ссылка

Послание из прошлого

Увеличить шрифт
А
А
А

Несмотря на то, что 13 мая БЮТ заблокировал выступление В. Ющенко в парламенте с оглашением ежегодного президентского послания, этот документ все же был опубликован в официальных СМИ. Внешнеполитическая линия послания выдержана в нарочито проатлантическом духе. В.Ющенко настойчиво ратует в пользу НАТО и «регионального взаимодействия от Балтии до Каспия», называя ПДЧ в ряду целей Киева на краткосрочную перспективу.

Внешнеполитические вопросы в тексте В. Ющенко самым тесным образом связаны с гуманитарной проблематикой. Утвердившееся видение гуманитарной и внешней политики украинского президента, по всей видимости, подчинены единой задаче противодействия российскому влиянию.
 
В этом отношении В. Ющенко постоянно призывал к обеспечению гуманитарной защищенности и защищенности в области безопасности, которые названы им «двумя фундаментальными опорами мира и согласия на украинской земле». «Историческим заданием» предложено считать формирование «единого гуманитарного пространства Украины» (нынешнее же «культурное и информационное пространство» характеризуется не иначе как «разорванное, почти колониальное»).
 
Касательно ЕС В. Ющенко в качестве важнейшего достижения назвал переговоры о создании зоны свободной торговли. Никаких более амбициозных целей по продвижению на европейском направлении он ставить не стал, явно предпочитая не брать на себя никаких обязательств даже по туманному вопросу об «ассоциации с ЕС».
 
По поводу России глава украинского государства заявил: призвал развивать «дружественные, выгодные и равные отношения», буквально заявив также следующее: " Уверен, что Украина как полноценный участник евро-атлантического сообщества наций всегда будет одним из наиболее надежных партнеров Российской Федерации".
 
К наиболее значимым внутриполитическим аспектам послания можно отнести высказанное В. Ющенко намерение заблокировать конституционный проект Ю.Тимошенко («… никому не удастся наскоком "протянуть" конституционные изменения "под себя". Хватит авантюр и временных прожектов»). Изменения к Конституции, по мысли нынешнего властителя Банковой, должен разрабатывать сформированный им же Национальный Конституционный совет.
 
Президент увязал принятие программы правительства с коррекцией закона о Кабинете Министров. «Пришло время [парламентскому большинству] выполнить все взятые на себя обязательства… от утверждения каждого пункта коалиционного соглашения до принятия Программы действий правительства. (…) Начать следует с принятия нового закона «О Кабинете Министров Украины… (…) Я призываю парламент поддержать внесенные мною проекты изменений к законам о местных государственных администрациях и местном самоуправлении…»). Он также выразил отрицательное отношение к перевыборам и блокированию («хватит лукавых игр – с темой НАТО, перевыборами, блокированием»).
 
Критике ситуацию с инфляцией, В. Ющенко также, по сути, критиковал правительство. «Вследствие административных вмешательств и жестких монетарных подходов у нас нет уверенности ни в размере инфляции, ни в курсе национальной валюты. Отсутствие стабильности - дополнительный толчок к возрастанию цен». При этом антиинфляционная тема в послании В. Ющенко развивалась на фоне критики позиции правительства по вопросу приватизации («внесенный правительством законопроект о Государственной программе приватизации был беспощадно раскритикован экспертами»).
 
Официальный характер президентского послания вынудил В. Ющенко смягчить откровенные оценки. В отличие от исходящих из Секретариата Президента гневных писем, в которых Ю.Тимошенко характеризуется не иначе, как «фашиствующий «рейхсканцлер», послание отличается достаточно сдержанным тоном. Видимо, между В.Ющенко и руководством его аппарата установлено в последнее время «разделение труда»: с одной стороны, на людях демонстрируется полное спокойствие и уверенность, с другой - извергается гнев на «уважаемых партнеров по Демократической коалиции – фашистский Блок Юлии Тимошенко».
 
В целом, послание может быть расшифровано следующим образом: Банковая готова мириться с Ю.Тимошенко (или делает вид, что готова мириться), если та откажется от собственного варианта конституционной реформы и пойдет на попятную с Законами о Кабинете Министров, областных администрациях и местном самоуправлении, и будет во всем руководствоваться «монаршей» волей (особенно при проведении приватизации и в иных чувствительных экономических вопросах). Президентская сторона не хочет (или делает вид, что не хочет) переблокировки и не желает новых выборов.
 
