Поляки хотят знать правду о злодеяниях ОУН-УПА
В преддверии Дня защитника Украины, отмечаемого с некоторых пор 14 октября (в якобы день создания УПА), в соседней Польше не утихают страсти, вызванные кинокартиной Войцеха Смажовского «Волынь».
Фильм повествует о преступлениях украинских националистов против мирного польского населения в 1939-1947 гг., в т.ч. о Волынской резне 1943 г. В июле сего года Сейм Польши признал это преступление геноцидом и признал 11 июля Днём памяти жертв геноцида, совершённого украинскими националистами против граждан II Речи Посполитой.
Решение польского сейма, несомненно, повлияло на желание поляков увидеть кинокартину В. Смажовского. Только за выходные фильм посмотрели 230 тыс. зрителей по всей Польше. Это самый высокий показатель для исторических кинокартин за последние годы.
«Искренние поздравления для режиссёра и продюсеров за их отвагу и решительность. Высокая посещаемость показывает, что «Волынь» - это фильм важный, необходимый и ожидаемый польским зрителем», - сказал Славомир Саламон, руководитель компании Forum Film Poland, которая организовывает массовые показы работы В. Смажовского.
Публицист Пётр Сквечинский: «Мы десятилетиями делали всё, как бы, не дай Бог, украинцы не подумали про нас плохо, как бы их не обидеть. Мы носили их на руках, избегали любых болезненных тем. Мы так делали, «потому, что Россия»…А этот фильм помогает нам вырасти и по-другому посмотреть на наши приоритеты».
Интриги ситуации вокруг фильма придал историк-консультант фильма «Волынь» д-р Леон Попек, соавтор книги «Волынь. Истории детей, переживших погром», заявив, что есть несколько доказательств того, что украинские священники проводили специальную «церемонию» освящения ножей и топоров, которыми потом украинские националисты убивали польских женщин и детей.
Реакция Киева была предсказуема: Киев встал в обиженную позу, натравив на В. Смажовского целую свору подкупленных критиков.
Писательница Оксана Забужко, подвизающаяся сейчас на ниве постколониального искусства, а до этого вполне уютно чувствовавшая себя в КПСС и Союзе писателей СССР, высказалась в интервью Newsweek, что лично знает нескольких украинских актёров-патриотов, отказавшихся сниматься в фильме Смажовского, несмотря на приглашения.
Вообще украинские критики обсуждали больше мелочи, чем суть фильма. То им не нравится, что бандеровцы в фильме говорят по-украински с польским акцентом, то сравнение лозунга «Слава Украине!» с лозунгом «Хайль Гитлер!» объясняют происками Кремля.
Украинская редакция ВВС дала целую статью на эту тему, нервничая по поводу того, что всё больше поляков говорят (цитата): «Причём здесь Россия? Это наша история – наша и ваша. Мы обязаны знать правду, и не надо приплетать сюда Россию».
Поляков это не могло не раздражать, тем более что в перепалку ввязались некоторые украинские активисты, постоянно проживающие в Польше. Например, сотрудница организации «Евромайдан. Варшава» заявила, что «Волынь» - художественный, а не исторический фильм, намекая, что сцены массовых казней поляков боевиками ОУН-УПА - плод фантазии режиссёра.
В Интернете тут же появился польский ответ: видео разрушения в селе Верхрата Подкарпатского воеводства нелегального памятника палачам из ОУН-УПА неизвестными активистами движения «Лагерь Великой Польши».
Посольство Украины в Польше передало польскому МИД официальный протест, требуя от Варшавы защитить места погребения союзников фюрера из ОУН-УПА от народной мести.
Украинский институт национальной памяти (УИНП) потребовал от Польши восстановить все разрушенные поляками памятники карателям ОУН-УПА за свой счёт и покарать тех, кто их разрушил.
«В Польше была развернута кампания уничтожения украинских военных памятников и могил. Сначала мы наблюдали отдельные акты вандализма: нанесение ксенофобских надписей или обливание монументов краской. Обычно такие действия совершались неизвестными ночью и в дальнейшем не расследовались польскими правоохранителями. Однако впоследствии подобного рода действия приобрели массовый и оскорбительный характер», - говорится в письме УИНП.
Но дальше всех пошёл комнатный Рэмбо Дмитрий Корчинский, лидер националистической партии «Братство», призывавший уничтожить памятник львовским «орлятам» на Лычаковском кладбище Львова. И после этих слов Киев удивляется, что кто-то в Польше начал крушить памятники ОУН-УПА?
Львовскими «орлятами» в Польше называют юных ополченцев, отдавших жизнь за родину в годы польско-украинской войны 1918-1919 гг. Это польский аналог советских пионеров-героев. Польские историки утверждают, что всего оружие в руки взяли 1374 «орлёнка», самому маленькому из которых было всего 9 лет. Самому младшему из погибших «орлят», Антонию Петрикевичу, было 14.
Первый раз украинские националисты пытались подорвать памятник «орлятам» в далёком 1939 г. Особо активничал некто Юзеф Пайдаш. Разрушить памятник «орлятам» националисты смогли только с приходом гитлеровцев. А Ю. Пайдаш вполне предсказуемо переметнулся к ним на службу.
Украинский национализм, как проказа, оскверняет всё, к чему прикасается. Киев всё время норовит привязать дату основания УПА к великому празднику Покрова Пресвятой Богородицы. Но что может быть общего между Пречистой Богородицей и бандой палачей, находившихся на службе у Гитлера и уничтожавшей польских женщин и детей на Волыни?
Украинский национализм не выдерживает никакой богословской критики. В христианстве нет «ни иудея, ни эллина», в то время как бесы национализма, будь то Шухевич, Донцов или их современная бледная копия Дмитро Ярош, ставят нацию превыше всего.
Националист не способен любить по-христиански, ибо христианская любовь не знает национальных границ. В любви к своей нации есть что-то примитивно-животноводческое, в любви к человечеству во Славу Божию есть духовное величие. Попытки адептов украинского национализма прикрыть свои злодеяния церковными мотивами – это гнусные попытки беса спрятаться за Божьим именем.