ссылка

Регламент Верховной рады. В Киеве съехали с катушек

Увеличить шрифт
А
А
А

2 февраля Верховная рада Украины завершила третью сессию, так и не утвердив «детище Порошенко» - поправки к украинской конституции в части децентрализации и, что особенно важно, об особом статусе Донбасса. «Законно» уклониться от выполнения минских договоренностей Киеву позволило изменение регламента Рады, принятое в пожарном порядке, столь же срочно рассмотренное обычно неторопливым Конституционным судом и немедленно подписанное президентом.

* * *

Речь идет о порядке внесения изменений в Конституцию Украины, который определяется не регламентом Верховной рады, а статьей 155 Основного закона.

Она же гласит: «Законопроект о внесении изменений в Конституцию Украины… предварительно одобренный большинством от конституционного состава Верховной Рады Украины, считается принятым, если на следующей очередной сессии Верховной Рады Украины за него проголосовало не менее двух третей от конституционного состава Верховной Рады Украины».

В данном случае для нас ключевыми являются слова «на следующей очередной сессии». Если на второй сессии Верховная рада проголосовала простым большинством поправки, на третьей сессии она должна была проголосовать их конституционным большинством. Если этого не произошло, процесс надо начинать сначала: на четвертой сессии снова голосовать простым, а на пятой – конституционным большинством.

Между тем Москва, Берлин, Париж, а теперь и Вашингтон требуют от Киева имплементации минских договоренностей в тело конституции. Голосов же для этого в парламенте, преимущественно националистическом по своему составу, нет. Вот Порошенко, на котором лежит основная ответственность за внешнюю политику, при помощи депутатов из своей фракции БПП и нашел «выход»: путем нарушения статьи 155 Конституции отсрочить принятие поправок, но так, чтобы откровенное манкирование минским процессом и мнением основных мировых игроков выглядело «легитимно».

Теперь особое толкование словосочетания «следующая очередная сессия» позволяет Верховной раде сколь угодно долго оттягивать момент внесения поправок в конституцию. На каждой последующей сессии можно начинать процесс внесения правок с той точки, на которой остановились на предыдущей сессии. Или не начинать, а дожидаться еще одной «следующей очередной сессии»?!

Любопытно, что придать столь откровенное извращение буквы и духа украинской конституции в парламенте Порошенко помогли народные депутаты из «Оппозиционного блока», вчерашней Партии регионов, чьим оплотом всегда являлся Донбасс. Хорошо, если в этом блоке умеют далеко заглядывать вперед и поэтому решили дождаться, когда особый статус из нынешней фикции в президентском проекте поправок поднимется до уровня реальной автономии. Хуже, если им и без Донбасса в нынешней Украине хорошо и они перешли к откровенной поддержке киевского режима. В последнем случае «оппозиционерам» в Донбассе действительно нечего делать. И им ничего «не светит».

* * *

Комментируя развитие событий на Украине, известный политолог Михаил Погребинский еще до голосования в парламенте по регламенту говорил: «На самом деле, Киев не хочет никакого Донбасса, но сказать об этом открыто не может, не хочет и не уполномочен. У Петра Алексеевича нет никакой позитивной стратеги по Донбассу, потому любая ясность Порошенко мешает, потому его политикой будет политика неопределенности, увиливания и затягивания. Это целое искусство — не принимать никакого решения. Досадно, что для нашего гаранта второй президентский срок гораздо важнее государства, исторической и геополитической перспективы».

Похоже на правду, если учесть, что в Киеве любого упоминания об автономии (тем более федерализме) боятся больше, чем бубонной чумы в средневековой Европе. Вот недавно в Киевской области заговорили о том, что надо было бы глав областных госадминистраций избирать. Всего лишь заговорили. И какой оказалась реакция президента?!

Порошенко 3 февраля заявил, что не рассматривает возможность избрания глав областных государственных администраций, поскольку считает это прямым путем к федерализации. Об этом он сказал в ходе представления нового главы Киевской ОГА. Президент проинформировал, что на днях к нему обратились депутаты Киевского областного совета с инициативой рассмотреть возможность избрания глав ОГА. «Очень странное обращение… это прямой шаг к федерализации, которой я не допущу», - сказал он.