Одновременно Банковая, по всей видимости, направляет сигнал о готовности к союзу с Партией регионов, если последняя полностью примет президентский курс в сфере внешней и гуманитарной политики, санкционировав тем самым присоединение Украины к ПДЧ в НАТО и политику дискриминации русского языка.
 
Не нужно объяснять, что для ПР согласие на принятие курса В. Ющенко равнозначно политическому самоубийству, ведь ее избирательный контингент и без того крайне раздражен сложившейся в стране ситуацией с давлением на русский язык и попытками навязать Украине ПДЧ.
 
Изложенное в послании видение внешнеполитических вопросов, по большому счету, мало отличается от разработанной "оранжевыми" еще в 2005 году концепции "демократического интвервенционизма". Тогда под влиянием сдачи ряда позиций российской внешней политикой и эйфории от "цветных революций" Киевом была сделана попытка "частичной имитации международной деятельности таких стран, как Польша, Румыния, Латвия, Эстония", в противовес цинично-мудрой и осторожной внешнеполитической линии Л.Кучмы ("многовекторности"). С подачи Запада, Россия начала рассматриваться "как колосс на глиняных ногах, уже не способный играть решающую роль в регионе и сдерживать процессы перемен в странах СНГ". Для разрушения представлений об Украине как сфере российского влияния было принято решение идти с Россией "на демонстративное обострение конфликтов по большинству вопросов, касающихся не только политических и военных аспектов, но также и экономических отношений, не считаясь с издержками для украинской экономики".
 
Этот курс предполагал "содействие давлению на Россию с флангов, в том числе - достижение ускоренного вывода российских военных баз с территории государств - участников СНГ, нейтрализацию регионального политического и военно-политического влияния Москвы; размораживание локальных конфликтов на Кавказе и, в конечном счете, - ликвидацию ориентированных на Россию политических режимов в Приднестровье, Абхазии, Южной Осетии, Нагорном Карабахе" (1).
 
С этой целью при участии М.Саакашвили были инициированы проекты наподобие СДВ - "Содружества демократического выбора" (или же иначе "Сообщества демократий балто-черноморского региона"), призванные подчинить внешнюю политику Украины энергетическим и военно-политическим интересам евро-атлантического сообщества. По мнению немецких экспертов, в качестве следующего шага после учреждения СДВ предполагалось размещение военных баз США в Грузии и Азербайджане.
 
Нынешние рассуждения в послании В. Ющенко на тему «регионального взаимодействия от Балтии до Каспия» - прямое продолжение всех этих начинаний, несколько смягченное рассуждениями на тему необходимости поддержания «дружественных, выгодных и равных отношений» с Москвой.
 
Демонстративный отказ украинского руководства от давно назревшей коррекции нынешней внешнеполитической линии является откровенно пагубным: за последние годы Украина не добилась ни одного сколько-нибудь значимого успеха во взаимоотношениях с европейскими странами и при этом нанесла колоссальный ущерб своим отношениям с Российской Федерацией.
 
В плане провала политики Украины на западном направлении показательны недавние заявления представителя Еврокомиссии Кристины Хофман, заявившей, что "Украина не может стать ассоциированным членом ЕС, поскольку такого статуса в этой региональной организации не существует". Госпожа Хофман подчеркнула, что ЕС формирует отношения с Украиной, исходя из Европейской политики соседства, а последняя, как известно, не предполагает предоставления членства в Европейском Союзе.
 
В основе ошибок внешней политики официального Киева лежит непонимание не только особенностей украинско-российских взаимоотношений и места Украины в мире, но и неспособность признать изменения, произошедшие в международных отношениях за последние годы. Менталитет и система политических контактов многих нынешних украинских руководителей сформировался еще в 90-ые годы, и губительно сказывается на принимаемых ими решениях.
 
Постепенное смещение центра тяжести мировой экономики в Азию, усиление тенденций многополярности, смена российских политических приоритетов и рост российского экономического потенциала, появление в мире новых геоэкономических и политических игроков первого и второго ряда - все это, увы, осталось вне сферы внимания украинского руководства. С этой точки зрения, последнее президентское послание В. Ющенко - это сигнал из прошлого, отражающий соотношение сил и морально-политические установки бесславной эпохи конца ХХ века.
 
И самое главное: консервация изживших себя несбалансированных НАТОцентричных подходов во внешней политике будет иметь катастрофические последствия для Украины.
 
_____________________
(1) См. Первые шаги новой власти. К.: 2005. - С.С. 39-45.
2939
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
https://odnarodyna.org/content/poslanie-iz-proshlogo