Приближая Победу: воины Христовы
Сталинградская битва, как известно, стала началом коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны: Красная армия вынудила вермахт и армии стран гитлеровской коалиции продолжить отступление. Среди советских воинов, выстоявших и победивших под Сталинградом, был и лейтенант Иван Дмитриевич Павлов, известный сегодня всем как архимандрит Кирилл.
Будущий духовник Троице-Сергиевой лавры, а также троих патриархов – Алексия I, Пимена и Алексия II, с любовью именуемый всероссийским старцем, появился на свет в 1919 году в благочестивой крестьянской семье православных богомольцев на Рязанщине. Однако в селе не было семилетней школы, и в возрасте 12 лет Иван со старшим братом переехал в город Касимов. Здесь он окончил не только школу, но и техникум, после чего стал инженером на местном металлургическом комбинате. Это было время индустриализации и воинствующего атеизма, вот и молодой человек практически забыл о Боге. В 1939 году с призывом в армию начался ратный подвиг Ивана Павлова. В звании лейтенанта и командира взвода он участвовал в Сталинградской битве. В 1943 году на развалинах убитого города он нашел Евангелие и не смог больше с ним расстаться. Великая книга стала духовным утешением для молодого лейтенанта среди ужасов войны. Так произошло его возвращение к Богу. Тогда же он дал своего рода обет: если останется в живых, посвятит свою мирную жизнь Богу. Воевал Иван Павлов доблестно. Об этом свидетельствуют его награды, среди которых золотая звезда Героя Советского Союза и орден Отечественной войны. Великую Победу лейтенант Павлов встретил в Австрии, но документы о демобилизации получил только в 1946 году.
Воин Христов Кирилл (Павлов)
Как был, в военной форме, он тут же отправился в Москву в Елоховский собор, где обратился к служащим с вопросом, есть ли в столице какое-то духовное учебное заведение. Семинария в те годы располагалась в Новодевичьем монастыре, где молодого фронтовика радушно приняли. В 1954 году Иван Павлов по окончании Духовной академии принял монашеский постриг и стал Кириллом (Павловым), насельником знаменитой Свято-Троицкой лавры, через год – архимандритом, а потом и тем самым русским старцем, молитвенником за весь мир, которого сегодня знают все.
Воин Христов Алипий (Воронов)
В 1950 году послушником Свято-Троицкой лавры стал другой фронтовик – Иван Михайлович Воронов, будущий архимандрит Алипий, легендарный наместник Псково-Печерского монастыря. В составе Четвёртой танковой армии он прошел боевой путь от Москвы до Берлина. Среди наград – орден Красной звезды, медали «За Отвагу» и «За боевые заслуги». Сохранилось воспоминание искусствоведа Саввы Ямщикова об одной из бесед с отцом Алипием, в которой священник-фронтовик сказал о том, что «война была такой чудовищной, такой страшной, что я дал себе слово, что если выживу, то уйду в монастырь, чтобы бороться против будущих войн».
Воин Христов Антипа, насельник Псково-Печерского монастыря
В состав боевого братства монахов-фронтовиков Псково-Печерского монастыря также входят: иеродиакон Анатолий (Семёнов Андрей Семенович), схиархимандрит Паисий (Семёнов Петр Васильевич), архимандрит Иероним (Тихомиров Иван Матвеевич), архимандрит Антипа (Михайлов Василий Михайлович), схимонах Иеремия (Анфалов Андрей Иванович), иеродиакон Максим (Кирин Михаил Федорович), Игумен Савва (Бондаренко Петр Андронникович), схимонах Иринарх (Казанин Василий Георгиевич).
Воин Христов Михей (Хархаров)
Сразу же после войны, в 1946 году, в Троице-Сергиеву лавру прибыл и Александр Александрович Хархаров, участник боёв за Ленинград, через Эстонию и Чехословакию дошедший до Берлина. Он стал первым пострижеником лавры после возобновления её деятельности, а затем и архимандритом Михеем. На склоне лет, в лихие 90-е, когда вновь стало не хватать архиереев, стал сначала епископом, а потом и архиепископом Ярославским и Ростовским.
Воин Христов Николай (Кутепов)
Рядовым под Сталинградом воевал и будущий митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов). В ходе сражений он получил два пулемётных ранения и настолько обморозил пальцы обеих ног, что их пришлось ампутировать. Это стало причиной демобилизации.
Воин Христов Нифонт (Глазов)
С 1939 года в рядах РККА находился и Николай Дмитриевич Глазов. О его героизме говорят награды: ордена Отечественной войны и Красной звезды, медали «За Отвагу», «За взятие Будапешта» и «За победу над Германией». Артиллерист-зенитчик лейтенант Глазов закончил войну в боях на озере Балатон в Венгрии в марте 1945 года. Здесь он получил тяжёлое ранение – ему перебило коленные суставы. Сохранить ноги хирургам не удалось. Вернувшись в родной город Кемерово, молодой лейтенант стал псаломщиком в Знаменском храме. Однако в 1947 году Николай Глазов – послушник Киево-Печерской лавры, в 49-м он пострижен в монашество с именем Нифонт. Вскоре его рукоположили сначала во иеродиакона, а потом иеромонаха.
