ссылка

Приближая Победу: Русская православная церковь в блокадном Ленинграде

Увеличить шрифт
А
А
А

27 января – День снятия блокады Ленинграда. 872 дня беспримерного –  нет аналогов в истории – подвига людей, не просто выживших в нечеловеческих условиях, но и победивших фашизм. Все эти почти 900 дней вместе с народом в блокадном городе была церковь. К началу войны в Ленинграде оставалось 10  действующих храмов, а всего в епархии – 21. Общее количество штатных священнослужителей – примерно 30 человек, их средний возраст  –  около 60 лет. Все они остались в осаждённом фашистами городе даже после того, как была открыта «Дорога жизни».  Также всю блокаду – от первого до последнего дня, с 8 сентября 1941 по 27 января 1944 года, – в Ленинграде оставался митрополит Алексий (Симанский), будущий патриарх Алексий I.

Все время блокады владыка ежедневно служил Божественную литургию – один, без диакона, сам читал поминальные записки и книжечки  и каждый вечер служил молебен святителю Николаю. По большей части пешком он обходил действующие храмы города, беседой и личным примером укреплял духовенство и мирян. Несмотря на обстрелы и бомбёжки, голод и холод. Жил митрополит Алексий в небольшом помещении на хорах третьего этажа Николо-Богоявленского собора, который стал кафедральным. В 1943 году фашисты  особенно часто обстреливали именно этот собор. Однажды в него попали сразу три снаряда, осколки врезались в стену так называемых покоев владыки. До конца дней патриарх Алексий I хранил один из этих осколков в своем письменном столе. 

О том, каким был быт митрополита Алексия во время блокады, сохранились воспоминания  его бывшего иподиакона К.К. Фёдорова.  «Резиденция Владыки состояла из кабинета и кухни, перегороженных занавеской. Диакон Павел Маслов, и иподиаконы часто оставались ночевать на хорах собора за клиросом, а Костю (сын регента, который прислуживал Владыке во время богослужения, ему было 13 лет. – Авт.), как самого маленького, Владыка иногда укладывал на свой диван в кабинете, накрывая подрясником, а сам при этом ложился спать в ванной, накрытой досками. Сестра митрополита, жившая с ним, А.В. Погожева, спала на кухне. В войну собор, как и другие храмы, в целом не отапливался»…

Митрополит Алексий, 1944 год

Митрополит Алексий, 1944 год

Непрерывные бомбежки и артиллерийские обстрелы, голод, холод и отсутствие воды, лютые морозы и кромешная тьма – нам сегодня трудно даже представить себе, что пережили ленинградцы во время блокады. Она не пощадила и священнослужителей. Всего в Ленинграде умерло 18 священников. В Никольском кафедральном соборе прямо за богослужением умер регент. От истощения  скончался звонарь, не пережил голодную зиму 1942 года и келейник митрополита Алексия инок Евлогий. Из 34 певчих к февралю 1942 года в хоре остались три человека…

Несмотря на голод и бомбёжки, обессиленные люди, едва держась на ногах, ежедневно наполняли храмы и во множестве приобщались святых Христовых Тайн. Причастие многим помогло выжить – во всех смыслах этого слова.  Во время блокады  богослужения в храмах совершались ежедневно: утром они начинались в 8, вечером – в 16 часов, чтобы не попасть под бомбёжки. Купола закрыли чехлами или покрасили в защитный цвет. Тем не менее от обстрелов пострадали Никольский, Князь-Владимирский соборы, Коломяжская церковь, здание бывшей Духовной академии, в котором размещался госпиталь. Сначала по сигналу тревоги богомольцы уходили в бомбоубежища. Но вскоре люди привыкли к обстрелам и оставались в храме, служба продолжалась...

Церковная жизнь в блокадном Ленинграде

Церковная жизнь в блокадном Ленинграде

Церковная жизнь в блокадном Ленинграде

Особенно тяжёлой стала рано наступившая зима 1941-42 года: в Ленинграде практически прекратилась подача электроэнергии, остановился транспорт, отопления также не было. В храмах температура упала до нуля, порой замерзало масло в лампадах. По воспоминаниям прихожан Князь-Владимирского собора, «певчие пели в пальто с поднятыми воротниками, закутанные в платки, в валенки ... Вопреки опасениям, посещаемость собора нисколько не упала, а возросла. Служба у нас шла без сокращений и поспешности, много было причастников и исповедников, целые горы записок о здравии и за упокой, нескончаемые общие молебны и панихиды».

Протоиерей  Борис Глебов, ребёнком переживший блокаду и вывезенный по «Дороге жизни», вспоминает: «В войну многие стали молиться открыто, не таясь, – ушёл страх. Война стерла его, потребность в вере и Церкви стала сильнее страха. Храмы были полны, служились всегда две литургии – ранняя и поздняя. В 1943 году Сталин разрешил колокольный звон – люди плакали и крестились, когда над блокадным городом впервые зазвенели колокола». А с 1942 года власти города разрешили проводить  крестные ходы. 

