ссылка

Приватизация украинской ГТС – условие ассоциации с ЕС

Увеличить шрифт
А
А
А

В Европе открыто заявили – нам очень нужна украинская газовая «труба». И в обмен на этот ресурс ЕС сейчас обещает украинским властям разнообразные плюшки и бонусы. Именно этим, судя по всему, занималась делегация Евросоюза в Брюсселе, где 3 мая проходил круглый стол с участием еврокомиссара по вопросам энергетики Гюнтера Оттингера и украинской делегации во главе с министром энергетики и угольной промышленности Эдуардом Ставицким.

Европа одобряет приватизацию украинской газовой монополии

Итог круглого стола был очевиден до его начала. В ЕС заинтересованы в приватизации «Нафтогаза», причем в приватизации, исключающей российское участие. И потому очень торопятся с этим процессом, чтобы успеть до ноября 2013 года.

Понятно, что если Соглашение об ассоциации будет подписано осенью, то после этого европейцам будет намного сложнее заставить украинскую власть пойти на приватизацию НАК «Нафтогаз», да и в преддверии зимы 2013/2014 представителям Евросоюза очень хочется контролировать украинскую ГТС, чтобы снизить влияние Германии («Северный поток») на энергетическую безопасность ЕС.

Таким образом, в свете продолжающейся рецессии в еврозоне и падения экономики ЕС у Брюсселя появился дополнительный аргумент воздействия на Бонн на предмет «раскошелиться» и помочь «отстающим».

Так что ничего нет удивительного в том, отмечает народный депутат от фракции Партии регионов, заместитель председателя комитета Верховной Рады Украины по вопросам топливно-энергетического комплекса Александр Онищенко, что на круглом столе в Брюсселе Европейская комиссия одобрила приватизацию НАК «Нафтогаз Украины» и ее дочерних компаний. Более того, по словам Онищенко, Еврокомиссия готова активно поддерживать модернизацию газотранспортной инфраструктуры Украины, однако свою роль в этом процессе видит пока что в качестве координатора процесса.

Такое вот себе «скромное желание» контролировать процесс продажи одной из крупнейших газовых монополий в Европе и мире. Если это произойдет, то будет создан прецедент приватизации украинской госсобственности под надзором иностранных институтов власти. Но в украинских СМИ об этом – ни слова. То ли никто не заметил, то ли собственники СМИ жестко контролируют процесс подачи такого рода информации.

Четыре сценария приватизации «Нафтогаза»

Кабмин Украины направил в Верховную Раду законопроект № 2937 от 26 апреля 2013 г. «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины с целью реформирования НАК "Нафтогаз Украины"», которым, по сути, определен порядок распродажи газового монополиста.

Правительство предлагает разрешить отчуждение основных фондов, акций и долей в уставном капитале госпредприятий, которые осуществляют деятельность по транспортировке по магистральным трубопроводам и хранению газа в подземных хранилищах. Раньше такие действия выполнять было запрещено. Законопроектом также разрешается осуществлять функции диспетчерского управления газотранспортной системой Украины негосударственным предприятиям. Также предлагается разрешить аренду газопроводов и газохранилищ.

По мнению Михаила Гончара, директора энергетических программ центра «Номос», существует четыре возможных варианта приватизации «Нафтогаза».

Первый – это отчуждение «Укртрансгаза» в интересах «Газпрома» (через механизм аренды или консорциума). Как напоминает эксперт, российская сторона уже намекала на необходимость принятия законодательных изменений, если Украина хочет видеть «Газпром» партнером в управлении ГТС. Именно для этого надо принять соответствующий закон.

Второй вариант направлен на расформирование  НАК «Нафтогаз» и выполнение условий присоединения к Энергетическому сообществу.

Третий вариант – принятие законопроекта «провалят» в парламенте, чтобы в очередной раз показать всем заинтересованным лицам, что, дескать, правительство не против приватизации, но парламент не согласен с этим. Так что вопрос аренды ГТС, мол, не актуален и «труба» сохраняет статус-кво. Важно, что голосование по этому вопросу станет индикатором реальных намерений власти.

Четвертый вариант (наименее вероятный) открывает путь к реформированию нефтегазового сектора, его реорганизации с выделением ГТС в отдельное предприятие (по примеру европейской практики) и созданию на его базе международного консорциума при участии группы иностранных компаний, которые придут в нефтегазовый сектор с целью добычи традиционного и нетрадиционного газа. В данном контексте может привлекаться в консорциум и «Газпром».

Но самым вероятным является пятый вариант.

