Планы по наращиванию украинского экспорта: иллюзорные цели и невыполнимые задачи
Недавно правительство Украины одобрило подготовленную Министерством экономического развития и торговли Концепцию создания системы государственной поддержки экспорта Украины. Соответствующее распоряжение принято 1 августа 2013 года.
Выступая на заседании правительства, министр экономического развития и торговли И. Прасолов, чьё ведомство и разработало данную концепцию [1], сообщил, что она имеет целью создание действенной интегрированной системы государственной поддержки экспорта, которая будет способствовать успешной интеграции отечественной экономики в мировое экономическое пространство.
«Реализация Концепции позволит решить важные вопросы в сфере экспортной деятельности через формирование комплекса мероприятий государственного стимулирования экспортеров, выполнение которых создаст благоприятные экономические, правовые, организационные условия для расширения экспорта», - подчеркнул министр.
По его информации, концепцией, в частности, предусмотрена оптимизация товарной структуры экспорта в направлении наращивания доли продукции с высоким уровнем добавленной стоимости, а также географическая диверсификация традиционного экспорта товаров украинского происхождения, основанная на анализе спроса на зарубежных рынках и выявлении наиболее перспективных из них.
Концепция является ответом на продолжающееся неудовлетворительное состояние внешнеторгового баланса. По итогам 2012 года отрицательное сальдо внешней торговли товарами достигло 15,8 млрд. долл., что на 11,2% больше, чем в 2011 году [2]. Это наибольший дефицит торгового баланса с 2008 года. За январь-апрель текущего года дефицит внешней торговли товарами Украины немного сократился - отрицательное сальдо экспорта товаров за этот период составило 2,6 млрд. долл. Экспорт товаров по сравнению с соответствующим периодом 2012 года вырос на 0,1% и составил 21,9 млрд. долларов, импорт уменьшился на 6,7% и составил 24,5 млрд. долл [3].
Как видно, экспорт почти стоит на месте, а торговый дефицит продолжает оставаться большим, что имеет своим следствием сокращение валютных поступлений от экспорта и целый ряд крайне опасных последствий для макроэкономической ситуации в целом. Дефицит валюты в стране автоматически создаёт дефицит гривневой массы, которая валютой обеспечивается. Наиболее явное проявление тяжёлой экономической ситуации – это введение векселей как производного финансового инструмента для возмещения НДС. Настоящих, т.е. обеспеченных валютой денег, на все расходы бюджета в казне не хватает.
Ситуация для Украины на внешних рынках всё более усугубляется. В тяжёлом положении оказалась отечественная трубная промышленность. В июле правительство РФ решило не продлевать на текущее полугодие квоты на беспошлинную поставку украинских труб. В сентябре 2011 года Украина, Россия, Белоруссия и Казахстан подписали соглашение, регулирующее объемы беспошлинных поставок украинских труб в страны Таможенного союза. В рамках этого соглашения квота Украины на поставки труб в РФ в 2011 и 2012 годах составляла по 300 тыс. тонн. В конце декабря прошлого года стороны внесли в соглашение изменения, согласно которым квота на беспошлинные поставки труб в РФ для Украины была установлена на период с 1 января по 30 июня 2013 года в объеме 120 тыс. тонн.
Председатель правительства РФ Д. Медведев на совещании по развитию металлургии подчеркнул, что надо грамотно использовать преимущества Таможенного союза для защиты от недобросовестной конкуренции иностранных производителей [4]. Данный шаг РФ означает сокращение доступа украинской трубной продукции на рынки всего ТС, а не только одной России.
Недавно пресс-служба компании Shell сообщила, что компания не собирается использовать трубы украинского производства в украинских проектах добычи сланцевого газа из-за их (труб) низкого качества. Вместо этого компания намерена импортировать трубную продукцию из других стран, в частности из Японии. В пресс-службе Shell также отметили, что компания ведет совместную работу с украинскими производителями труб для повышения качества их продукции и надеется, что в будущем она будет удовлетворять необходимым требованиям. В Shell рассчитывают, что такое улучшение произойдет в пределах ближайших 50 лет [5] .
