Почаевская лавра и козни униатов
22.02.2010
Напечатать
А
А
А
Понимая, что оранжевые из власти уходят "всерьез и надолго", Тернопольский облсовет, в котором, как известно, ультранационалистическая партия "Свобода" имеет солидное представительство, обратился в правительство с требованием вернуть Почаевскую Лавру Кременецко-Почаевскому заповеднику. Заместитель главы Тернопольского облсовета О.Боберский назвал Почаевскую Лавру "пятой колонной" Российской империи. Сам О.Боберский - член Украинской народной партии, лидер которой Ю.Костенко во время последней избирательной кампании по выборам президента Украины набрал аж 0,22% голосов избирателей.
В начале 90-х годов прошлого века одна из самых известных православных святынь Свято-Успенская Почаевская Лавра пережила немало тревожных дней. Пользуясь поддержкой галицких властей, национал-радикалы объявили "крестовый поход" против канонического православия на территории Западной Украины. Повсеместно начался массовый захват греко-католиками православных храмов, сопровождаемый, как и в 1596 году, массовым насилием над православным духовенством. Местные власти возвращали греко-католикам храмы и церковное имущество на том лишь основании, что они владели ими до 1939 года, хотя в законодательстве в то время, впрочем, как и сейчас, этот вопрос четко определен не был. Возникающий при этом естественный вопрос, почему бы на том же основании не вернуть каноническому Православию все, чем оно владело до 1917 года (хотя с точки зрения исторической справедливости надо ставить вопрос о возвращении всего, чем владела Православная церковь до Брестской унии), игнорировался.
Очевидно, что Почаевская лавра была для униатов едва ли не самым желанным объектом для экспансии. Однако мужество монахов и боязнь вызвать возмущение всей Православной Украины заставило национал-радикалов отказаться от экспансионистских намерений. Как оказалось, не навсегда. После победы «оранжевой революции» над Лаврой опять сгустились тучи. Обеспокоенное судьбой Святыни руководство Лавры пригласило для ее охраны черноморских казаков, которые, храня традиции своих дедов и прадедов, остались верными каноническому православию.
Особую активность в экспансионистских устремлениях проявила украинская секция радиостанции "Свобода". О пятой колоне О.Боберский говорил именно на этом радио. В 2005 году корреспондент этого радио А.Терещук не нашла ничего лучшего, чем обвинить казаков в том, что они …пугают паломников (?!) и разговаривают на русском языке (!). При этом она не привела ни единого примера испуга паломников. Впрочем, это не удивительно, ибо кто же будет пугаться людей, их охраняющих. Относительно "разговоров на русском языке" тогда, как и сейчас, 10-я статья конституции Украины гарантирует свободное общение граждан Украины на русском языке.
Кроме того, корреспонденты "Свободы" обвиняют духовенство лавры в том, что оно не так вело себя во время президентских выборов - голосовало за В.Януковича и "заставляло монахов и семинаристов голосовать за этого кандидата". Возникают «неудобные» вопросы к авторам подобных обвинений: разве свобода выбора и тайна голосования на Украине уже отменены? Откуда известно, как и за кого голосовали монахи и семинаристы? Разве презумпция невиновности тоже уже пустое слово? Разве кто-то, кроме судебных органов, может установить, "заставлял" кто-то кого-то или нет?
Далее из возбужденной речи корреспондентов «Свободы» мы узнаем, что "общественность возмутило поведение людей в монашеском одеянии, их ненависть ко всему украинскому в Украине". Выясняется также, что тернопольские депутаты уже вели разговор с наместником "об украинском будущем лавры". Под "украинским будущим" имелся в виду, очевидно, ее переход под крыло унии. Весьма симптоматичны в этом плане высказывания вице-ректора Львовской духовной семинарии УГКЦ С.Шевчука: "Государство должно взвешенно вмешиваться в процессы передачи и смены собственности этой святыни". Фраза в лучших традициях отцов-иезуитов.
Вроде бы идет призыв к взвешенности, и вместе с тем становится ясным, что униаты уверены в том, что, как говорил последний советский генсек М.С.Горбачев, "процесс пошел". Это и подтверждает заключительная фраза, сказанная С.Шевчуком: "С другой стороны, Украинская Церковь должна заботиться о том, чтобы святыни в Украине были украинскими".
