ссылка

Педагогика и политика: Великая Отечественная в контексте украинских реалий

Увеличить шрифт
А
А
А

«Меня больше всего тревожит: сумеем ли мы, ваши отцы, передать вам все наши нравственные ценности, все наши богатства, которые так дорого достались нам? Поймете ли вы до конца, почувствуете ли всем сердцем, какие страшные трудности переживали мы в годы Великой Отечественной войны?» В. А. Сухомлинский.

И сегодня, в День учителя, невольно задаёшься вопросом: думал ли известный педагог Василий Александрович Сухомлинский, обращаясь к своему юному сыну со словами, которые вынесены в эпиграф статьи, что так дорого доставшиеся и спасенные в огне войны нравственные ценности будут растоптаны и преданы забвению на его родной земле?

* * *

Родился Василий Александрович 28 сентября 1918 года в с. Васильевка Александрийского уезда Херсонской губернии в семье деревенского плотника. После окончания школы крестьянской молодёжи поступил в Кременчугский медицинский техникум. В 1939 году с отличием окончил Полтавский педагогический институт. Работал учителем украинского языка и литературы в сельских школах Онуфриевского района Кировоградской области. В июле 1941 года призван в Красную армию. Воевал на Западном и Калининском фронтах, участвовал в Смоленском сражении и битве под Москвой. В январе 1942 года был тяжело ранен осколком снаряда под самое сердце. Чудом выжил и после выписки из уральского госпиталя с 1942 по 1944 год работал директором школы посёлка Ува Удмуртской АССР. С 1944 года — заведующий Онуфриевским районным отделом народного образования. С 1948 года до последнего дня своей жизни работал директором средней школы посёлка Павлыш Онуфриевского района Кировоградской области Украины.

* * *

Историческая амнезия дорого будет стоить жителям Украины. Поствоенный синдром, милитаризация сознания украинцев, особенно молодежи, мифологизация истории - все это надолго затормозит развитие страны. Мне, как внуку ветерана Великой Отечественной войны, горько смотреть на конвульсии «незалежності» Украины – республики, которая в период Советского Союза была одной из самых богатых и успешных, свободу которой отстаивал и мой дед. Слово «независимость» умышленно беру в кавычки, поскольку она в том виде, в котором ее подают нынешние правители Украины и их госдеповские кураторы, полностью отрицает историческое наследие предков.

Украина сегодня – хорошая иллюстрация воплощения в жизнь американской доктрины борьбы против СССР, начатой сразу после Второй мировой войны, в основе которой были следующие положения: «оболванивание и одурачивание людей», «подмена истинных ценностей на фальшивые», «насаждение в сознание людей безнравственных идей», «окончательное, необратимое угасание самосознания народа», «хаос в управлении государством», «опошление и уничтожение основ народной нравственности». Ставилась задача «расшатывать поколения за поколением», «браться за людей с детских и юношеских лет», «главную ставку делать на молодежь… разлагать, развращать, растлевать ее».

Все годы «незалежности» Украины и были годами «расшатывания поколения за поколением». Особенно это успешно осуществлялось через сферу образования. Такие предметы, как история и литература стали объектом идеологических трансформаций, в котором тема Великой Отечественной войны заняла главное место.

* * *

Все осуществлялось постепенно. Сначала поставили знак равенства между такими понятиями, как «гитлеризм» и «сталинизм», Украину представили как страну и поле битвы Гитлера и Сталина. Затем стали внедрять мифы о непрофессионализме советских военных генералов, которые якобы уступали в этом качестве немецким, об отсутствии патриотизма у советских людей, о массовом дезертирстве на фронте, о нежелании умирать «За Родину, за Сталина!». Не нашлось в учебниках истории места о блокадном Ленинграде, о Сталинградской битве. Оправдали предательство Власова, героизировали ОУН-УПА. И в итоге подвели к выводу, что нельзя, мол, рассматривать освобождение территории УССР, поскольку одна оккупация сменилась другой, можно лишь говорить об «изгнании нацистских оккупантов из Украины».