Воин Христов Андрей Мазур
Среди героев битвы за Берлин был и патриарший архидиакон Андрей Мазур. Уроженец Западной Украины, он попал на фронт после освобождения западных областей Украины и Белоруссии от фашистов. Командир отделения миномётчиков, награждён орденом Отечественной войны и медалями «За взятие Берлина» и «За победу над Германией». После демобилизации в 1946 году стал послушником Почаевской лавры, где при определении в хор у будущего о. Андрея и выявили бас. С 1948 года он учится в Московской духовной семинарии и параллельно посещает консерваторию. Затем – служение протодиаконом у многих владык, в числе которых митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов), а также Святейшие Патриархи Алексий II и Кирилл.
Матушка Адриана (Малышева) – воин Христов
С третьего курса Московского авиационного института (МАИ) ушла на фронт Наталия Владимировна Малышева. Она прошла Великую Отечественную разведчицей при штабе маршала К. Рокоссовского. Участвовала в боях под Москвой, где был убит её жених, на Курской дуге и под Сталинградом, где участвовала в переговорах с Паулюсом, дошла до Берлина. С Великой Победой боевой путь Наталии Владимировны не закончился. До 1949 года она продолжала службу в Верхней Силезии (Польша) и Потсдаме. После демобилизации окончила МАИ и стала конструктором ракетных двигателей в бюро С.П. Королёва. Этой сфере деятельности Наталия Владимировна более чем успешно посвятила 35 лет своей жизни. Она была единственной женщиной в государственной комиссии по испытанию ракетных комплексов, а также участвовала в создании двигателей для первых баллистических ракет и космических кораблей, включая тот самый «Восток», на котором совершил свой легендарный полёт Юрий Гагарин. Однако когда в Москве начало возрождаться подворье Пюхтицкого монастыря, Наталия Владимировна в звании майора ушла на пенсию и стала простой монахиней с именем Адриана.
Матушка София (Ошарина) – воин Христов
От Москвы до Берлина прошла и матушка София (Екатерина Михайловна Ошарина), цветовод-озеленитель Раифского монастыря. Участвовала и в форсировании Днепра, и во взятии Кёнигсберга. Была она среди тех, кого фашисты с ужасом называли «ночными ведьмами» – лётчицей знаменитых «У-2», а еще связисткой буквально проползла половину Европы. В 1945 году под Кёнигсбергом она видела легендарный молебен с Казанской иконой Пресвятой Богородицы. В одном из интервью матушка София рассказала, как это было: «Собрались монахи, батюшки, человек сто или больше. Встали в облачениях с хоругвями и иконами… А вокруг бой идет, солдаты посмеиваются; “Ну, батюшки пошли, теперь дело будет”. И только монахи запели – стихло все. Стрельбу как отрезало. Наши опомнились, за какие-то четверть часа прорвались… Когда у пленного немца спросили, почему они бросили стрелять, он ответил: “Оружие отказало”. Один знакомый офицер сказал мне тогда, что до молебна перед войсками священники молились и постились неделю». После войны Екатерина Михайловна вернулась в родной Зеленодольск, закончила Тимирязевскую академию, в которой начала учиться до войны. Вышла замуж, родила детей. А на склоне лет узнала о восстановлении Раифского монастыря, который превратила в подобие райского сада.
Матушка Елисавета (Дмитриева) – воин Христов
С молитвой прошла войну Вера Ивановна Дмитририева, будущая монахиня Елисавета. Сколько бойцов вынесла с поля боя маленькая ростом медсестричка Вера, знает только Бог. «Я читала молитву, и страх как-то током в землю уходил, – вспоминает она, – и слышно, как сердце бьется. И не боишься уже». Оказавшись в начале войны в госпитале на оккупированной территории Воронежской области, вместе с другими медиками эта хрупкая девушка помогла спрятать и спасти от гибели двух раненых советских разведчиков. Работала и в санитарных поездах, и в военных госпиталях. Награждена орденом Отечественной войны и медалью «За победу над Германией». После войны продолжила свою сестринскую службу, но уже в гражданских больницах и поликлиниках. Монашество Вера Ивановна приняла на склоне лет, стала одной из первых монахинь Хабаровска. В 2000 году епископом Хабаровским и Приамурским Марком она была пострижена в великую схиму с именем Елисавета, в честь преподробномученицы великой княгини Елисаветы Фёдоровны Романовой. Они обе посвятили свою жизнь служению страждущим.
Тех, о ком мы сегодня рассказали, уже нет среди нас. Церковь земная называется церковью воинствующей, а Небесная – торжествующей. Вот и наши воины Христовы, пройдя на земле боевой путь, ныне торжествуют в Его Небесных обителях. И продолжают молиться о всех нас, своих потомках. Они по-прежнему живы, потому что Бог не есть Бог мёртвых, но живых. И поэтому о них – только в настоящем времени.