ссылка

Поддержка производителя и ассоциация с ЕС: практика взаимоисключающих решений

Увеличить шрифт
А
А
А

«В Украине проводятся серьезнейшие фундаментальные реформы, которые провозгласил наш президент. Он над ними работал долгое время, находясь в оппозиции. После инаугурации 2010 года он начал преобразования в нашей стране», - заявил премьер-министр Украины Н.Азаров 5 ноября, выступая на региональном заседании Всемирного экономического форума «Стратегический диалог относительно будущего Украины». При этом он подчеркнул, что реформы рассчитаны как на краткосрочную, так и на долгосрочную перспективы. По словам премьер-министра, реформы имеют целью создание благоприятных условий для развития отечественной экономики.

В принципе, с оценкой главы правительства можно согласиться. Конкретным документом, который переводит стратегию реформ в практическое русло, стала Государственная программа  активизации развития экономики на 2013-2014 годы (Программа).

В конце октября Кабмин Украины подводил промежуточные итоги работы в рамках Программы и указал на недостаточный уровень её реализации. С целью выполнения Программы премьер-министр на заседании правительства дал поручение вице-премьерам представить план-график еженедельного рассмотрения правительством внедрения соответствующих проектов. Основной упор был сделан на те положения Программы, которые предусматривали поддержку украинского производителя.

Однако реализация президентской стратегии экономических реформ и исполнение данной Программы зависит от ключевых внешнеполитических условий.

Проблема в том, что задача активизации экономики в рамках выбранного курса на сближение с ЕС в формате зоны свободной торговли одновременно с опорой на отечественного производителя не выполнима в принципе.

* * *

На Украине продолжается ухудшение общей экономической ситуации. На прошедшей неделе Госстат Украины обнародовал данные о состоянии экономики по итогам 9 месяцев. Спад ВВП в третьем квартале увеличился до 1,5% с 1,3% во втором квартале. Дефляция наряду с падением реального ВВП означает одно – «недополученные десятки миллиардов гривен налоговых поступлений по вполне объективным причинам (по моим оценкам, порядка 40 млрд. грн.)», прокомментировал ситуацию управляющий партнер компании Capital Times Эрик Найман.

Свёртывание производства и падение ВВП запускает целую цепочку отрицательных последствий в социально-экономической области в целом – падение доходов граждан и субъектов хозяйствования, уменьшение налоговых поступлений в казну, сокращение оборотных средств и фонда накопления на предприятиях и, как результат, уменьшение до критического минимума средств в Госказначействе, нарастающие задержки в выплате зарплат и отсутствие условий для модернизации производства.

Согласно статистике министерства финансов, дефицит государственного бюджета Украины в январе-сентябре 2013 года в 1,4 раза превысил показатель аналогичного периода 2012 года и составил 35,211 млрд. грн. Формально это не превышает объем заложенного в бюджет дефицита, который по итогам года не должен превысить 50,43 млрд. грн. (3,2% ВВП). Но, учитывая, что из-за падения производства не получится достичь номинального ВВП в 1,6 трлн. грн. (заложено в бюджете на 2013 год), то и закрывать бюджетный дефицит нечем. Поэтому формальное соответствие дефицита бюджета плановым показателям ситуации не поможет.

Согласно Программе, правительство наметило меры по поддержке украинского производителя как один из реальных (при прочих равных условиях) способов оживления экономики. Действительно, в сложившейся ситуации стимулирование экономики за счет внутренних инвестиций – это необходимое условие преодоления кризиса. «Необходимо системное усиление экономической политики, ориентированной на поддержку отечественного производства», - совершенно правильно определил главное направление экономической политики Н.Азаров.

Следует отметить, что правительство Украины пытается на практике действовать в этом направлении. Программа активизации экономики на 2013-2014 годы, принятая Кабмином в первой половине текущего года, предусматривает меры по поддержке ГМК, машиностроения и высокотехнологичных производств (например, авиастроения). Упор на украинского производителя есть и в новой Энергетической стратегии, и в проектах по расширению дорожного строительства, модернизации отрасли ЖКХ. Все эти программы предусматривают миллиарды гривен капиталовложений, и в случае их реализации они могли бы полностью загрузить достаточное количество предприятий разных отраслей экономики, которые бы стали локомотивами её роста.

Однако ирония ситуации в том, что все экономические проекты, предполагающие государственную поддержку отечественных производителей, прямо запрещены европейским законодательством. После подписания Соглашения об ассоциации и введения зоны свободной торговли с ЕС Украина лишится права помогать своим компаниям в любой области, кроме охраны окружающей среды. Договор о ЗСТ Украины с ЕС прямо оговаривает это условие.

Для выполнения указанных правительственных программ загрузка украинских производственных мощностей в большинстве значимых обрабатывающих отраслей промышленности возможна уже сейчас. Но для этого необходим свободный доступ украинских предприятий на рынок ТС, где они гарантированно сбывали свою продукцию до того, как реальные угрозы от ЗСТ Украины с ЕС заставили ТС постепенно вводить защитные меры. Это позволяет украинским производителям немедленно получить необходимые оборотные средства для возобновления нормальной и ритмичной повседневной деятельности предприятий.

В этой ситуации элементом грамотной экономической политики должны стать специальные меры государственного стимулирования отечественного производителя в области формировании фонда накопления предприятий с целью финансирования закупок нового оборудования и проведения НИОКР. Это в конечном счете позволит ощутимо поднять производительность труда в реальном секторе экономики Украины. Прямая поддержка из казны отраслей, которые могут стать локомотивами экономического роста, позволила бы предприятиям, увеличивая отчисления в фонд накопления, не уменьшать при этом фонд зарплаты, чтобы не снижать жизненный уровень и покупательную способность населения.

