Референдум 11 мая от Коломойского: хунта открыла второй фронт
На 11 мая на Украине запланировано несколько референдумов. В Донецкой области на референдум выносится вопрос о том, поддерживают ли жители области создание Донецкой народной республики, в Луганской области – «Поддерживаете ли вы Акт о государственной самостоятельности Луганской народной республики?».
7 мая после переговоров президента России Владимира Путина с президентом Швейцарии, действующим председателем ОБСЕ Дидье Буркхальтером по урегулированию ситуации на Украине с российской стороны была высказана просьба к сторонникам федерализации страны «перенести намеченный на 11 мая текущего года референдум». Чтобы создать условия для «прямого диалога между киевскими властями и представителями юго-востока Украины», поскольку он «является ключевым элементом урегулирования». При незамедлительном прекращении Киевом всех «военных и карательных операций».
Киев был поставлен в сложную ситуацию, поскольку предпринимал целый ряд мер по срыву или дискредитации этих плебисцитов. Несмотря на все заявления киевской власти о «незаконности» и «фальсифицированности» референдумов, есть понимание того, что реальные их результаты будут далеки от тех, на которые надеется Киев.
Но Киев развернул и второй фронт. Коломойский инициировал на 11 мая в Донецкой и Луганской областях референдумы, на которых жителям областей будет предложено выбрать, хотят ли они остаться в рамках старых областей, контролируемых новой властью, или войти в состав Днепропетровской области.
По замыслу это должно привести к срыву референдумов, проводимых сторонниками федерализации.
Однако второй фронт в перспективе может более серьезно осложнить жизнь хунте, чем происходящее в Донецке и Луганске.
Коломойский создал карманный Межобластной совет территориальных общин Юго-Востока Украины, формальной целью которого определена «немедленная стабилизация обстановки на территории Юго-Востока Украины».
О том, что проект этого референдума полностью согласован с Киевом, говорит показательное молчание хунты относительно как самого Коломойского, так и его инициативы. Получается, если Коломойский пытается переформатировать административно-территориальное устройство страны – это нормально, а когда жители огромного региона требуют федерализации – это, дескать, козни России и сепаратизм.
В Днепропетровске Коломойский не просто повел игру на удержание власти хунты, но начал вести агрессивную кампанию силового расширения своего присутствия, сначала подкармливая регулярные воинские подразделения, а потом (видимо, поняв, что уровень их боеспособности крайне низок) – собственные, создавая разнообразные бандформирования: батальоны «Днепр-1», «Днепр-2», «Днепр-3» и т.д. Причем вооружает и одевает их за свой счет.
Стоит напомнить, что Коломойский – абсолютный лидер Украины по рейдерским захватам предприятий, которые осуществлял его ближайший сподвижник Г. Корбан. Рейдерство же невозможно без двух составляющих – силы и «правильных» судебных решений. В масштабах страны второе дополняет (иногда полностью заменяя) нужная политическая воля и нужные политические решения.
Сейчас Коломойский применяет свои рейдерские схемы к целым областям. Особенно это показательно именно на примере Донецкой и Луганской областей. Намеченный им референдум на 11 мая будет юридическим основанием для применения боевиков по «захвату собственности». Киев молчит - значит дал добро. Стоит помнить, что даже рейдерский захват предприятия редко обходится без жертв, а в случае же с областями мы, видимо, получим настоящую бойню, которую развяжет не сдерживаемая ничем и никем частная армия Коломойского.
Впрочем, можно предположить, что интересы Коломойского и киевской власти хоть ситуативно и совпадают, но далеко не идентичны. Да, сейчас предложенная Коломойским схема рейдерского захвата Юго-Востока принята Киевом, поскольку других вариантов хунта не видит. Однако кто сказал, что, после того как он, допустим, возьмет под контроль означенные территории, он вернет их полностью под контроль Киева? При этом Коломойский уже сейчас начинает извлекать дивиденды из своей позиции, пользуясь неспособностью Киева проводить продуманную и целостную политику (в т.ч. кадровую).
Так, 6 мая руководителем Одесской обладминистрации стал человек Коломойского – И.Палица. Предыдущий глава области был смещен по результатам одесских событий. Что привлекает внимание? Сама одесская трагедия была явным образом спровоцирована национал-радикальными элементами, львиную долю из которых составил «Правый сектор» и активисты «Свободы». А именно к финансированию этих структур причастен Коломойский. Не исключено, что провокатор Коломойский специально создал зону нестабильности в Одессе, целью чего было предложить себя и свою команду на роль «антикризисных менеджеров».
В целях закрепления рейдерских захватов 11 мая в Днепропетровске намерены провести съезд приглашенных представителей территориальных громад Донецкой, Луганской, Днепропетровской, Запорожской, Харьковской, Херсонской, Одесской, Николаевской областей. Среди вопросов, которые выносятся на обсуждение, – «защита права территориальных громад на свободное волеизъявление и изменение административных границ согласно законодательству Украины и в пределах государственных границ Украины».
По всей видимости, съезд должен дать символическое добро на территориальные претензии Коломойского. Если это произойдет и хунта закроет на происходящее глаза, то мы получим модифицированную Днепропетровскую область, совокупное население которой будет более 10 млн. человек, а площадь – больше 83 тыс. квадратных километров. Для сравнения: по населению это сопоставимо с Португалией, а по площади – с Австрией. При этом, обзаведясь подобным ресурсом и имея боеспособные воинские формирования, Коломойский становится абсолютно самостоятельным игроком в украинском вопросе, который де-факто строит собственное квазигосударство.
Сейчас сложно до конца понять мотивы Киева в этой ситуации. С одной стороны, создается впечатление, что хунта просто полностью потеряла контроль над ситуацией, а с Коломойским банально не хочет связываться, поскольку он продемонстрировал готовность оружием защищать свои владения. Причем от всех – как от Киева, так и от сторонников федерализации. С другой стороны, можно предположить, что это лишь долгосрочный тренд по созданию федерации де-факто, чтобы в дальнейшем использовать этот прецедент для закрепления федерализации де-юре.
Однако нельзя исключать и третий вариант: хунта получила указание от Запада не противиться процессу «олигархической федерализации», отдавая страну на откуп именно олигархам. Ведь при здравом размышлении становится понятно, что уже сейчас страна ими контролируется: Коломойский захватывает центр и восток страны, П.Порошенко – наиболее вероятный кандидат в президенты (6 мая УДАР предложил спешно заменить А.Турчинова на П.Порошенко, чтобы тот уже мог «входить в курс дел»), Р.Ахметов хоть и хранит относительное молчание, но, судя по всему, не против происходящего.
Похоже, что еще до 25 мая в стране произойдет еще один переворот. На этот раз – олигархический. И именно с этими новыми игроками и придется взаимодействовать всем внешним сторонам для урегулирования украинского кризиса. Своеобразная ирония ситуации состоит в том, что урегулирование будет более реальным, поскольку из-за кулис выходят настоящие внутренние кукловоды майдана, которые действительно в состоянии выполнять взятые на себя обязательства.
Причем следует понимать, что эти крупные бизнесмены, пережившие 90-е и приумножившие свои богатства во время четырех президентов, куда более прагматичны и предметны, чем нынешняя хунта. И прежде всего, в плане защиты собственности. А поскольку все эти планы, очевидно, натолкнутся на жёсткое сопротивление восставшего народа Юго-Востока, то борьба с финансистами неонацизма на Украине ещё впереди.