ссылка

Продлится ли «железный век» Украины?

Увеличить шрифт
А
А
А

Мы живём в эпоху, когда в технике всё шире и шире применяются разного рода новые материалы – сплавы цветных и редких металлов, полимеры, композиты. Материалы лёгкие, прочные, стойкие к неблагоприятным внешним воздействиям, обладающие особыми, порою совершенно невероятными свойствами. Да, они всё увереннее теснят из ряда областей применения материалы традиционные, и всё-таки главным конструкционным материалом, главным металлом по-прежнему остаётся железо, сталь. Ибо, уступая по многим параметрам новым материалам, сталь пока вне конкуренции по важнейшему соотношению «прочность – цена».

По масштабам мировой добычи железо на порядок превосходит все цветные металлы, вместе взятые, и, по всей видимости, в обозримом будущем человечество продолжит своё пребывание в «железном веке». Так что, несмотря на быстрый рост производства цветных металлов и синтетических материалов, невзирая на бурное и приоритетное развитие нанотехнологий и т.п., чёрная металлургия и железорудная промышленность остаются важнейшими, ключевыми отраслями современной индустрии, развитию которых следует уделять первостепенное внимание. Тем более на Украине, обладающей несметной сырьевой базой и специализирующейся, помимо прочего, на означенных отраслях.

В конце 1980-х годов мировая добыча железной руды (выраженная через т.н. товарную руду, что охватывает богатую железом руду, не требующую обогащения, концентрат, агломерат и окатыши) приблизилась к 1 млрд. тонн, однако так и не преодолела сей эпохальный рубеж. И лишь после 90-х, ставших для сталеваров всего мира периодом кризиса и застоя, добыча вновь принялась стремительно расти. В начале 2000-х годов рубеж в 1 млрд. тонн был-таки взят. В те годы, когда, напомним, глобальная экономика испытывала бум, мировая добыча железной руды росла в среднем на 10% ежегодно. В результате всего за 6 лет с 2004 по 2010 год она удвоилась, поднявшись с 1,2 до 2,4 млрд. тонн! Динамика развития отрасли в тот период впечатляет и говорит о том, что железорудная промышленность, причисляемая к «традиционным» отраслям, не собирается «уходить в историю».

Как и в большинстве отраслей промышленности, здесь безраздельного первенства добились китайцы. В КНР добыча железной руды уже приближается к 1 млрд. тонн (900 млн. тонн в 2010 году). В число первых двенадцати стран мира также входят (данные по добыче товарной железной руды в млн. тонн приведены за 2010 год): Австралия – 432, Бразилия – 370, Индия – 260, Россия – 101, Украина – 72, ЮАР – 53, США – 49, Канада – 35, Иран – 33, Швеция – 25, Казахстан – 24. Более 10 млн. тонн производят ещё Венесуэла, Мексика и Мавритания. Всего же добыча ведётся в 50-ти странах мира, но 70% её сосредоточено в Китае, Австралии и Бразилии!

Помимо Китая, наиболее динамично развивают железорудную отрасль Австралия (в 2007-м «обскакавшая» Бразилию), Индия, ЮАР, Иран. А вот в Канаде добыча сокращается. Соединенные Штаты ныне добывают более чем в два раза меньше железной руды, нежели в середине прошлого века, хотя в последнее время добыча там снова подросла. В странах Европы разработка железной руды или совсем прекращена, или опустилась до несерьёзного уровня. Исключение составляет лишь Швеция, обладающая рудой высочайшего качества и использующая самые передовые методы добычи.

Крупнейшими экспортёрами рассматриваемой нами минеральной продукции выступают: Австралия – 403 млн. тонн, Бразилия – 311, Индия – 104, ЮАР – 48,5, Украина и Канада – по 33, Россия – 23, Швеция – 20,5 млн. тонн. В этом сегменте степень концентрации ещё выше: лишь на Австралию и Бразилию в сумме приходится 70% мирового экспорта, а вкупе с Индией – 80%.

Крупнейшие импортёры: всепоглощающий Китай (он один сейчас потребляет более 60% руды!), Япония и Евросоюз.

Итак, Россия, Украина и Казахстан, вместе взятые, в 2010 году добыли 194 млн. тонн железной руды, или менее 10% от всей мировой добычи. (В Советском Союзе железную руду добывал ещё Азербайджан, но на него приходилось всего лишь 0,5% общесоюзной добычи и его, следовательно, можно не брать во внимание.) В 1983 году СССР добыл 245 млн. тонн – тогда мы давали примерно треть мировой добычи, намного опережая шедшие вслед за нашим некогда единым Отечеством Бразилию (97 млн. тонн) и Австралию (89 млн. тонн). Таким образом, позиции стран СНГ на рынке железной руды с тех пор очень ослабли, и мы теперь вчистую проигрываем даже Индии.

