Восстанавливая страну: как Ленинград после блокады Украину поднимал
Бред о том, что жители Украины сами восстановили республику после войны, сопротивляясь массовым депортациям, голоду и геноциду Москвы, запущенный когда-то с подачи Леонида Кравчука, сегодня повторяют на тематических уроках в школах бесхребетные учителя. В то время как статистика, очевидцы и источники свидетельствуют, что восстановление, как и Победа, были всесоюзными и всенародными.
Пример подобной «всесоюзности» – подвиг Ленинграда, выстоявшего в чудовищных условиях блокады, а после отстраиваемый всей страной. В свою очередь, ленинградцы делали всё возможное, чтобы благодарно помогать другим. Например, советской Украине.
Во Львове по сей день существует общественная организация «Питер-клуб», призванная поддерживать отношения двух городов-побратимов. Среди её членов было немало тех, кто приехал в конце 40-х годов поднимать, признаем, индустриально отсталую Галицию.
Процесс восстановления бориславских нефтепромыслов требовал помощи специалистов, и ленинградцы ехали сюда делиться опытом наравне с москвичами, бакинцами, волжанами. В Борислав и Дрогобыч везли из Ленинграда электромоторы, электрооборудование, резиновые и химические изделия, спецодежду.
Нефтепромыслы Борислава
Ленинградские специалисты приезжали делиться опытом и на другие производства. «Львовская правда» отмечала, что в 1947 году почти сотню украинских молодых ребят обучил на Львовском инструментальном заводе знаменитый ленинградский токарь М.Г. Князев. Знаменитая прежде львовская обувная фабрика «Прогресс» создавалась при помощи специалистов ленинградского «Скорохода» и московской «Парижской Коммуны».
«Львовская политехника» сегодня на Украине считается одним из самых рейтинговых вузов. Увы, ныне там вряд ли вспоминают, что после войны над учебным заведением шефствовал Ленинградский политехнический институт, Академия наук СССР и два наркомата. Это позволило серьёзно расширить материально-техническую базу и учебную часть львовян.
ДнепроГЭС восстанавливала вся страна
В 1946 году центральным объектом восстановления УССР была ДнепроГЭС, в её судьбе приняли самое деятельное участие ленинградские металлический завод (ЛМЗ) имени И.В. Сталина и завод «Электросила». По одной из версий, американская фирма Newport News Shipbuilding сорвала поставку в Союз турбин, но работники Металлического завода предложили правительству выполнить этот заказ, хотя ранее не выпускали турбины мощностью 75 МВт. Их обращение одобрили, и трудовой коллектив в сжатые сроки изготовил новую турбину большой мощности.
Помимо электростанции в Запорожье взялись за «Запорожсталь». Заказы завода выполняли более двухсот заводов СССР! В их числе была ленинградская «Электросила» и ряд проектных организаций, готовивших документацию и чертежи.
Торжественный пуск доменной печи № 3 на металлургическом заводе «Запорожсталь» им. Серго Орджоникидзе, 1947 г.
В 1944 году из эвакуации в Омск вернулась часть работников и оборудования Запорожского авиазавода № 9 (сегодня «Мотор Сич»), где также работали ленинградцы. В связи с разрушениями производство оставили в Сибири, а на заводе стали ремонтировать двигатели М-88, а потом и создавать двигатели. Первый послевоенный АШ-62ИР (конструктора Аркадия Швецова) был испытан 31 августа 1949 года.
Конечно, помогал Ленинград и Донбассу, причём ещё даже тогда, когда северная столица была в окружении.
В 1947 году сюда ушло около 2500 вагонов машин и иного оборудования на общую сумму 140 млн рублей. За первые три года послевоенной пятилетки коллективы предприятий Ленинграда направили в Донбасс промышленной продукции на сумму более 300 млн рублей.
Весьма актуальными считались новые рудничные батареи для шахтных электровозов, которые делали на заводе аккумуляторов «Ленинская искра». Как писала «Радянська Україна» 30 марта 1947 года, завод Метростроя присылал турбомеханические редукторы, а государственный завод № 7 имени М.В. Фрунзе («Арсенал») – мощные компрессоры.
Поставщиком шахтных машин, кранов и других подъёмных механизмов для угольной промышленности стал Ленинградский завод подъемно-транспортного оборудования им. С.М. Кирова.
В сборнике «Донбасс на подъёме» (Донецк, 1953) описывалось, что оборудование пошло горнякам сразу после освобождения, а в турбинном зале Донецкого металлургического завода установлена памятная доска с надписью: «Турбогенератор в 5000 квт изготовлен в Ленинграде в дни блокады». Еще один генератор, а также несколько двигателей с надписью на корпусах: «Трудящимся Макеевки от рабочих и инженерно-технических работников ленинградского завода «Электросила». Изготовлено во время блокады» прибыли на Макеевский металлургический завод.
