ссылка

Провальная «евросреда» в Верховной Раде

Увеличить шрифт
А
А
А

3 июля Верховная Рада должна была голосовать за «евроинтеграционные законы», принятие которых является необходимым условием выполнения требований ЕС по подготовке к подписанию соглашения об ассоциации на Вильнюсской встрече в верхах в ноябре. Среди них – принятие изменений в избирательное законодательство, новый закон о прокуратуре, законопроект о правах секс-меньшинств («направленный на противодействие дискриминации»), несколько законов по либерализации визового режима и противодействию коррупции.  

У Киева остается все меньше времени на их принятие, поскольку формально эта неделя является последней пленарной, значит, придется либо созывать внеочередную сессию, либо ждать осени, что является крайне неудачным вариантом. Впрочем, В. Янукович после завершения заседания «Вышеградской четверки» и Украины в г. Висла выразил уверенность, что подавляющее большинство евроинтеграционных законов будут приняты уже на этой пленарной неделе.

Накануне дня «евроинтеграционных законов» стало понятно, что 3 июля вряд ли станет результативным, поскольку по состоянию на вечер 2 июля парламентарии так и не определились, когда и какие именно законопроекты, необходимые для подписания соглашения об ассоциации, они буду принимать.

На сложную ситуацию с принятием этих законов обратила свое внимание и Ю.Тимошенко, которая специально по этому случаю написала очередное «письмо на волю». В частности, она отметила, что всего-то осталось 67 рабочих дней.

Надо сказать, что еще в конце мая председатель Верховной Рады В.Рыбак на встрече с вице-президентом Европейского парламента Яцеком Протасевичем подчеркнул, что парламент настроен принять необходимые законы лишь в сентябре, но никак не раньше.

Но, похоже, именно по инициативе ЕС этот вопрос начал форсироваться. 3 июля глава представительства ЕС в Украине Ян Томбинський неожиданно резко стал ускорять процесс. Во время специально созванной пресс-конференции он выразил свою обеспокоенность темпами выполнения Украиной плана действий по либерализации визового режима с ЕС: «Наши договоренности были такими, что вся эта работа должна быть выполнена до Вильнюсского саммита. Сейчас, я боюсь, что это не будет сделано». При этом подчеркнул: «Очень важно, чтобы было доверие между Украиной и ЕС. Этого доверия определенное время не было. И если в последние минуты будут приниматься какие-то решения, то я сомневаюсь, что это будет способствовать усилению доверия между странами».

Однако и это не все. Балансируя на грани своеобразного «фола» (в смысле вмешательства во внутренние дела другого государства), Ян Томбинський прямо признал, что «сессия не закончилась, и я планирую встретиться с лидерами фракций, чтобы попросить их сделать все необходимое в этом направлении».

Впрочем, по мнению оппозиции, необходимые законы принять невозможно по одной простой причине – их не существует физически. Как заметил А. Яценюк, «правительство не подготовило ни одного закона про евроинтеграцию. Точнее [подготовило] полтора закона – про персональные данные и общественное телевидение». Именно эти законы в итоге и были приняты 3 июля.

Правда, есть определенные сомнения, что принятые законы в полном объеме удовлетворят Евросоюз (ведь они будут признаны «годными» лишь после их оценки экспертами ЕС). Тот же многострадальный закон о персональных данных лишь частично отвечает основному требованию ЕС – обеспечить независимость (в том числе - финансовую) того органа, который будет заниматься этим вопросом. И тут Украина снова изобрела свой велосипед: умудрилась распределить компетенцию по данному вопросу сразу между несколькими структурами, среди которых Уполномоченный по правам человека, Минюст и Государственная регистрационная служба, хотя в самом ЕС этим занимаются либо специально уполномоченные, либо Службы защиты персональных данных.

Не меньше вопросов будет относительно общественного телевидения и радио. Идея, которой в Украине лет 15, наконец-то была оформлена юридически, но как она будет реализована на практике – большой вопрос. Рискнем предположить, что в итоге создание этой компании будет сопровождаться феноменальным количеством ссор и конфликтов из-за, во-первых, принципов формирования управленческих структур общественного телевидения, во-вторых – источников финансирования.

Несмотря на принятие этих законопроектов, будущее остальных евроинтеграционных законов все еще весьма туманно. 3-го же июля В. Рыбак встретился  с лидерами фракций. По признанию В. Кличко, она так ничем продуктивным и не закончилась. Порядок принятия законов не был утвержден, что будут делать украинские парламентарии дальше – непонятно.

Похоже, что и сама оппозиция понимает, что раньше осени к этим вопросам вернуться не удастся. А. Яценюк заявил, что оппозиция собирается решать этот вопрос через ставший популярный на Украине в последнее время формат «национальных круглых столов», на самом деле никого и ни к чему не обязывающих мероприятий, цель которых одна – довести до общественности заранее принятые решения. О необходимости проведения такого «стола» в упомянутом выше письме призвала Ю.Тимошенко.

А. Яценюк явно не стал откладывать дело в долгий ящик. Тем более что его, похоже, основной конкурент на место кандидата в президенты от оппозиции Ю. Луценко уже набирает серьезный ход. Впрочем, шансов на то, что мероприятие пройдет успешно не так много: летний сезон в самом разгаре, участниками таких «столов» могут быть только немногочисленные «правильные» эксперты. Скорее всего, на этом и строится основной расчет.

Несмотря на бурную деятельность оппозиции (самопиара) в части евроинтеграционной тематики, следует признать, что мяч находится не на их поле, а на поле большинства, а в более широком смысле – В. Януковича. Маловероятно, что в нынешних политических условиях Верховная Рада могла бы вопреки воле президента искусственно тормозить его инициативы и пытаться не выполнять его обещания, данные иностранным лидерам. Следовательно, непринятые до сих пор «евроинтеграционные» законы – это не случайная «неготовность» или «нерасторопность» парламента или правительства, а часть той игры, которую Банковая ведет с руководством ЕС.

Об этом говорит и ремарка, брошенная Б. Коморовским в Висле 3 июля: «Я с удовольствием могу сказать, что Янукович ведет поиск пути, который решит проблему Тимошенко согласно украинскому праву и путем внесения изменений в украинское право через парламент». То есть продолжающийся интенсивный диалог между ЕС и Украиной по «делу Тимошенко», а вовсе не мифическая «неготовность» является единственным реальным препятствием, которое сдерживает принятие необходимых законов в парламенте.

Можно не сомневаться, что если переговоры по «делу Тимошенко» пройдут успешно, то необходимые законы будут стремительно приняты. Даже в формате внеочередной сессии парламента.

О своей готовности принять участие в таком мероприятии заявила и оппозиция. «В том случае, если не будут готовы евроинтеграционные законопроекты, мы предлагаем провести внеочередную сессию», – заявил А. Яценюк. Однако в этой ситуации оппозиции приходится играть по правилам, предложенным президентской командой, хотя оппозиция и старается максимально дистанцироваться от этого, показывая свою заслугу в евроинтеграционном процессе.

Впрочем, совершенно очевидно, что реально весь этот процесс находится под контролем В. Януковича, и лишь от него будет зависеть то, как быстро Украина примет все необходимые решения для выполнения требований Евросоюза, приближаясь к Вильнюсскому саммиту «Восточного партнерства». Более того, можно утверждать, что принятие «евроинтеграционных» законов украинским парламентом будет означать завершение в интересах ЕС переговорного процесса относительно дальнейшей судьбы Ю. Тимошенко.

3059
Поставить лайк: 135
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
https://odnarodyna.org/content/provalnaya-evrosreda-v-verhovnoy-rade