Но самое парадоксальное то, что удельный вес стран СНГ в мировой добыче данного сырья совершенно не соответствует удельному весу наших стран в мировых запасах его (а те составляют порядка 300 млрд. тонн – разведанные запасы). Как и во времена СССР, мы обладаем приблизительно 30% мировых запасов железной руды. Украина и Россия наряду с Бразилией, Австралией и Китаем входят в первую мировую пятёрку, причём по ряду оценок именно Украина занимает первое место (или, по крайней мере, второе, уступая Бразилии по содержанию металла в руде). Балансовые запасы Украины составляют порядка 30 млрд. тонн, из которых 70% сконцентрировано в Криворожском железорудном бассейне (КЖБ) – одном из крупнейших в мире. И этот колоссальный потенциал явно не реализуется.

Среди стран СНГ хуже всего дела обстоят как раз на Украине. Ведь Россия сейчас добывает всё-таки даже немного больше железной руды, чем в союзные времена. В Казахстане в 90-е годы добыча упала вдвое, но теперь восстановлена до уровня 80-х. А вот Украина добывает намного меньше, чем, скажем, в 1979 году (127 млн. тонн), когда был поставлен рекорд (и когда Украина занимала первое место в мире!); меньше, чем в 1990 году (105 млн. тонн), и даже меньше, чем в далёком 1970-м (111 млн. тонн)!

Украина безнадёжно уступает России, хотя в Советском Союзе она всегда служила главным поставщиком железной руды (52% общесоюзной добычи в конце 1970-х годов, а в более ранние периоды – до того, как развернулось освоение уникальной Курской магнитной аномалии, – доля Украины была и того выше).

Собственно говоря, Украина нынче и чугуна со сталью выплавляет намного меньше, чем в былые времена, «при Союзе». И ведь речь-то идёт отнюдь не о сверхвысокотехнологичных и ультранаукоёмких отраслях, речь идёт о самых что ни есть «грубых» отраслях «первого передела», на которых, увы, специализируется «успешно» интегрировавшаяся в мировую экономику Украина! Речь идёт об отраслях, составляющих основу хозяйства страны, определяющих, так сказать, её лицо и дающих ей львиную долю валютных поступлений! Даже в этих отраслях Украина не только не может реализовать имеющийся, природой данный ей потенциал, но и допускает досаднейшую утрату былых позиций – что можно смело трактовать как беспощадный приговор всей экономической политике нашего государства за 20 лет его существования.

В объединение «Кривбассруда», занятое подземной добычей богатой, не требующей обогащения и содержащей немного вредных примесей руды, некогда входили 10 рудоуправлений (РУ) в составе 24-х шахт. Среди них крупнейшая железорудная шахта в СССР – «Гигант-Глубокая», одна выдававшая 12 млн. тонн руды в год! Всего «Кривбассруда» добывала тогда около 40 млн. тонн. Ныне в Кривом Роге осталось не более десятка шахт, а добыча на них упала примерно втрое.

Понятное дело, ухудшаются условия добычи – её приходится вести на всё больших глубинах, достигающих 1100–1300 м. Однако данную проблему можно разрешить путём внедрения передовой техники, применения средств автоматизации горняцкого труда – чего, судя по всему, никто делать особо не желает.

ГОКи Криворожья, напротив, добывают руду более дешёвым открытым способом, но эта руда бедна и требует обогащения. А применяемые для этого в нашей стране методы устарели и не обеспечивают должного качества продукции. В украинском концентрате среднее содержание железа – 62–64 %, тогда как на мировом рынке конкурентоспособной считается продукция с содержанием железа 67–68 %. И опять всё упирается в явное нежелание нынешних хозяев заниматься реконструкцией и модернизацией принадлежащих им предприятий.

Их стратегия, очевидно, состоит в том, чтобы хищнически эксплуатировать наиболее выгодные месторождения и доставшиеся за бесценок производственные фонды, совершенно не заботясь о будущем. А «нерентабельные» шахты и карьеры закрывают, оправдывая это благозвучно звучащими фразами о неблагоприятных геологических условиях и т.п., хотя, возможно, эти рудники вполне можно было бы поставить на ноги, подняв их технический уровень.

В пользу вышеприведенного вывода говорит тот факт, что наиболее успешными предприятиями железорудной промышленности на Украине являются самые молодые из них, такие как Полтавский ГОК (город Комсомольск) и Запорожский железорудный комбинат (близ города Днепрорудное). Молодые – условно говоря, конечно же, – они вступили в строй в 1970 и 1969 годах соответственно.