Описанный вариант выхода украинской экономики из кризиса не имеет объективных ограничений, он не просто реален, а является единственно возможным в ситуации, когда все более или менее конкурентоспособные украинские предприятия работают только потому, что либо сбывают на рынке РФ готовую продукцию, либо поставляют в РФ/принимают из РФ комплектующие в рамках кооперации.

Однако в данный момент на Украине идёт противоположный процесс, когда украинские предприятия становятся жертвой евроинтеграционного выбора - под воздействием разнообразных защитных мер Российской Федерации вынуждены уходить с российского рынка и в конечном счёте с рынка ТС. Из-за сокращения рынков сбыта в ТС происходит сокращение производства на всё большем числе украинских предприятий, идут массовые увольнения. В этой ситуации речь уже идёт о выживании, а не о накоплении средств на развитие производства.

Так, начались увольнения на фабриках корпорации «Рошен», которые, по признанию пресс-службы корпорации, происходят из-за изменения планов производства, поступает информация о массовых сокращениях, которые могут коснуться свыше 1 тыс. человек.

Российской стороной приостановлено действие сертификатов на поставку в Россию вагонов «Азовобщемаша», «Днепровагонмаша» и Крюковского вагонзавода. Проблемы с экспортом в Россию испытывает и Стахановский вагоностроительный завод (СВЗ). На эти четыре завода приходится 80% украинского производства вагонов. По данным Госкомстата, в прошлом году в РФ продали 60% всего экспорта этой продукции на $2,31 млрд. За январь-август украинские заводы заработали на поставках вагонов в Россию $1,21 млрд.

Если бы Украина присоединилась к ТС или чётко обозначила бы это намерение, то отложенный спрос на вагоны в РФ из-за  кризиса 2009-2010 гг. мог бы быть удовлетворён и за счёт украинских вагоностроительных предприятий. В условиях равной конкуренции с аналогичными российскими предприятиями и согласованных политик в рамках Евразийской экономической комиссии они остались бы на рынке ТС.

Когда в 2010-2012 гг. официальный Киев взял курс на ЕС, Россия профинансировала создание собственных импортозамещающих мощностей в отрасли. К концу 2012 г. излишек, например, полувагонов в России составил 150 000. Это около трети всего российского вагонного парка или объем производства всех заводов в СНГ приблизительно за два года. К тому же это характерный пример, показывающий мощный экономический потенциал и эффективность решения важных экономических задач в РФ.

Кооперация украинского и российского авиапрома пока ещё даёт возможность ГП «Антонов» наладить выпуск новых грузопассажирских самолётов АН-148, Ан-158. Предприятие заключило договор с нижегородским заводом «Гидромаш» на поставку во второй половине 2014 года 12 комплектов шасси, что позволит закончить сборку пяти самолётов указанных моделей.

Также за счёт сбыта на рынке стран ТС вполне успешно работает ХТЗ. Около 80% продукции реализуется на экспорт. Он имеет сборочные производства в России (завод «Брянский арсенал»), в Казахстане. Основной объём продукции поставляется в РФ (50% продаж), в Казахстан и Кыргызстан. Стратегическим партнером ХТЗ с февраля 2007 года является российская группа «ГАЗ», подконтрольная Олегу Дерипаске.

В принципе, Государственная программа активизации экономики на 2013-2014 гг. предусматривает реалистичную логику выхода на устойчивый экономический рост, она была бы почти гарантированно выполнимой в условиях членства Украины в ТС. Но её задачи в условиях ЗСТ Украины с ЕС – неразрешимы по юридическим (нормы договора о ЗСТ) и сугубо экономическим основаниям.

Хочу завершить статью, приведя положение из интервью члена коллегии (министра) по основным направлениям интеграции и макроэкономике ЕЭК Татьяны Валовой, ибо в информационном пространстве Украины ныне доминирует «антиевразийская» риторика, которую демонстрируют во время всевозможных «ток-шоу» и экс-президенты Украины, и «записные» политологи, и...

Да и характер вопроса о «потерянной Украине», который задали Татьяне Дмитриевне, в какой-то мере отражает ситуацию в информационном поле: «Почему об Украине говорят как о потерянной, если она все-таки подпишет соглашение с Евросоюзом?

Ответ таков: «Не считаю, что кто-то теряет Украину. Географически Украина остается на том же месте, где и была всегда. И все же лично я буду глубоко сожалеть, если она подпишет Соглашение об ассоциации с ЕС, потому что мне, как экономисту, четко видны те негативные последствия, которые получит украинская экономика в результате такого шага. Видимо, пониманием, что это не принесет Украине никаких преимуществ, и продиктованы достаточно эмоциональные выступления некоторых наших коллег. Если бы украинцы были нам совершенно чужим народом, мы бы сказали: «Да делайте, что хотите!» Но в данной ситуации нам обидно, что в экономическом плане это решение принесет Украине сплошные минусы, и украинцы это увидят в самое ближайшее время».

4675
Поставить лайк: 192
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору

Читайте также

Проект Темрюкского канала: к вопросу о «дублёре» Керченского пролива

Преступление и наказание: европейские оккупанты в лагерях УССР

Белоруссия и Китай – «железное братство» или сотрудничество по расчёту?

Экономика Украины – жертва разрушительного майдана

Украина начала масштабные учения на границе с Россией

Санкции Украины в отношении Белоруссии: никакой политики – просто бизнес

Зеленский продаёт Украину по-большому

Ахметов вместо Международного валютного фонда

Донбасс заявил Киеву: «Мы возвращаемся домой!»

https://odnarodyna.org/content/podderzhka-proizvoditelya-i-associaciya-s-es-praktika-vzaimoisklyuchayushchih-resheniy