Что ожидает украинцев после распродажи госактивов

Как видно из законопроекта, раздел компании НАК «Нафтогаз» будет происходить на четыре-шесть компаний (по профилям деятельности). Первая компания будет отвечать за продажу/покупку газа, вторая – за международный транзит, третья – за распределение газа внутри страны, четвертая станет собственником газохранилищ, пятая будет отвечать за газо- и нефтедобычу. Шестая компания возьмет на себя все долги «Нафтогаза» и останется в собственности у государства. А значит, украинским налогоплательщикам придется гасить долги «Нафтогаза».  

Возможны и иные схемы раздела, когда родственные направления будут переданы одной компании, тогда «Нафтогаз» будет расчленен на меньшее число частей, но это – маловероятно. Уж очень многие хотят урвать свой кусок приватизационного пирога.

Суперприбыльные компании по добыче газа, его транзиту, распределению среди потребителей и продаже будут приватизированы на достаточно закрытых аукционах с весьма ограниченным числом возможных участников. Передав контроль таким путем над газовой монополией в руки нескольких частных компаний, правительство Украины полностью утратит контроль над уровнем цен на газ внутри страны. Результатом станет повышение цен на газ и для населения, и для промышленных предприятий, кроме тех, которые будут принадлежать новым собственникам расчлененного «Нафтогаза».

Утратив контроль как над ГТС, так и над газовыми хранилищами (которые будут переданы в аренду), Украина открывает прямую дорогу на свою территорию частным военным корпорациям, которые в любую минуту смогут ввести на ее территорию свои боевые подразделения для защиты собственности новых хозяев стратегических активов.

Ведь повышение цен на энергоносители приведет к дальнейшему падению экономики страны, а вслед за этим Украину ожидают не только социальные взрывы, но и обыкновенные взрывы. Взрывы прохудившихся труб, прорывы источенных донельзя дамб водохранилищ и станций аэрации и прочих объектов инженерной инфраструктуры, уже давно отжившей свое. Да и, как показывает опыт приватизации, большинство прибыльных в недалеком прошлом предприятий, попав в руки «эффективных менеджеров», очень быстро становятся банкротами и исчезают с лица земли. Так что после приватизации «Нафтогаза», скорее всего, если что и будет функционировать, так это то, что продадут иностранцам.

Обещания о помощи в политике…

Чем сильнее ухудшается экономическое положение в Украине под «профессинальным» руководством нынешней власти, тем сильнее ее представители хватаются за любые обещания о помощи от ЕС, США, Китая

Вот только в силу недостаточной образованности и плохого знания истории они так и не поймут простой истины: в политике не бывает «помощи», а есть лишь отстаивание собственных интересов. Как только Украина лишится большей части своих активов, которые еще не успели распродать её нынешние и предыдущие руководители, она тут же будет не интересна никому. И все «обещания о помощи» будут сразу же забыты. Забыты также, как это было уже не раз в прошлом. Напомню, что Украина не получила ни копейки помощи от мирового сообщества ни на покупку ядерного топлива для АЭС, ни на постройку нового саркофага для ЧАЭС в обмен на добровольную ликвидацию собственного ядерного статуса. Точно также она не получила ни копейки на модернизацию ГТС от Евросоюза после вступления в Энергетическое сообщество, хотя почти 2,5 млрд. евро было обещано.

В случае же приватизации «Нафтогаза» и последующей распродажи украинских земель ни Украина как государство, ни ее граждане ничего не получат, кроме новых обязательств по кредитам, нового роста цен на энергоносители и продовольствие. Кто не ценит имеющегося, тот и недостоин им владеть. Всю глубину этой мудрости украинцы вскоре познают на себе.

А министр энергетики и угольной промышленности Эдуард Ставицкий, судя по его заявлению после круглого стола в Брюсселе, в ближайшее время вместе с созданной рабочей группой должен будет «выписать порядок взаимоотношений, чтобы мы четко и поэтапно могли выполнить наши обязательства».

52
Поставить лайк: 120
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору

Читайте также

Časopis argument: Коллапс украинской энергетики? ЕС поможет свитерами!

Отток инвестиций с Украины бьёт рекорды

На Украине нашли украинский русский язык

Украина в мировых лидерах по количеству мин

Кризис в Белоруссии сделал Минск ближе к портам России

Mysl polska: энергетическая независимость Украины оказалась дорогим обманом

Добыча газа под Святогорском: экономика или политика плюс коррупция?

Украина и Белоруссия – особенности нынешнего экономического сотрудничества

Украина и Молдова: как из двух худых одного толстого лепят

https://odnarodyna.org/content/privatizaciya-ukrainskoy-gts-uslovie-associacii-s-es