Протоиерей Николай Ломакин в блокаду служил благочинным церквей города Ленинграда. На Нюрнбергском процессе он рассказал следующее: «Вследствие невероятных условий блокады, вследствие непрерывных налётов немецкой авиации на город, вследствие артиллерийских обстрелов города, количество отпеваний усопших дошло до невероятной цифры - до нескольких тысяч в день. Мне особенно сейчас хочется рассказать трибуналу о том, что я наблюдал 7 февраля 1942 года. За месяц до этого случая, истощённый голодом и необходимостью проходить ежедневно большие расстояния от дома до храма и обратно, я заболел. За меня исполняли обязанности священника мои два помощника. 7 февраля, в день Родительской субботы, перед началом Великого поста, я впервые после болезни пришел в храм, и открывшаяся моим глазам картина ошеломила меня – храм был окружён грудами тел, частично даже заслонившими вход. Эти груды достигали от 30 до 100 человек. Они были не только у входа в храм, но и вокруг храма. Я был свидетелем, как люди, обессиленные голодом, желая доставить умерших к кладбищу для погребения, не могли этого сделать и сами обессиленные падали у праха почивших и тут же умирали. Эти картины мне приходилось наблюдать очень часто»…

Протоиерей Николай Ломакин у Исаакиевского собора, фото Евгения Халдея

Протоиерей Николай Ломакин у Исаакиевского собора, фото Евгения Халдея

5 апреля 1942 года была первая военная Пасха. И именно в эту святую ночь Христова Воскресения фашисты совершили особенно яростную бомбёжку Ленинграда. Поэтому праздничное богослужение было перенесено на 6 часов утра и жертв удалось избежать. В храмах собралось множество богомольцев, но их все же было меньше, чем в предыдущие годы – каждый третий ленинградец умер от голода и холода. Люди освящали кусочки блокадного хлеба...

В блокадном Ленинграде священники наравне со всеми жителями участвовали в обороне города, многие входили в группы местной противовоздушной обороны. Но, пожалуй, наиболее поразительным явлением стала подписка духовенства и верующих  на военные займы и сборы  пожертвований в фонд обороны.  Ведь их делали умирающие от голода и холода люди! К 1 июня 1944 года сумма таких пожертвований составила 390 тыс. руб. С особым чувством  верующие восприняли и призыв Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) начать сбор средств на танковую колонну имени Димитрия Донского. За 4 месяца 1942 года православными верующими Советского Союза была собрана необходимая сумма, превышавшая 8 млн. руб. Из них 1 млн. руб. перечислили верующие Ленинграда. Вносились пожертвования и на авиационную эскадрилью имени Александра Невского. Еще раз подчеркнём, что миллион рублей собрали жители блокадного города, страдающие от голода. Замерзающие люди собирали также и тёплые вещи и отправляли их на фронт!

Танковая колонная Димитрия Донского, на которую собирали деньги и ленинградские верующие

Танковая колонная Димитрия Донского, на которую собирали деньги и ленинградские верующие

О средствах, собранных Ленинградской епархией для Красной армии, митрополит Алексий (Симанский) дважды телеграфировал Сталину. Вот текст одной из телеграмм, датированной 14 января 1943 года: «Православная Русская Церковь вместе со всеми народами великого Советского Союза горит одним желанием – всемерно помогать наступающей Красной Армии. Руководимая мною Ленинградская епархия, находящаяся в условиях блокады, до сего времени внесла в фонд обороны страны 3 182 143 рубля наличными деньгами, а также пожертвования ценными вещами. Руководствуясь призывом Патриаршего Местоблюстителя Митрополита Московского Сергия, епархия вносит на постройку колонны танков имени Димитрия Донского ещё 500 000 рублей. Сбор средств продолжается с непоколебимой верой в близкую победу нашего правого дела над кровавым безумием фашизма. Усердно молим Бога о помощи Вам в Вашем великом историческом призвании – отстоять честь, свободу и славу родной страны».

Одна из ответных телеграмм Верховного Главнокомандующего была даже опубликована в газете «Правда» за 17 мая 1943 года: «Прошу передать православному духовенству и верующим Ленинградской Епархии, собравшим кроме внесенных ранее 3 млн. 682 тыс. 143 рублей дополнительно 1 млн. 769 тыс. 200 рублей на строительство танковой колонны им. Димитрия Донского, мой искренний привет и благодарность Красной Армии. И. Сталин».

Ленинградские священники, награждённые медалью « За оборону Ленинграда»

Ленинградские священники, награждённые медалью «За оборону Ленинграда»

11 октября 1943 года, впервые за все годы советской власти, 12 ленинградских священников во главе с митрополитом Алексием  были удостоены правительственной награды – медали «За оборону Ленинграда».

При подготовке публикации использован материал Санкт-Петербургской духовной академии РПЦ «Блокадное служение патриарха Алексия (Симанского)

496
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору

Читайте также

Как чех Рихард Тесаржик стал Героем Советского Союза

Необычная судьба генерала Кривошеина

Приближая Победу: Тегеран-43 – капкан для фашистского зверя

«Генерал Вперёд» Дмитрий Лелюшенко

Шлиссельбургские десанты по спасению Ленинграда

Полтавский суд над гитлеровцами

Легендарный морской разведчик Виктор Леонов

Как панфиловцы остановили немецкие танки под разъездом Дубосеково

Боевая одиссея генерала Тихонова

https://odnarodyna.org/content/priblizhaya-pobedu-russkaya-pravoslavnaya-cerkov-v-blokadnom-leningrade