По волнам блистающего мира Александра Грина
В Крыму к Александру Грину отношение особое: не земляк, но свой человек, настолько полюбивший этот край, что сделал его своим последним пристанищем. Постичь мир писателя помогают музеи. Один из них – на Галерейной улице в Феодосии, где писатель провёл счастливые вдохновенные дни. Открывшийся пятьдесят лет назад, он стал одним из наиболее известных и посещаемых литературных музеев.
Образ корабля-музея придумали московский художник и архитектор Савва Бродский и историк-музеевед Геннадий Золотухин, который долгие годы собирал вещи, имеющие отношение к писателю, посещал места, где он бывал. Музей-корабль возник из самой сути жизни и творчества писателя-романтика. Его яркими приметами стали фонари, канаты, якорь у входа, барельеф бригантины.
Александр Степанович Грин
В одном из интервью Савва Григорьевич Бродский отметил: «Это не академический музей, в основе его не жизнь писателя, не его биография, а творчество, мир его героев. В нашей стране ещё таких музеев не было, да и в мировой практике немного отыщется аналогов, разве что музей великого сказочника Андерсена».
Слова эти перекликаются с впечатлением от посещения музея писательницы Анастасии Цветаевой: «В любимой Грином Феодосии, в доме, где он жил, открыт волшебный музей его имени: его портреты, его книги о кораблях и кораблекрушениях, мужественных и суровых людях, бегущей по волнам Фрези Грант. Музей парусников и шхун, где из угла выступает нос корабля, где живут морские фонари и канаты, и подзорные трубы, унося с собой посетителей в карту Гринландии, с новыми мысами и проливами, с городами Гель-Гью, Лисс, Зурбаган».
- В Феодосии для Грина наступила поистине золотая творческая пора, – свидетельствует заместитель директора музея по научной работе Алла Ненада. – За шесть с половиной феодосийских лет (с1924 по 1930-й год) были написаны романы «Золотая цепь», «Бегущая по волнам», «Джесси и Моргиана», «Дорога никуда», более сорока рассказов, среди которых – удивительный цикл художественных очерков о собственной жизни, о детстве и юности, составивших последнюю книгу писателя, – «Автобиографическая повесть». Делались наброски будущих произведений, задуманы романы «Таинственная кузница», «Жизнь игрока», «Мотылёк медной иглы». Но самым сокровенным произведением и лучшим, по признанию самого автора, должен был стать роман «Недотрога», сюжет которого Грин вынашивал вплоть до последних дней в Старом Крыму, куда он переехал из Феодосии в ноябре тридцатого года. Закончить его он не успел.
Гриновский дом, как теперь называют постройку 1981 года в самом центре Феодосии рядом с особняком прославленного художника Ивана Айвазовского, – ровесник Серебряного века.
– Работа по созданию литературно-мемориального музея писателя началась в 1996 году, – продолжает рассказ Алла Алексеевна. – Наверное, сам Грин «призвал» для рождения музея романтики талантливых людей: Геннадия Золотухина и Нелли Браницкую – неутомимых подвижников отечественной культуры, к которым присоединился блистательный автор книжной графики москвич Савва Бродский (лучший иллюстратор Грина!). Воплотить архитектурно-образное решение «Бригантины» в жизнь Савве Бродскому помогали молодые художники Александр Бродский (сын мастера) и Илья Уткин. Изготовление гипсовых форм и монтаж осуществили сотрудники Московского художественно-промышленного комбината имени Евгения Вучетича.
Город невозможно теперь представить без музея-парусника, по волнам времени переносящего нас в счастливые для писателя дни упоения творчеством. Открытие уникального музея в июле 1970 года стало праздником для давно мечтавших о музее любимого писателя и наконец-то переступивших порог помолодевшего старинного дома. Позже возник целый «Гриновский квартал», в который вошли близлежащие строения. Доминанта его – живописное скульптурное панно на боковом фасаде музея, ставшее символом города моряков, художников, поэтов.