Теперь становится окончательно ясным тот факт, что обеспокоенность почаевских монахов не беспочвенна и совершенно справедлива. Общеизвестно, что иноки поселились на Почаевской горе еще до 1240 года, когда здесь было чудесное явление Богоматери, доказательством которого, кроме воспоминаний очевидцев, является материальный знак ее присутствия - Цельбоносная Стопа Богородицы. Та же корреспондентка "Свободы" А.Терещук пишет о "ЛЕГЕНДЕ", которая состояла в том, что Богородица явилась и спасла город Почаев от нашествия татар. Ссылка на "легенду" – полусказку-полубыль - ставит под сомнение истинность самого явления Богородицы, умалчивание же конкретного доказательства происходившего - Цельбоносной Стопы Богородицы - говорит о желании сознательно исказить события, происходившие в ХIII веке. Оно и понятно: ведь вся Русь в то время была православной и ни о каких униатах и понятия не было…
Столь же вольно обращается автор с изложением значительного эпизода в истории Лавры - истории Анны Гойской. Согласно трактовке А.Терещук, украинская патриотка Анна Гойская отдала свое имущество для создания монастыря, в том числе и икону, подаренную ей греческим митрополитом Неофитом. И опять журналистка утверждает, что, согласно "ЛЕГЕНДЕ", благодаря этой иконе прозрел ее брат.
Обращает на себя внимание тот факт, что все, что было выдающегося в православной истории монастыря, ставится под сомнение, представляется легендой, сказкой, мифом. В принципе, в мире немало людей, которые ставят вообще под сомнение существование Бога, их называют атеистами. Однако они придерживаются своих взглядов вне зависимости от конфессиональной принадлежности верующих. Поэтому "униатский атеизм" - "ноу-хау" госпожи А.Терещук.
В действительности же в 1559 году через Волынь в Москву проезжал греческий митрополит Неофит. Он остановился в имении Анны Гойской. Под впечатлением ее преданности православию он подарил ей древнюю икону Богоматери. У Гойской был родной брат Филипп Козинский, слепой от рождения. После того как он стал молиться иконе, он обрел зрение. После этого случая Анна Гойская решила отдать икону православным монахам, обитавшим на Почаевской горе. А в феврале 1597 года она составляет так называемую "фундушную запись", согласно которой жертвует деньги на строительство нового монастыря на Почаевской горе. Обращает на себя внимание начало этой "фундушной записи": "Я, Анна Тихоновна Ерофеева Гойская…" Не пани Анна Гойская, но Анна Тихоновна Ерофеева Гойская! Русская по духу и православная по Вере! Но самое примечательное написано дальше: "Я решилась построить и основать при нем монастырь для жительства в нем восьми чернецов, людей добрых, набожной жизни, не иного исповедания, как только греческого". Далее она пишет, что это завещание "никогда не должно быть нарушено ни мною, ни потомками моими, ни их потомством… Кто только нарушил бы мою волю к вреду того монастыря, да пребывает анафема и всякое неблагословление с проклятием…".
Как мы видим из завещания, если и была Анна Гойская патриоткой, то патриоткой православной. Завещание ясно и четко определяет, каким должен быть монастырь - православным и ни каким больше. В ином случае - проклятие. Понятно, почему Анна Гойская написала столь четкое и категорическое завещание. Шел 1597 год, уния делала свои первые кровавые шаги в Галиции и на Волыни. Понятно, почему сейчас оранжевые умалчивают текст завещания А.Гойской. Не совсем понятно, почему вице-ректор духовной семинарии, человек, которому положено быть и образованным, и верующим, который, безусловно, знаком с завещанием А.Гойской во всех деталях, призывает "к смене собственника этой святыни". Возникает очередной вопрос - разве для униатов воля умершего не священна?
Надо сказать, что первый раз униаты нарушили завещание А.Гойской примерно в 1710 году, когда монастырь стал униатским. После третьего раздела Польши, произошедшего в 1796 году, Волынь с Почаевом были присоединены к Российской империи. Царское правительство весьма лояльно отнеслось к василианам, засевшим в монастыре в то время. Так, в 1823 году православный епископ Волыни Стефан, после того как в Остроге сгорел монастырь, где была епископская кафедра и семинария, обратился к российскому императору Александру I с просьбой о возвращении Почаевской Лавры в православие. Александр помог восстановить монастырь в Остроге, но Лавру не тронул. И лишь в 1831 году, когда василиане нарушили одну из заповедей Христа - "Отдайте Кесарю кесарево, а Богу божье", – приняв активное участие в польском восстании, монастырь был возвращен православным.
Необходимо сказать еще об одном факте. Во время Великой Отечественной войны Почаевская Лавра оставалась православной. Более того, митрополит Алексий сохранял верность Московской Патриархии. Он погиб при невыясненных обстоятельствах в 1943 году…
Забыл или не знает пан Боберский, говоря о "пятой колоне Российской империи", что проведенные недавно социологические исследования Киевским международным институтом социологии показали, что 93% жителей Украины хорошо относятся к России, плохо только 4%. При этом еще год назад любили Россию "только" 88% жителей Украины, а относились плохо аж 8%! Вывод для тернопольских депутатов печальный - "пятую колонну" на Украине представляет подавляющая часть населения страны, а значит, и Вере православной, канонической открыты души и сердца граждан Украины!
2854
Поставить лайк: 280
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
https://odnarodyna.org/content/pochaevskaya-lavra-i-kozni-uniatov