Инженеры Ленинграда внесли свой вклад в возрождение и развитие городского электротранспорта УССР, в частности трамвайно-троллейбусного парка. Ехали не только спецы, в ряд городов поступили трамваи ЛМ-33 («американка»), собранные на Ленинградском вагоноремонтном заводе.
Харьков: трамвай и троллейбус на проспекте Правды
Первыми трамвайные и троллейбусные линии запустили в Киеве и Харькове, но особой гордостью стали трамвайные магистрали в районных центрах. 5 декабря 1945 года первый трамвай пошел в Дружковке Донецкой области, а в декабре 1949 года – в Конотопе Сумской области.
Первая послевоенная трамвайная линия, Дружковка Донецкой области, 1948 г.
В первый рейс (картина краеведческого музея Конотопа)
Когда страна поднимала из руин промышленные объекты, городской архитектурой занимались во вторую очередь. В этом смысле уникальна роль Ленинграда в восстановлении Полтавы – города, построенного в имперские времена как «Петербург в миниатюре». Об этом, к счастью, оставил свои мемуары Лев Семёнович Вайнгорт (Вайнгорт Л.С. Записки провинциального архитектора), будущий главный архитектор Полтавы.
После немецкой бомбардировки лета 1944 года город значительно пострадал, и для властей весьма важным оказались вопросы индивидуального восстановления памятников архитектуры (ампирный ансамбль Корпусного сада). Людей не хватало. Вайнгорт указал, что в области в 1948 году с высшим архитектурным образованием работало всего лишь 9 человек и им было не до ампира.
Потому творческое шефство над Полтавой взяли архитекторы Ленинграда. Большую роль в организации контактов сыграл начальник Управления по делам архитектуры при Совмине УССР М.А. Остапенко.
Восстановительные работы в городе
Весной и летом 1948 года Ленинград посетила группа полтавчан во главе с председателем горисполкома М. Векленко, а после в Полтаву прибыл десант ленинградцев, которых привез действительный член Академии архитектуры СССР Е. Катонин.
В обсуждениях и составлении генплана восстановления Полтавы принимали участие главный архитектор Ленинграда Н. Баранов, благодаря которому в Ленинграде возвратили дореволюционные названия ряду улиц и площадей, главный архитектор Ленинградского отделения Гипрограда В. Гайкович, соавтор питерского ЦУМа и стадиона «Динамо», профессора Я. Свирский, Л. Тверский и другие.
Делегация ленинградских архитекторов знакомится с историческими местами Полтавы. 1948 год
Ленинградцы предложили свои варианты реконструкции центра Полтавы, рассматривали проекты полтавчан по реконструкции не только самой Полтавы, но даже Диканьки. Газета «Зоря Полтавщины» (№122 20 июля 1948 года) писала, что «архитектурное управление Ленинграда с огромным желанием приняло заказ на проектировку стадиона в Полтаве, а трамвайно-троллейбусное управление Ленсовета – на проектировку троллейбусной линии. Стройуправление Ленинградского горСовета выделило определённое количество необходимых механизмов для строительных организаций Полтавы».
Примечательно, что в 1946 году по согласованию с Москвой Совет Министров УССР и ЦК КП(б)У приняли решения к 240-летию Полтавской битвы создать в городе Государственный исторический музей-заповедник «Поле Полтавской битвы». Экспозиция восстановленного музея создавалась при помощи специалистов Эрмитажа. В Ленинграде были отлиты доски и фигура льва для памятника коменданту А. Келину, причём оригинальная литейная форма льва сохранилась с 1909 года.
Разрушенный и восстановленный с помощью ленинградцев памятник коменданту крепости Полтава Алексею Келину, Полтава
Естественно, что культурная столица СССР оказывала неоценимую помощь вузам и музеям, разорённым войной. Из Ленинграда шли вагоны с учебной литературой, пособиями, приборами для лабораторий и экспонатами. Город помог Киевскому государственному университету им. Т.Г. Шевченко, созданному в 1945 году первому в Закарпатье Ужгородскому государственному университету. В 1946 году на Украину с гастролями отправился Ленинградский театр юного зрителя.
Активно восстанавливались библиотеки, для чего в ленинградских типографиях в 1946-1950 годах было напечатано более пяти тысяч книг на украинском языке. Том самом, на котором нынешние «свидомые» украинцы пытаются отрицать всесоюзное участие в восстановлении советской Украины после войны, в которой СССР победил фашизм. Впрочем, они и победу эту отрицают. Да и мова, которую ныне навязывают жителям страны, всё больше напоминает галицко-польский суржик с вкраплениями в него диковинных словечек от «дияспоры». А за статью вроде этой можно запросто получить тюремный срок.
На заглавном фото. Ленинградский Металлический завод, турибина для ДнепроГЭС, фото Ивана Шагина