Заметим, что любой из пяти «старых» ГОКов Кривого Рога имеет славную историю и большие достижения. Так, Северный ГОК – это крупнейшее в Европе горнодобывающее предприятие с полным циклом подготовки доменного сырья – концентрата и окатышей. На Центральном ГОКе впервые в мире была освоена технология обжиг-магнитного обогащения железистых кварцитов и впервые в СССР получен концентрат с содержанием железа более 66%. Южный ГОК был самым первым – он вступил в строй в 1955 году. На Ингулецком ГОКе ещё в 1970 году внедрили автоматизированную систему управления производством (АСУП).

Эти предприятия, впрочем, работают, а вот Камыш-Бурунский железорудный комбинат (ЖРК), расположенный в отдалённых районах Керчи – Камыш-Буруне и Эльтигене, похоже, приказал долго жить. Он ещё в 2000-х годах обанкротился и был остановлен. Недавно группа моих киевских друзей отдыхала в тех местах – они прислали мне впечатляющие фотографии, на которых запечатлены картины дикого разрушения и опустошения некогда мощного промышленного гиганта.

Руда здесь, положим, не самого лучшего качества – из неё можно получить концентрат и агломерат с низким содержанием железа лишь для использования в смеси с богатой криворожской рудой. Зато залегает рудный пласт неглубоко – можно вести добычу открытым способом. В советское время ЖРК добывал до 7 млн. тонн руды и отгружал агломерат для «Азовстали». Причём готовый агломерат прямо в горячем виде доставлялся в Жданов (Мариуполь) на специальных судах-агломератовозах. Все производственные процессы, начиная от добычи и заканчивая погрузкой агломерата на суда, были механизированы и автоматизированы.

Всего этого нынче уже нет. Руина! Нынешних хозяев Камыш-Буруна интересует единственно глубоководный порт, который можно реконструировать и использовать для перевалки различных грузов, в частности – цемента…

Будущее железорудной промышленности и чёрной металлургии Украины находится под большим вопросом. Конкретно в данный «кризисный» момент снова происходит падение глобального спроса цен и на руду, и на металл. И в случае крупномасштабного кризиса технически отсталая украинская металлургия прикажет долго жить. Крах же её грозит – без преувеличения – катастрофическими последствиями для всей национальной экономики. Значит, давно пора принимать действенные меры, значит, нужна принципиально иная промышленная политика.

Понятно, что восстановление железорудной промышленности Украины до пристойного уровня и дальнейшее её развитие невозможны без усиленного роста отечественной металлургии, также пребывающей сегодня далеко не в лучшем состоянии. А для этого, в свою очередь, необходимы подъём машиностроения и рост капитального строительства в стране, которые создали бы спрос на металл, на качественный металл прежде всего. Вообще, решение экономических проблем страны требует комплексного и планового подхода, как тут ни крути. И исходным структурным, так сказать, пунктом «вытягивания» национальной экономики может стать единственно «вторая индустриализация» и всесторонняя модернизация страны, приоритетное и опережающее развитие отраслей, определяющих научно-технический прогресс и «задающих темп» всем другим отраслям.

Хотя в случае с железорудной промышленностью весьма велик и её экспортный потенциал. В настоящее время Украина вывозит 40–45 % добываемой в стране железной руды. Главными покупателями её традиционно выступают наши ближайшие европейские соседи – Польша, Словакия и Чехия. Но, на мой взгляд, чрезвычайно перспективен рынок Ближнего Востока, где – в Турции, Иране и арабских странах – быстро растёт металлургическая индустрия (Турция уже входит в первую мировую десятку по выплавке стали). А Украина имеет удобный выход на данный рынок через свои черноморские порты, расположенные неподалёку от Кривого Рога. Правда, арабы внедряют современные технологии выплавки металла, требующие высококачественного сырья, – которое мы и должны им поставлять.

Располагая крупнейшими в мире запасами железной руды (а вдобавок к ней – марганца, коксующегося угля, флюсовых известняков), Украина – и вместе с ней Россия и Казахстан – просто обязаны играть ведущую роль в мировой железорудной индустрии, успешно конкурируя с Австралией и Бразилией. Хочется верить, что так оно когда-нибудь и будет, если, конечно же, удастся изменить действующую промышленную политику и объединить нашим государствам свои усилия и ресурсы.

2840
Поставить лайк: 2317
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору

Читайте также

Россия в Первой мировой войне: путь к февралю — 1917

Чем Китай ответит Украине

Горловское ртутное сердце России

Украинские стахановцы эпохи восстановления – обречённые на забвение?

Что распад СССР принёс Украине?

К 1948 году промышленный Харьков достиг довоенного уровня

Пришельцы в Раде, или Страна в космическом пролёте

Восстанавливая страну: как Ленинград после блокады Украину поднимал

Предприятия Харькова с 1940-х годов до современности

https://odnarodyna.org/content/prodlitsya-li-zheleznyy-vek-ukrainy