Ради чего столь нагло лжёт глава киевского режима?
О том, что и минские соглашения, и переговоры в формате «нормандской четвёрки» для Киева являются лишь лазейкой для подготовки к силовой операции по захвату территории Донецкой и Луганской народных республик по «хорватскому сценарию», особо не скрывают даже официальные лица Украины. Киеву не даёт покоя пример Хорватии, сумевшей за четыре года накопить достаточный военный потенциал, чтобы двумя ударами (операции «Буря» и «Молния») уничтожить Сербскую Краину.
Точно так же сегодня Украина, забалтывая переговоры о мирном урегулировании конфликта в Донбассе, наращивает военный потенциал на линии соприкосновения с непризнанными республиками, занимаясь подготовкой к удару по ДЛНР. И доказательством тому, что Киеву абсолютно не нужно мирное урегулирование, служит не только постоянное насыщение зоны конфликта оружием и войсками, но и отказ от любых шагов, предусмотренных минскими соглашениями, а также выдвижение всё новых и новых требований на каждых переговорах.
* * *
Прошедшая 19 октября пятичасовая встреча «нормандской четвёрки» в Берлине – яркий пример. Казалось бы, существует «Минск-2», в котором в отличие от «Минска-1» зафиксирован пошаговый план исполнения достигнутых договорённостей. В нём куда более чётко прописана не только последовательность этих шагов, включая меры политического урегулирования, но и сроки их исполнения. По сути, данный протокол является дорожной картой урегулирования – военного и политического. Причём протокол, утверждённый не только подписями участников переговоров, включая представителя Украины, но и резолюцией Совета Безопасности ООН. Однако переговоры неоднократно заходили в тупик из-за того, что украинский президент выдвигал всё новые и новые требования. Среди которых – разработка некоей «дорожной карты урегулирования».
В связи с этим вспоминается небезызвестное интервью министра иностранных дел Украины Павла Климкина одному из германских телеканалов незадолго до переговоров в Берлине, в ходе которого он договорился до того, что никакого «Минска-2» не существует, есть только «Минск-1». То есть протокол, подписанный Украиной в Минске 19 сентября 2014 года и нарушенный Киевом в январе 2015-го, что привело не только к подписанию второго минского протокола, но и к катастрофическому поражению украинской армии в дебальцевском котле.
Собственно, возврат под контроль Киева города Дебальцево и его окрестностей и стал одним из камней преткновения в Берлине. В качестве обоснования своих требований Порошенко указывал на то, что этот город на 12 февраля 2015 года, когда был подписан «Минск-2», находился под украинским контролем и бои по ликвидации ополченцами дебальцевского котла длились ещё почти неделю. Важность Дебальцево для обеих сторон заключается в том, что из окрестностей этого города производились регулярные обстрелы восточных и центральных районов Горловки, а также в том, что ВСУ рассматривали его как важнейший плацдарм для будущего нанесения удара, призванного рассечь оборону непризнанных республик по границе между ними.
* * *
Если возврат Дебальцева стал новинкой в требованиях Киева, то все остальные «инициативы» Порошенко озвучивались уже не единожды. Главное – это немедленный, без выполнения каких-либо шагов, гарантирующих политические права жителей республик, возврат Украине контроля над границей с Россией на участках, контролируемых ДНР и ЛНР. Это притом, что «Минск-2» и, соответственно, резолюция СБ ООН от 17 февраля 2015 года определяют начало перехода границы под украинский контроль на следующий день после завершения выборов в ДЛНР, а завершение – после полного урегулирования ситуации.
Но до выборов Украина должна внести в свою конституцию положения (на постоянной основе) об особом статусе районов, контролируемых ополченцами, закрепить этот статус законодательной базой, положения которой должны быть согласованы с руководством республик, восстановить все социальные и экономические связи, разрушенные войной, освободить пленных, а также гарантировать отказ от преследования всех, кто принимал участие в событиях в Донбассе.
Ни одно из данных обязательств, данных Киевом в Минске и закреплённых резолюцией СБ ООН, до сих пор не выполнено. И, как откровенно говорят представители украинских властей, выполнены не будут. Вплоть до того, что вице-спикер украинского парламента Оксана Сыроид прямо заявила на своей страничке в «Фейсбуке»: «Голосование за выборы на оккупированных территориях или любое другое решение для внедрения «Минска» будет последним решением украинского парламента восьмого созыва. Или даже украинского парламента, точка. А закон о выборах на оккупированных территориях может оказаться последним законом, который подпишет президент Украины Пётр Порошенко». Глава же Радикальной партии депутат Олег Ляшко и вовсе сознался, что подписание минского протокола было для того, «чтобы обмануть Путина».
