При колониальной власти на Украине Южмаш обречён на уничтожение
Похоже, Южный машиностроительный завод им. Макарова (Днепропетровск) подходит к точке невозврата, за которой наступит полное разорение и закрытие предприятия. Предприятие с уникальнейшей и конкурентоспособной продукцией, созданное трудом не одного поколения инженеров и работников, в том числе и УССР, брошено на произвол судьбы евроинтеграционными варварами.
24 июля на Южмаше снова возникли проблемы с подачей электроэнергии. Из-за долгов. Об этом сообщила пресс-служба компании ДТЭК Р.Ахметова. В компании заявили, что долг Южмаша ежемесячно растёт на 5-10 млн. грн., накапливается с 2013 года. На 1 июля 2015 года общая дебиторская задолженность превышает 2 млрд. грн. «Был разработан план реструктуризации долга. ЮМЗ брал на себя обязательства по погашению долга, однако ни разу их не выполнял», – подчеркнули в компании. Ранее на Южмаше отключали техническую воду. На заводе и сейчас не работают санузлы, возникли проблемы на отдельных участках, где вода используется в процессе производства.
* * *
Общий упадок производства на Южмаше, проявившийся в сокращении ассортимента продукции и ухудшении её качества, начался сразу после распада Союза. Но ядро трудового коллектива предприятия и основные технологии удавалось сохранять в рамках производственно-технологической кооперации с РФ по программам «Морской старт» и «Днепр», а также техобслуживания пусков и поддержания на боевом дежурстве в составе российских РВСН ракет «Сатана» сухопутного базирования.
После госпереворота 2014 года началась деградация предприятия. С осени 2014 года до января 2015 года на Южмаше было прекращено какое-либо профильное производство. С июля 2014 по март 2015 г. рабочие и служащие предприятия не получали в полном объёме заработную плату. Причину такого состояния видели в отказе Роскосмоса от заказов на ракеты днепропетровского предприятия, что повлекло за собой потерю им 80% выручки. «Два-три заказа на ракеты-носители "Зенит" в последние годы позволяли нам сводить концы с концами и платить зарплату работникам», – отмечал Владимир Ткаченко, помощник генерального директора Южмаша.
А спутники, которые планировалось запускать с помощью «Зенита» по программе «Морской старт», теперь будут доставлять на орбиту с помощью российских ракетоносителей семейства «Ангара».
«До того момента, как СНБО Украины [22.08.2014 г.] запретил любое военное сотрудничество с Российской Федерацией, завод и КБ «Южное» регулярно и очень пунктуально получали от северного соседа деньги по действующим контрактам. Не в пример нашему правительству россияне очень чётко выполняли свои условия», - отмечал Станислав Ус, главный конструктор государственного КБ «Южное» и замгендиректора МКК «Космотрас» (совместный российско-украинско-казахстанский проект по запускам ракеты «Днепр»).
С 2011-го до конца 2014 года поступление денежных средств на предприятие снизилось с 1,9 млрд. до 450 млн. грн., в том числе по договорам с РФ с 1,7 млрд. грн. до 28 млн. грн.
В октябре 2014 года, после проблем с украинским двигателем ракеты-носителя Antares, сотрудничество с Южмашем приостановила американская компания Orbital Science Corporation. Теплится надежда на поставку двигателей для ракет по заказам от Европейского космического агентства.
В марте 2015 года начались протестные акции в связи с невыплатой зарплат. Долги по зарплате с июля прошлого года (80 млн. грн.) были погашены (сейчас накапливаются новые). На завод прибыл Порошенко, обещал, что Южмаш получит заказ на поставку троллейбусов для Днепропетровской области на сумму в 45 миллионов гривен. Заказ не получен до сих пор.
В конце марта 2015 г. с российского космодрома был осуществлен последний запуск ракеты «Сатана», собранной в Днепропетровске. А 23 июля стало известно, что РФ планирует возобновить пуски межконтинентальных баллистических ракет (МБР) РС-20 «Воевода» (в западной классификации «Сатана») по программе «Днепр», но уже без участия Южмаша. Вместо украинских предприятий техническое сопровождение программы берет на себя АО «ГРЦ Макеева» (Миасс, Челябинская область).
* * *
Южмаш попал в порочный замкнутый круг.
Идёт процесс сокращения работников предприятия. Если в начале 2014 года их численность составляла 9577 человек, то в начале 2015 года стало на 1,5 тысячи меньше. Среднемесячная зарплата работников на данный момент составляет 2559 грн., в то время как на других предприятиях подобного рода – 3105 грн. Южмашу нужно порядка 12,6 млн. долл. на погашение взятых ранее кредитов, 500 млн. грн. для выплат по зарплате и энергоресурсам.
А для организации производства необходимо предоставление дополнительных госгарантий для получения кредитов на сумму в 2,1 млрд. грн. в течение 2015-2017 гг.
Ситуация с финансами на Южмаше стала критичной настолько, что уже нет денег на оплату коммунальных услуг, потребляемую воду и электричество.
Как выжить? В июне с. г. Южмаш освоил выпуск «передвижных казарм». До этого освоил выпуск гранатомётов. О профильных заказах речь уже не идёт.
Эволюция Южмаша за годы независимой Украины, особенно после февраля 2014 года, очевидна. От оборота продукции в миллиарды долларов, работая в кооперации с предприятиями РФ, до десятков миллионов гривен от непрофильной продукции. От выпуска сверхсложных и высокотехнологичных ракетных двигателей, где на квадратном сантиметре изделия десятки технологических инноваций, до примитивных железных коробок (передвижных казарм) из «вагонки». От космических ракет и оружия ядерного сдерживания англосаксов до гранатомётов против сограждан на Донбассе.
Отметим, что в этих же (политических, экономических) условиях компания «Мотор сич» закончила первое полугодие 2015 года с прибылью в объеме 1,59 млрд. грн., увеличив чистый доход на 47,2%, или на 2,218 млрд. грн. (до 6,918 млрд. грн.) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Может, Киев пока сосредоточился на Запорожской АЭС, загружая топливо американской компании Westinghouse? Ведь потеря сразу двух градообразующих предприятий в Запорожье вызовет непредсказуемые для власти действия со стороны потомков запорожских казаков. Для них проблема диверсификации рынков известна со средневековой поры.
* * *
А пока Киев делает все, чтобы потерять статус космической державы. Проблема кроется в продажности марионеточного режима, который пришёл к власти не для того, чтобы восстановить экономическую мощь Украины, сделать её технологически развитой страной. При режиме, действующем в формате унизительного обслуживания интересов американской колониальной администрации, Южмаш обречён на уничтожение.
Спасет ли положение дел внесенный в Верховную раду пакет законопроектов о государственной поддержке ракетно-космической отрасли, днепропетровского Южмаша и КБ «Южное», будет ли он принят вообще, покажет время.