Кроме того, картина Великой Отечественной войны (Второй мировой войны) сформирована в учебниках истории Украины с точки зрения обывателя, маленького человека, которому, дескать, не обязательно было рисковать своей жизнью, идти на подвиг ради каких-то чуждых политических интересов. Неудивительно, что первые «инновационные» учебники истории для образовательных учреждений Украины в начале 90-х пришли из Канады, куда в послевоенные годы (впрочем, как и в США) съехали уцелевшие бандеровцы, сохранившие в душе приверженность к нацизму. ФРГ, например, приютила Бандеру.

* * *

В результате на Украине расцвёл неонацизм. Активная пропагандистская работа по внедрению его идей ведется среди молодежи и детей. Неонацистская пропаганда фактически имеет государственный характер. День защитника Украины с 23 февраля перенесли на 14 октября, мифологизированный день создания УПА. В 2015 году на официальном уровне отмечали 70-ю годовщину Победы над нацизмом в Европе и 70-ю годовщину окончания Второй мировой войны. 8 Мая теперь называется Днем примирения (кого и с кем?!). Если будет отменено празднование 9 Мая как Дня Победы, тогда подмена понятий будет осуществлена полностью. В нынешнем году Министерство образования и науки требовало, чтобы в мероприятиях, проводимых в школах Украины к 9 Мая, вместе с ветеранами Великой Отечественной войны принимали участие «воины АТО», участники карательной операции против жителей Донбасса, которую украинский президент Порошенко считает «отечественной войной 2014-2015 годов».

* * *

Все это происходит при попустительстве Европы, которая подзабыла, кто очистил мир от коричневой чумы. Катарсис – очень важная составляющая нравственного выздоровления. Думаю, что всплеск неонацизма сегодня в мире – это один из болезненных нарывов цивилизации, которые периодически она переживает. Тот катарсис, который в очередной раз мы должны пережить для того, чтобы выздороветь, получить толчок для нового развития. «Мрак есть начало света», – говорил В. Соловьев. Как никто другой, проживают этот катарсис жители Донбасса: «Мой Донбасс роднился душами / И спасался добротой» (И.Быковская); «В этот город пришла война, / Я боюсь ей смотреть в лицо» (А.Ревякина); «Унижен и изувечен. / Но не расчеловечен. / Голоден и обезвожен. / Но не обезбожен» (А.Федорова); «Поверь нам, Господи, мы – люди. / В братоубийственной войне / За всех солдат молиться будем, / На той и этой стороне» (Л. Гонтарева).

* * *

В Российской Федерации при праздновании 70-летия Великой Победы делали все, чтобы эта дата стала сигналом для нас и всего мира вспомнить о подвиге людей, которые ценой своих жизней победили мировое зло. Все мероприятия, которые осуществлялись в рамках празднования этой даты в России, заслуживают внимания: все было сделано с любовью и уважением к ветеранам Великой Отечественной войны, к памяти тех, кто добывал для нас Победу. Были реализованы, например, такие телевизионные проекты, как «Города-герои», «Правнуки Победы», «Бессмертный полк».

Автору статьи посчастливилось стать участником интересного проекта, который осуществлялся по инициативе мэрии г. Москвы. Ежегодно в канун годовщины начала Великой Отечественной войны в центре Москвы у Вечного огня в Александровском саду проводится открытая патриотическая акция «Вахта памяти. Вечный огонь». Этот год не был исключением. В ночь с 21 на 22 июня эта акция началась на Болотной площади, где была воссоздана атмосфера столицы накануне дня перед началом войны 1941 года, особенно хорошо передали ее участники театрализованного представления. Потом колонна участников направилась к Александровскому саду. По ходу движения были установлены танки, артиллерийские орудия, противотанковые ежи и другие образцы военной техники. Шествие сопровождалось тематической музыкой и кадрами из военной хроники. Затем в Александровском саду в 04:15 у Вечного огня каждый участник акции зажёг свечу памяти, здесь же состоялось возложение цветов и венков к Могиле Неизвестного Солдата. Традиционная «Вахта памяти» приурочена к трагической дате 22 июня. В этот день в России отмечают День памяти и скорби, вспоминают начало Великой Отечественной войны.