Непризнанные республики дали согласие на проведение выборов даже до выполнения этих обязательств Украиной. Но, как мы видим, против этих выборов, за которыми должен начаться возврат Украине контроля над границей с Россией, чего требует Порошенко, выступает официальный Киев.
По мнению Порошенко и прочих политиков украинской партии войны, в этих выборах должны принять участие и неонацистские украинские партии, а также политики, виновные в убийствах мирных жителей региона. Разумеется, это невозможно, поскольку население ДЛНР прекрасно знает, по чьим приказам и кто убивал их родных и близких.
Для того чтобы избежать печальной участи для вчерашних убийц донбасских детей, Порошенко требует введения вооружённой миссии ОБСЕ, которая должна будет обеспечить безопасность проведения выборов, что само по себе является нонсенсом.
Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, созданная в 1975 году, является сугубо гражданской, а не военной организацией. Задачами полицейских сил ОБСЕ являются наблюдение за работой территориальных подразделений МВД и предоставление им консультации по восстановлению общественного порядка и снижению напряжённости в периоды урегулирования кризисов и постконфликтного восстановления. Деятельность полицейских сил направлена на оказание помощи местным властям в отстаивании верховенства права, создании и реформировании местной полиции, предотвращении случаев нарушения прав человека, борьбу с преступностью. При этом они не могут вмешиваться в ситуацию, задерживать и арестовывать людей, самостоятельно расследовать преступления, а их собственную безопасность обеспечивают силы правопорядка принимающих стран.
Даже самые скромные подсчёты численности полицейских сил ОБСЕ, если они войдут в республики, как того требует Порошенко, дают численность в несколько тысяч человек (по некоторым данным, до 6.000), притом что максимальная численность ранее применявшихся сил составляла 120 специалистов. Для того чтобы их направить, требуется единогласное согласие не только всех 57 государств ОБСЕ, но и всех сторон, участвующих в конфликте. Процедура принятия решения о направлении миссии – достаточно длительная по времени. Никогда до сих пор ОБСЕ не направляла в зоны конфликта вооружённых полицейских. Мало того, на сегодня не разработаны даже правила отбора персонала, виды оружия и правила его применения для осуществления вооружённых миссий, не определена география развёртывания такой миссии в Донбассе, её продолжительность и финансирование. То есть речь идёт об очередной попытке украинского «президента мира» затянуть конфликт и не допустить выполнения Украиной своих обязательств по мирному урегулированию.
* * *
Ход переговоров в Берлине, во время которых Порошенко упорно добивался того, чтобы Германия, Россия и Франция отказались от минского протокола и исполняли лишь его волю, описан участниками встречи. Несмотря на титанические усилия Ангелы Меркель, Франсуа Олланда и Владимира Путина, требовавших безусловного исполнения Киевом резолюции СБ ООН, прорыва в минском процессе не произошло. А после завершения части встречи, посвящённой Украине, Порошенко изложил прессе свою точку зрения, якобы утверждённую в ходе заседания «нормандской четвёрки». Через полтора часа остальные участники переговоров полностью дезавуировали то, что насочинял украинский президент.
Несмотря на это, спустя четыре дня в обширном интервью украинским СМИ Пётр Порошенко фактически дословно повторил то, что уже опровергли Меркель, Путин и Олланд в Берлине.
Столь вопиющая ложь, звучащая из уст президента страны, ставящего с ног на голову договорённости, достигнутые им с представителями трёх самых мощных европейских держав, говорит о том, что режим Порошенко полностью утратил остатки договороспособности. Фантазии украинского президента, выдаваемые за достигнутое в результате дипломатических усилий, просто указывают на то, что он наплевал и на слово, данное им его «адвокатам» Меркель и Олланду, и на резолюцию Совета Безопасности ООН.
Разумеется, столь вопиющий «кидок» Порошенко ещё припомнят. Ведь вряд ли это были последние переговоры в «нормандском формате». Даже если учитывать факт, что в СНБО Украины и администрации Порошенко уже готовы к официальному отказу от минских соглашений, введению военного положения не только в Донецкой и Луганской, но и в Харьковской и Херсонской областях.
Такое решение приведёт к обострению ситуации в Донбассе, в котором Украина и диктующие Порошенко свою волю США традиционно обвинят Россию. И наиболее «полезный» эффект это принесет буквально за три-четыре дня до президентских выборов в США, поскольку резко усилит позиции кандидата от находящихся при власти демократов Хиллари Клинтон, занимающей более жёсткую позицию в отношении РФ, чем её соперник.
Что ж, поживём – увидим.