Гриновский квартал в центре Феодосии
Созданный Грином образ-символ моря, олицетворяющий не только силу природы, но и беспредельную мощь человеческого духа, легко прочитывается в музейном «Трюме фрегата», где внимательно смотрит на посетителей с портрета писатель. Стены «трюма» покрыты вантами из сизальского каната, над которыми парят силуэты парусников. Неяркий свет корабельных фонарей создаёт иллюзию погружения в пространство между палубой и днищем корабля.
Волнующее ощущение испытываешь в кабинете при виде подлинных вещей, служивших писателю.
– Мне эта комната представляется слепком жизни Грина, – призналась одна из первых экскурсоводов по музею Людмила Варламова. – Это святая святых, куда даже сотрудники не решаются заходить без особой надобности, чтобы не нарушить особую ауру. Здесь всё соответствует описанию кабинета, которое дала в воспоминаниях жена писателя Нина Грин: «У наружной стены – небольшой старенький ломберный стол... На столе – квадратная гранёная стеклянная чернильница с медной крышкой. Электрическая лампа со светло-зелёным шёлковым абажуром на бронзовом подсвечнике, простая ручка, которой Александр Степанович всегда писал, красное мраморное пресс-папье, щёточка для перьев и пачка рукописей... На стене над столом – фотография его отца... Старинная немецкая цветная литография «Кухня ведьмы» под стеклом и несколько старых литографий... В стене, слева от стола, – шкаф. Там лежат книги... Под книжными полками – узенькая дешёвая кушетка. У стола с одной стороны – полукруглое рабочее кресло, с другой, у окна, – клеёнчатое, мягкое. На окне – белые полотняные портьеры…»
Одна из самых романтичных комнат – «Каюта странствий» с моделью парусника, шарманкой. Экспозиция рассказывает о детстве и юности будущего писателя, сочетая строгую документальность с романтической возвышенностью. Всё здесь помогает вникнуть в сложный внутренний мир мальчика Саши с «живой душой», который в шестнадцать лет окончил городское училище и впервые покинул дом, стремясь «проникнуть за золотые ворота моря». На карте в «Каюте странствий» красной чертой обозначен путь парохода «Цесаревич», на который летом 1897 года он устроился матросом и отправился в Александрию. Рядом – фотографии городов, мимо которых проплывал Грин. Несколько очень живописных видов Александрии – единственного заграничного порта, где Александр Гриневский сошёл на берег. Есть в «Каюте странствий» и журнальная страница с опубликованным очерком «Урал», в котором Грин рассказывает о работе на Шуваловских золотоносных приисках.
В центре «Клиперной» – корабль с белоснежными парусами. Это макет той самой «Авроры», с борта которой сошёл на берег экзотического острова матрос Тарт, герой первого романтического рассказа Грина «Остров Рено». Бушприт «Авроры» устремлён к далёким туманным берегам, где сверкает «таинственный чудный олень вечной охоты».
На тех, кто попадает в музей Грина впервые, неизгладимое впечатление производит свободно парящая в замкнутом пространстве следующего музейного зала – «Ростральной» – носовая часть парусного корабля почти в натуральную величину. С бушприта ростры свисает корабельный фонарь, за которым распахиваются алые паруса – образ ослепительной гриновской феерии: «Из заросли поднялся корабль; он всплыл и остановился по самой середине зари. Из этой дали он был виден ясно, как облака. Разбрасывая веселье, он плыл. Как вино, роза, кровь, уста, алый бархат и пунцовый огонь».