* * *

Мне, учителю, приятно было видеть, что участниками «Вахты памяти» были представители молодежных патриотических организаций. Как это важно – объединять сегодня молодежь на созидательные акции, возрождающие и сохраняющие историческую память. Да, в нынешние времена это сложно делать. А если живешь в государстве Украина, власти которой считают Россию «страной-агрессором» и требуют признания этого постулата (прямо скажем, идиотского) от мала до велика, сделать это не только сложно, но и опасно…

* * *

К сожалению, нынешняя украинская педагогика в плане идеологическом зашла в тупик. Лейтмотив целого ряда документов ("Концепция национально-патриотического воспитания детей и молодежи"; "Методические рекомендации по национально-патриотическому воспитанию в общеобразовательных учебных заведениях", приказ МОН Украины от 16.06.2015 №641) – это откровенная русофобия, направленная на воспитание не созидательных начал в сознании ребенка, а деструктивных. Это уже похоже на создание методик травматической социализации.

Что делать потом с этим поколением, этим народом? Как выводить его из состояния майданной психокоррекции? Авторы этих «методик» скоро сбегут за кордон, а педагогам, оставшимся один на один с этим искалеченным духовно и нравственно поколением, придется работать, возвращать их к созидательной жизни.

Конечно, таким педагогам нелегко, сегодня они, как говорится на Украине, – «не формат». За высказывания, противоречащие майданной идеологии, можно отримати (получить) статус сепаратиста со всеми вытекающими отсюда последствиями. Притом не всегда это могут быть откровенные высказывания. Достаточно, например, «неосторожной» формулировки в плане воспитательной работы – День юного героя-антифашиста. За что классный руководитель получил выговор. Логичен вопрос: теперь на Украине актуален День юного героя-фашиста?

В то время, когда в стране идет война, министр образования и науки Украины С. Квит проводит Международный день счастья, а фонд Кличко организует «Школу успеха» для детей 13-15 лет. 14-16 октября в Киеве проведут форум украинских патриотических дел «Мы – украинцы». Несложно догадаться, на каких примерах молодежь будет воспитываться в ходе реализации «Стратегии, государственных и ведомственных программ по вопросам национально-патриотического воспитания».

* * *

Сегодня на Украине актуальна ложная педагогика, ложные идеалы. К сожалению, известные деятели искусства продолжают «работать» на создание этих ложных, опасных идеалов: «І жах, і кров, і смерть, і відчай,/ І клекіт хижої орди./ Маленький сірий чоловічок/ Накоїв чорної біди./ Це звір огидної породи,/ Лохнес холодної Неви./ Куди ж ви дивитесь, народи?!/ Сьогодні ми, а завтра – ви» (Лина Костенко).

Хочется верить, что это безумие – политическое, педагогическое – скоро закончится. Страна очнется и вспомнит о тех нравственных ценностях, которые так дорого достались нашим предкам.

* * *

Мой товарищ в преддверии Дня Победы выслал SMS своим коллегам, знакомым с таким содержанием: «С Днем нашей Победы! Враг будет разбит, Победа будет за нами!»

Вот какие получил ответы: «Не смеют крылья черные над Родиной летать», «Да, Победа будет за нами», «День Победы недалек! Этот день мы приближали, как могли!», «Помним, не забудем тех, кто добывал Победу!», «Да будет так! С Днем нашего Великого Подвига!», «С Великим праздником Победы!», «Победим!»

Они не повторяют друг друга. Но эмоциональный настрой совпадает. Оптимизм и вера в победное будущее ради наших детей и светлой памяти наших дедов, которые подарили нам Мир на Земле.

Верю в то, что нам всё-таки удастся сохранить ценности, о которых заботился Василий Александрович Сухомлинский: «Меня больше всего тревожит: сумеем ли мы, ваши отцы, передать вам все наши нравственные ценности, все наши богатства, которые так дорого достались нам? Поймете ли вы до конца, почувствуете ли всем сердцем, какие страшные трудности переживали мы в годы Великой Отечественной войны?»

393
Поставить лайк: 667
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
https://odnarodyna.org/content/pedagogika-i-politika-velikaya-otechestvennaya-v-kontekste-ukrainskih-realiy