Новый шёлковый путь обходит Украину стороной
22 мая 2017 г. в Стамбуле прошёл юбилейный саммит стран - участниц Организации черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС). Президент Украины в Стамбул не поехал, отправив вместо себя вице-премьера Степана Кубива.
В этом году ОЧЭС из 12 балканских и причерноморских стран, в т. ч. России и Украины, исполняется 25 лет. Её секретариат располагается в Стамбуле, и Турция хочет придать организации второе дыхание. Особенно после того как завяли надежды на искренность в отношениях с Евросоюзом, а Россия и Китай стали активно развивать сотрудничество в транспортно-энергетической сфере в рамках инициированного Пекином проекта Нового шёлкового пути (НШП).
НШП – это масштабный проект интеграции морских и наземных транспортных артерий, слияние глобальных торговых путей в общую систему поставок китайских товаров, а это более 260 млн. тонн, на европейские рынки.
Украина, хвалившаяся тем, что является «воротами в Европу», может остаться за бортом этого проекта, сулящего миллиардные прибыли и триллионы инвестиций.
Инфографика украинских СМИ: на флаге Украины знак вопроса. Участие Киева в проекте НШП - более чем туманно.
Главная причина – это развязанная Киевом война в Донбассе. Она была развязана политиками-националистами, грязным потоком хлынувших в высшие эшелоны власти после госпереворота 2014 г.
Для Пекина в условиях войны Украина не будет тем местом, куда стоит вкладывать крупные инвестиции для экспорта товаров из Азии в ЕС. Пока Украина воюет с Донбассом, она обречена на экономическое прозябание. Китайцы могут спокойно заменить Украину более стабильной Белоруссией, откуда доставленные через Россию китайские товары пойдут в Литву, Польшу и дальше в ЕС.
К тому же ж/д сообщение между Украиной и Россией, через которую пойдёт значительный процент грузоперевозок из Китая в ЕС, сведено Киевом к минимуму, превратив Украину из «ворот в Европу» в узкую форточку.
Националистический режим в Киеве никак не способствует улучшению репутации украинского государства на международной арене. Истории неизвестны случаи, чтобы ксенофобские и националистические режимы приводили свои народы к экономическому процветанию.
Такие режимы заняты бесконечным поиском зрадныкив вокруг себя, делением собственных граждан на правильных и неправильных, подавлением инакомыслия и пропагандой идеологии расовой и прочей ненависти к ближайшим соседям. Государства с такими режимами не могут быть стабильными, в них всегда тлеют политические и социальные конфликты. Рисковать инвестициями в такую страну никто не будет.
Европейские СМИ активно обсуждают проект НШП, каждая страна подсчитывает прибыли, на какие она может рассчитывать при участии в нем.
Украинские же эксперты принялись навешивать на уши украинских граждан развесистую клюкву, заявляя, что шансы Украины на участие в проекте малы потому, что она не является членом ЕС. Как будто Россия, Белоруссия, Казахстан, Турция, Иран, Азербайджан, Узбекистан, Монголия, Непал и др. являются членами ЕС!
Украина превращается в зону отчуждения на карте Евразии. До 2015 г. от транзита грузов через территорию Украины в бюджет государства поступало более $8 млрд., в 2015-2016 гг. $5 млрд., а в ближайшие пару лет этот показатель снизится до $2-3 млрд.
* * *
На саммите ОЧЭС участники обсуждали перспективы «Черноморского кольца» - единой магистрали вокруг Чёрного моря. Протяженностью более 7 тыс. км с выходом на трансъевропейские транспортные артерии.
Она должна связать в единую транспортную сеть Турцию, Россию, Грузию, Молдавию, Румынию, Болгарию и Украину.
Но пан С. Кубив выступил категорически против, т. к. магистраль должна пройти по территории Крыма. Несмотря на очевидные прибыли, которые Украина могла бы получить от реализации данного проекта.
Предложенный Киевом маршрут, в обход Крыма через Новоазовск и Мариуполь, никто всерьёз не воспринял. Во-первых, он длиннее и дороже «крымского» варианта, во-вторых, Новоазовск и Мариуполь – прифронтовые города, какие уж тут транспортные магистрали! За гневной риторикой С. Кубива о недопустимости прокладки дороги через «оккупированный Крым» скрывается печальный факт: строить свой участок дороги полунищей Украине попросту не на что.
* * *
Компенсировать экономические потери от евроинтеграции Украина пытается активизацией поставок сельхозпродукции и полуфабрикатов в такие страны, как Габон, Сомали, Конго, Мьянма, Бенин, Джибути, Ливан, Шри-Ланка. Теряя при этом экспортные рынки Китая и Турции, а это, как указывал в 2016 г. бывший вице-премьер в правительстве Януковича Сергей Арбузов, минус 25,4% и 31,7% соответственно.
Соглашение об ассоциации Украины с ЕС не спасает положение страны на европейском рынке. Процесс ратификации соглашения тоже идёт со скрипом. 23 мая в Сенате Нидерландов прошли дебаты по вопросу о том, учёл ли Европейский совет в своём решении о либерализации визового режима с Украиной результаты нидерландского консультативного референдума 6 апреля 2016 г., на котором 61,49% граждан выступили против ратификации соглашения ЕС-Украина. Лишь 30 мая в парламенте Нидерландов состоится голосование по вопросу ратификации соглашения. Оно обещает быть нелегким.
Политика Запада в отношении Украины направлена на её исключение из традиционных экономических районов и формирующихся объединений на постсоветском пространстве. Напомним, что в 2013 г. Москва предложила Киеву сотрудничество одновременно и с ЕС, и с ЕАЭС (Евразийским экономическим союзом). Это помогло бы предотвратить раскол украинского общества и дать украинской экономике большой шанс на развитие.
Из Брюсселя последовал в адрес президента В. Януковича грозный окрик: или с нами, или против нас! Стало понятно, кому выгодна расколотая, враждующая сама с собой Украина.
Теперь Украина является страной с исчезающей независимостью, ключевые сферы её политической и экономической жизни находятся под контролем иностранцев, чтобы даже в далёком будущем не позволить Украине развивать сотрудничество с Россией, своим самым крупным торговым партнёром.
Участие Украины в ЕАЭС предполагало не умаление её независимости, как пугали украинцев те, кто сегодня сам участвует в проекте НШП, а экономическую консолидацию украинской экономики с евразийскими рынками. Но вместо торговли Киев выбрал войну, и уже проиграл.