Главный экспонат Ростральной
– Эта экспозиция повествует о времени, когда Грин воспевал в своих произведениях людей, приносящих счастье другим, а не героя-одиночку, ищущего счастья для себя, как было в ранних произведениях, - отмечает Людмила Варламова. – Началось всё с рассказа «Корабли в Лиссе», написанного в 1918 году. В экспозиции – страницы журнала, в котором он был опубликован под названием «Битт-Бой, приносящий счастье». Рядом книга «Белый огонь», где рассказ был впервые напечатан. На стене – гравюра Остроумовой-Лебедевой «Парус» и рукопись «Кораблей в Лиссе». Современные издания повести – это, как правило, прекрасно оформленные книги с интересными иллюстрациями. И теперь только в музее можно увидеть скромную книжечку в мягкой обложке – первое издание повести-феерии «Алые паруса», вышедшее в 1923 году.
Именно в этом году Грин, получив гонорар за публикацию в журнале «Красная нива» романа «Блистающий мир», отправился в Крым. После посещения Ялты, Алупки, Балаклавы и Севастополя решил поселиться на полуостров. А местом жительства он выбрал Феодосию, которую запомнил с юности. Небольшой старинный город привлёк писателя тишиной, возможностью сосредоточиться и, конечно, морем.
Феодосийский дом Александра Грина стал настоящим культурным центром региона, уникальным явлением. Его коллектив не только собирает, хранит и реставрирует бесценные предметы, но и занимается целенаправленной культурно-просветительной работой. Слава о литературно-музыкальных вечерах, презентациях книг и литературно-поэтических сборников, о выставках разнеслась по всему постсоветскому пространству, и многие люди стремятся летом отдохнуть именно в Феодосии, чтобы приобщиться к удивительному миру, созданному в музее. Контакты с теми, кто любит Грина, истинное искусство постоянно расширяются. Неизменным успехом пользуются литературные гостиные «Встречи в Доме Грина», международный фестиваль искусств «Встречи в Зурбагане» – яркий, карнавальный, романтический, он стал украшением города.
А главное, конечно, – традиционные ежегодные вечера, посвящённые дню рождения писателя (23 августа) и дню памяти (8 июля). Они привлекают широкий круг поклонников яркого и светозарного таланта Александра Грина.
Традицией стало и проведение конкурсов детского творчества «По следам героев Грина», «Мой Грин». Ребята присылают сочинения, эссе, стихи, рисунки, музыкальные произведения. Подведение итогов конкурсов становится праздниками, где награды получают не только победители, но и все участники. Много лет работает лекторий для младших школьников «Прочитаем Грина вместе». На международном фестивале «Воздушное братство» экспонируются детские работы юных талантов из разных стран.
Музейная Каюта капитана
Фонды музея постоянно пополняются. Целая плеяда живописцев и графиков создала свой «гриновский мир». Украшением художественной коллекции стали работы Саввы Бродского, Виктора Прокофьева, Владимира Адеева, Нади Рушевой, Татьяны Толстой, Павла Тараненко, Андрея Харшака, Александра Худченко. Выставки привлекают посетителей, знакомят с одарёнными людьми.
Немаловажная деятельность музея – издательская. Вместе с издательским домом «Коктебель» научные сотрудники подготовили и выпустили воспоминания Нины Грин. Книга была отмечена на международной книжной ярмарке. с издательством «Сонат» издан путеводитель «Путешествие в страну Гринландию». Составлена хронология жизненного пути писателя, которая легла в основу книги «Александр Грин: хроника жизни и творчества». В серии «Классика» вышли книги: «Дикая роза. Алые паруса. Недотрога», «Встречи и приключения» – двенадцать рассказов, написанных в Феодосии, а также неоконченная повесть о Карадаге – «Хар-Датаг». Увидело свет издание: «А. Грин. Из памятной книжки сыщика. Детективные истории», приоткрывшее ещё одну грань творчества писателя. Иллюстрации Нади Рушевой, графика которой хранится в музейной коллекции, сделала уникальной издание «А. Грин. Бегущая по волнам».
Один из постоянных посетителей музея оставил запись в книге отзывов: «Грина отвергнуть нельзя, он живёт творческим романтическим содержанием произведений и великой целеустремлённостью в будущее». И музей писателя нацелен на открытия в бесконечном гриновском мире.