Образовательное пространство Украины сокращается
Министерство образования и науки Украины фактически провалило вступительную кампанию, несмотря на бравурные отчёты министра Квита и его заместительницы Совсун об «эффективности и успехе». Выкормыши Могилянки прошляпили естественные негативные факторы (низкий уровень подготовки выпускников, развязанная режимом война на Донбассе, резкое снижение доходов граждан) и добавили к ним искусственные: намеренное занижение баллов по ВНЗ, запутанные правила приёма, «зависающая» электронная база абитуриентов и «прогрессивная» система приоритетов, обессмысливающая право поступающего подавать заявления в разные вузы. Результат – недобор украинскими вузами первокурсников не только на контрактную, но и на бюджетную форму обучения. Заметим, что количество бюджетных мест в нынешнем году было сокращено на 23%, что, по расчетам министерства, соответствует уменьшению количества выпускников школ в стране.
При этом министерские работники, в отличие от вузовцев, ничуть не переживают. Они ведь ещё полтора года назад говорили о необходимости сокращать количество вузов. И недобор на бюджетные места – повод для сокращения госзаказа. Никто ведь не станет разбираться, что этому недобору способствовало само министерство, занимаясь вместо решения проблем образования пусканием в глаза публике «инновационной» и «патриотической» пыли.
Вот относительно недавний пример. Вышеупомянутый Сергей Квит в разгар приёмной кампании написал донос на Национальную академию наук Украины. Конкретнее на Киевское отделение Московского физтеха при НАНУ, которое уже почти сорок лет набирает студентов из украинских городов в один из ведущих российских вузов. Донос простенький: как это так, НАНУ позволяет набирать студентов для вуза «страны-агрессора», проводит экзамены и олимпиады, содержит заочную физтехшколу, работающую по методикам МФТИ? Зрада? Конечно, уверен Квит, и поэтому просит СБУ определить вину и меру ответственности высшего руководства НАНУ. Министр обрушивается и на русскоязычность сайта, и на поддержание постсоветских связей. Он обвиняет в аморальности и деятелей НАНУ, и абитуриентов, которые едут учиться в Москву, пока «их сверстники гибнут на Востоке Украины за свободу и независимость». Он клеймит руководителей НАНУ за то, что они не подумали о судьбе отправляемых в «столицу агрессора» молодых людей: ведь «если они проявят в Москве свою патриотическую позицию, то легко могут разделить судьбу Надежды Савченко».
Отметим лишь один, особенно важный, пример министерской лжи в этом доносе. Квит утверждает, что студенты, набранные КО МФТИ, не вернутся на Украину и будут работать в России. Однако каждый принятый абитуриент заключает контракт, в котором обязуется после окончания бакалавриата в Москве продолжить обучение в магистратуре КО МФТИ на базе киевских отделений и НИИ Академии наук Украины. То есть даже если принять искорёженную логику министра-стукача, получается совсем иная картина, нежели похищение «украинского интеллекта»: украинские студенты получают возможность воспользоваться «вражескими сокровищами», чтобы, вернувшись, применить полученные знания на благо родины.
Кстати, в других иностранных вузах, набирающих студентов из Украины, контракты с подобными обязательствами не предусмотрены. Однако внимание министра привлёк только КО МФТИ. Почему так?
Да потому что российский. И, значит, не важно, что ребята с Украины получают доступ к образованию и услугам вуза, входящего в двадцатку вузов стран Восточной Европы и Центральной Азии. Из вузов Украины только Киевский университет пробился во вторую двадцатку и явно не по техническим факультетам. Не важно, что они со студенческих лет будут включены в мировую научную жизнь; не важно, что они вернутся со всем этим багажом как минимум на два года обратно в страну, в отличие от всех тех, кто едет учиться в Европу и Штаты.