Одним из преимуществ проекта добычи западными компаниями сланцевого газа на Украине его инициаторы как раз и называли гарантированные заказы украинским трубным предприятиям, которые бы позволили обеспечить финансирование отрасли на много лет вперёд. Отказ Shell от использования труб украинского производства – это серьёзный, но ожидаемый непредвзятыми экспертами удар по иллюзорным надеждам идеологов экономического сближения Украины с Западом.
Решение компании Shell серьёзно осложнило положение украинской трубной отрасли в целом, так как было принято на фоне мер РФ по защите рынка ТС от продукции украинских трубников. До этого в ответ на введение Украиной специальной пошлины на весь импорт автомобилей, в том числе и из ТС, Таможенный союз приступил к введению (в ряде случаев – к повышению) компенсационных пошлин на ряд ввозимой в РФ и на территорию евразийского объединения в целом украинской продукции.
Очевидно, что меры по ограничению доступа украинской продукции на рынок РФ и ТС являются прямым следствием невступления Украины в ТС. В условиях гипотетического членства Украины в ТС ситуация с заградительными пошлинами на импорт автомобилей, как и с уменьшением квот на поставки труб просто не возникла бы. Например, решение о введении специальной пошлины на весь импорт автомобилей Украина должна была бы согласовать со своими партнёрами по ТС. В процессе такого согласования был бы учтён интерес украинского автопрома, и заградительные меры принимались бы согласованно всеми членами интеграционного объединения для защиты автопрома всего ТС, поскольку такие меры актуальны и для РФ (едва ли не больше, чем для Украины).
Для реализации обозначенных в концепции задач по «наращиванию доли продукции с высоким уровнем добавленной стоимости» критически необходимым становится наращивание торговли с ТС и расширение присутствия там украинских товаров. В условиях сохраняющихся производственных кооперационных связей между предприятиями Украины и стран ТС это означает масштабное вхождение украинских предприятий в производственно-технологические цепочки по всей номенклатуре товаров перерабатывающих отраслей промышленности, которые и выпускают продукцию с высокой добавленной стоимостью. Речь идет, прежде всего, о сложной, высокотехнологичной и дорогой продукции авиастроения (включая и особо высокотехнологичное производство авиадвигателей), судостроения, атомной промышленности, машиностроения, сельскохозяйственного машиностроения, ряда высокотехнологичной продукции ОПК и пр.
В данный момент почти вся украинская продукция с высокой добавленной стоимостью и, прежде всего, высокотехнологичная сбывается на рынках ТС. Её сбыт там был бы гарантирован в случае вхождения Украины в ТС, в котором она могла бы занять достойное место в соответствии со структурой своей экономики.
Отказ от полноценного членства в ТС и неучастие в евразийском разделении труда ставит перед украинским правительством задачу дополнительной и исключительной сложности – найти для украинской продукции равноценную замену рынку Таможенного союза. Так, видимо, следует понимать тезис «о географической диверсификации традиционного экспорта товаров украинского происхождения, основанной на анализе спроса на зарубежных рынках и выявлении наиболее перспективных из них».
Однако в условиях длительной посткризисной рецессии завоевать новые рынки, например, в Азиатско-Тихоокеанском регионе можно только продукцией повышенного качества при снижении издержек на её производство. Страны ТС, которые имеют устойчивый рынок сбыта, приближающийся к 200 млн. человек, смогут развернуть крупносерийное производство продукции перерабатывающих отраслей промышленности для собственного потребления, что даст и снижение её себестоимости, и возможность выйти с приемлемым соотношением «цена-качество» на экспорт.
Украинским товарам придётся конкурировать на третьих рынках, например в том же АТР, куда стремятся украинские металлурги, с продукцией ТС, и в этой конкуренции украинские производители в их нынешнем положении, по понятным причинам, ожидаемо проиграют.
В условиях иррациональной политики, когда экономическая целесообразность приносится в жертву эгоистическим интересам узкой группы правящих кругов, всякие планы по расширению экспорта украинских товаров, наподобие упомянутой концепции, становятся принципиально нереализуемыми.