеанских ставленников в украинской власти, – это большой вопрос.
Выступать с публичной критикой и делать конкретные политические шаги для реализации сказанного – это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Если главным побудительным мотивом для смены правительства для В. Зеленского стала личная потеря популярности, то он должен себе уяснить: если сохранится прежний курс, рейтинг президента и дальше будет падать. Судя же по составу нового кабмина, хоть и без экономического блока, и первым заявлениям министров, власть не намерена менять курс – будет лавировать. Но ведь можно и не вылавировать!
В свое время с этим столкнулся Виктор Янукович, который два года пытался угодить Западу, провозглашая неизменный евроинтеграционный курс, а когда понял, что это чревато кризисом в экономике и последующей за этим потерей власти, резко развернулся в сторону России. К сожалению, его история показала, что было слишком поздно.
Зеленский оказался в ещё более щекотливом положении. «Своим» для националистов он никогда не будет. А вот тем избирателям, которые и привели его в президентское кресло, нужна совсем иная социально-экономическая политика. В корне отличная от той, что была последние шесть лет. И если этого В. Зеленский не осознает, положение его может оказаться куда опаснее, чем у вынужденного беглеца в Ростов.