Между тем отъезд абитуриентов на обучение за рубеж стал в этом году важнейшим фактором «приёмных неприятностей» украинских вузов. Киевский филиал МФТИ набрал пятьдесят человек. Это достаточно много, чтобы стать поводом для доноса, но на фоне общего числа выпускников школ Украины за рубежом он теряется. В прошлом году в России обучались пять тысяч украинских студентов. Причём не ясно, входят ли в эту статистику те, кто учится в РФ бесплатно по различным программам поддержки.
В 2015 году в Россию, видимо, поедет ещё больше граждан Украины. Россия занимает третье место среди стран, где больше всего учится представителей Украины, второе – Германия (9 тысяч), а на первом – Польша (15 тысяч). Кстати, в Польше в нынешнем году студентов с Украины стало больше на 8,2 тысячи, они составляли более 50% всех иностранных студентов в Польше.
Польская Rzeczpospolita отмечала, что украинцы «спасают» польские вузы. А украинские вузы «спасали» в прошлом учебном году 63 тысячи студентов, в том числе из Туркменистана (13 тысяч), Азербайджана (19 тысяч), Индии (4 тысячи), Нигерии и Грузии (по 3 тысячи). Три четверти иностранных студентов обучались в пяти городах – Харькове (35%), Киеве (23%), Одессе (11%), Ивано-Франковске (3,8%) и Виннице (3,6%).
* * *
Выпускники школ Украины прямо со школьной скамьи отправляются за пределы страны, вопреки патриотической паранойе чиновников. А может, из-за неё?
Почему увеличивается количество ребят, уезжающих в российские вузы? Не только ведь в уровне образования дело, но ещё и в том, что это образование на русском языке. Абитуриенты с восточных и центральных областей Украины, преимущественно русскоязычные, полтора года слышали от министра Квита, что языком высшего образования на Украине является только украинский. Они поверили ему – и отправились получать образование на родном языке. Мы не располагаем данными, на каких языках ныне обучаются иностранные студенты в украинских вузах. Но до госпереворота только 5% студентов-зарубежников получали образование на украинском и английском языках, все остальные – на русском.
Почему увеличивается количество молодых людей, поступающих в вузы Польши, Германии, Чехии, Австрии и другие страны ЕС?
Европейское образование, например, повышает шансы найти применение в Евросоюзе. ЕС ужесточает въезд иностранцев. Об отмене виз говорят только в украинском политикуме. А в Европе приступили к селекции трудовых ресурсов. Если раньше с Украины студенты ехали в европейские страны на стажировку или только в магистратуру, то сегодня предпочитают поступать сразу после школы: так вернее.
Ещё важен вопрос доступности и качества образования. На Украине, по замечанию Совсун, «ключевой проблемой профессионально-технического образования является её слабая материально-техническая база, которая была создана ещё 30-40 лет назад». Бесплатное образование частенько стоит дороже, чем образование по контракту (на платной основе). А цена контрактного обучения все время повышается. Пятнадцать-двадцать тысяч в год, причем университеты максимально сдерживались, повышая цены, понимали, что у людей попросту нет денег. Сдерживались, и всё равно контрактников набирали гораздо меньше. Особенно показательна в этом смысле магистратура, которую министерство продлило на год, и стоимость её удвоилась помимо обычного подорожания. Было, например, двенадцать тысяч за год – и получаешь диплом, стало тридцать: год подорожал до пятнадцати, а обучение стало двухлетним. Результат – мизерное количество контрактников даже в серьёзных национальных университетах.
Да и поступить в зарубежные вузы можно вне зависимости от результатов тестирования и без разнообразной путаницы вроде «приоритетов». Министерство образования и науки целенаправленно и разными способами отрезало от высшего образования на Украине большой процент абитуриентов, а с оттоком умов боролось только по российскому направлению (негласно запрещая, например, госслужащим отправлять своих детей в Москву или Питер). Не говоря уже о письмах-доносах в СБУ и прокуратуру.
Мы наблюдаем сознательное сокращение образовательного пространства Украины. А учитывая, что остающееся пространство заполнено преимущественно Квитом, Совсун и национал-патриотами, можно сказать, что всё летит в «патриотическую» чёрную дыру.