Один билет в кино за миллион долларов
В столь ненавидимом украинскими декоммунизаторами СССР кино не только считалось важнейшим из всех искусств, но, по сути, таковым и являлось. Капиталовложения на него выделялись большие, отчего и требования были высокие. И недаром оно входило в число главных интересов советского народа. Лучшие фильмы – призёры всесоюзных и международных кинофестивалей – до сих считаются жемчужинами кинематографа. Такие успехи были достигнуты не только благодаря талантам выдающихся творцов, но и контролю за качеством на всех этапах кинопроцесса.
Важно подчеркнуть, что советское государство никогда не пускало на самотёк кинопроизводство, потому что в него вкладывались народные деньги, и строго следило за его качественным уровнем.
Украинские «мытци» (творцы) могут сколько угодно упрекать советские худсоветы в цензуре. Но факт есть факт: в эти советы и союзы входили лучшие представители данной сферы искусства – режиссёры, сценаристы, операторы, актёры и др. И многие из фильмов, утвержденных к показу, не только становились кассовыми, но и приносили признание стране. А что касается присвоения бюджетных средств, то на памяти автора этих строк – бывшего кинематографиста – имеется лишь один подобный случай, когда журнал «Человек и закон» обвинил создателей одного из прославленных сериалов в перерасходе плёнки. Позже обвинения сняли.
Ныне на постмайданной Украине подобные обвинения выглядят смехотворными. Чиновники от кинематографа в упряжке с их «доверенными партнёрами» ежегодно «пилят» сотни миллионов денег налогоплательщиков. Например, на 2021 год предусмотрено госфинансирование в размере 620 миллионов украинских гривен.
А выпускают на экраны дешёвую галиматью, которую не только никто не смотрит, но на которую откровенно плюются зрители в соцсетях. Как то было с фильмом «узника совести» Сенцова под названием «Номера», когда результат оказался плачевным. Несмотря на широкую рекламу на Украине и даже отправку копии на берлинский фестиваль, за год на «Номера» продали всего ОДИН (!) билет. И то журналистке «Страны.UA», получившей редакционное задание написать отзыв на сей шедевр.
На сенцовского же «Носорога» – «романтическую» поделку о некоем уголовнике – в 2020 году так называемый Совет по государственной поддержке кинематографии (СГПК) выделил 25 млн грн. На что бурно отреагировал депутат Верховной Рады, журналист Александр Дубинский: «Что это за фильм такой, на который держава дает почти миллион долларов? Он научит нас быть добрее? Решит социальные конфликты?»
Впрочем, разграбление власть имущими бюджетных средств в невиданных доселе количествах давно уже не вызывает оторопи у украинцев. Но кино здесь стоит особняком. Это очень удобный и, главное, безопасный вариант для дерибана денег. Почему? Потому что тендеры на его финансирование кинокартины проходят по схеме «на единого исполнителя», ибо товар штучный. И эти исполнители сами назначают цену продукту своего творчества. Вот как у Сенцова – миллион баксов за один билет.
31 марта сего года обновился состав того самого Совета. Об этом отрапортовал на своём телеграм-канале бывший директор телепомойки Коломойского «1+1», а ныне целый министр культуры и информационной политики Александр Ткаченко.
«Только что на Кабмине утвердили обновленный состав Совета по государственной поддержке кинематографии. В него вошли: креативный продюсер, телеведущий и актер Юрий Горбунов, кино- и телевизионный продюсер Артем Колюбаев, режиссер-постановщик Анатолий Матешко, продюсер Александр Недбаев, исполнительный продюсер Марианна Новикова, продюсер и киновед Полина Томачова, актер и режиссер Алексей Тритенко, руководитель адвокатского объединение "АРОУ" Николай Чиханцов и продюсер Виктор Ярыш», – написал Ткаченко.
Положение о создании упомянутого Совета правительство утвердило ещё в 2018 году. И наделило его функциями по распределению денег из госбюджета на поддержку отечественного кино. В связи с чем имелись все основания полагать, что в подобный орган должны быть включены самые уважаемые кинематографисты страны. А также экономисты, специалисты по контролю бюджетных средств. Но никого из последних, согласно сообщению Ткаченко, и рядом не стоит. Что же касается озвученным министром деятелей, большинство из них являются продюсерами. Видимо, чтобы каждый смог без проблем «напродюсировать» себе кусок бюджетного пирога.
Вот Юрий Горбунов – экс-режиссер ночного клуба, ведущий развлекательных телешоу и актёр в картинах и сериалах «Последний москаль», «Пончик Люся», «Доярка из Хацепетовки», «Великие вуйки» и т. п., креативный продюсер.
Или некий Артем Колюбаев, о коем на сайте «Кино-театр» нет вообще ничего, кроме трёх названий его фильмов. Один из них называется «Круты», второй – «Я работаю на кладбище». Довольно символично.
В этом странном букете всего один известный режиссёр – Анатолий Матешко. Можно поинтересоваться: а почему в состав Совета не вошли кинематографисты, реально принесшие пользу украинскому кино? Они, слава Богу, живы – Роман Балаян, Олег Фиалко. Их и Порошенко, и Зеленский чествовали, награждали орденами. Но, видимо, Ткаченко и прочие могильщики «десятой музы» считают, что сия старая гвардия будет только путаться под ногами, мешая обеспечивать государственным финансированием «творения», подобные сенцовским.
Тот факт, что за такую продукцию зрители гроша ломаного не хотят платить, продюсеров не волнует. Поскольку схема иная: государство платит деньгами зрителей, не интересуясь при этом их вкусами, желаниями и мнением.