Тем интереснее было бы услышать, как он объяснял Ангеле Меркель проволочки с голосованием поправок, не ведущих ни к автономии, ни к федерализму. Ведь Германия – федеративное государство, несмотря на споры земель о том, кто и сколько должен отчислять в пользу Берлина, никто всерьез о выходе из федерации не говорит. Появились некоторые трения в связи с миграционным кризисом, но не более того.

* * *

Не вспоминает Порошенко и об украинском наследии в области государственного строительства. Оно же весьма любопытно. Весьма трезво, например, смотрел на возможности построения государства Украина главный творец «украинства» Михаил Грушевский.

Полагая, что «украинская республика, в конечном счете, будет федерацией земель – соединенными штатами Украины», Грушевский отмечал: «Будет ли Украинская Республика формально называться федеративной или нет, фактически она все равно должна организовываться как федерация своих фактических республик-громад. Всякое навязывание громадам механической унитарности принудительных связей будет большой ошибкой, которая вызовет только отпор, реакцию, центробежность, или же даст основание для новых усобиц» (Грушевський. Хто такі українці і чого вони хочуть. Київ, 1991. С. 230-232).

* * *

Эта идея Грушевского могла бы иметь немалое значение для сохранения территориальной целостности Украины в создавшейся политической ситуации. Но, кажется, что уже поздно, ибо истеблишмент, «благополучно» отодвинув решение проблемы Донбасса на неопределенное будущее, перешел к более интересному вопросу – внеочередным парламентским выборам. Последовавшее 3 февраля заявление министра экономического развития и торговли Айвараса Абромавичуса об отставке на фоне очередного коррупционного скандала – это еще один шаг на пути развития правительственного кризиса, открывающего дорогу к выборам.

Госдеп, как всегда, напомнил: ребята, давайте жить дружно! «Важно, чтобы украинские лидеры преодолели разногласия, оставили в прошлом свои личные интересы, которые тормозили страну в течение десятилетий, и продолжали… реформы. Только делая это, они могут рассчитывать на дальнейшую поддержку Соединенных Штатов», – заявил пресс-секретарь Государственного департамента США Джон Кирби.

Да только в Киеве, похоже, все уже съехали с катушек.

Ясно, что лихорадочная подготовка к выборам – не то время, когда можно вносить изменения в Конституцию Украины. Тем более не на уровне фейка, а фиксировать реальную автономию Донбасса с атрибутами государственности, на чем настаивают народные республики, что единственно еще способно спасти украинское государство от распада.

А выборы уже замаячили. Как сообщил 3 февраля «Украинской правде» провластный политолог Тарас Березовец, ссылаясь на несколько источников – народных депутатов и работников штаба БПП, всем штабам БПП велено готовиться к досрочным парламентским выборам на сентябрь. Раньше источники «УП» сообщали о вероятности досрочных выборов, а покинувший на днях фракцию БПП народный депутат Николай Томенко 1 февраля говорил в интервью, что руководители БПП, «Батькивщины» и «Самопомочи» уже начали готовить своих кандидатов в округах.

Источники Березовца мотивируют проведение выборов тем, что коалиция вряд ли уцелеет, а другие ее форматы вряд ли возможны. В этих утверждениях есть свой резон. Однако главное, видимо, состоит в том, что выборы – самый надежный вариант устранения Арсения Яценюка из украинской политики. Если с отставкой в день отчета правительства 16 февраля и получится, его фракция из Рады никуда не денется.

Да и отставить не так просто, пока за спиной у премьера находятся Джо Байден и Хиллари Клинтон. Даже посол США на Украине Джеффри Пайетт, который вроде бы работает на Обаму и Керри, 2 февраля выступил в поддержку нынешнего украинского Кабинета министров. По мнению американского дипломата, отставка действующего премьер-министра станет для Украины огромной ошибкой. 

Иное дело - перспективы не попасть в Раду «Народного фронта» Яценюка с его почти нулевым рейтингом парламентские выборы. Сентябрь для выборов – время самое подходящее. Накал президентской гонки в США достигнет своего пика, следить за Украиной будет некогда и некому. Когда же Клинтон победит, Яценюк, возможно, уже будет находиться в экзиле. В Канаде, например. Хотя победит ли Клинтон - это еще большой вопрос. Есть и «демократический социалист» Сандерс в родной Демократической партии, и Трамп с Крузом в «большой старой» Республиканской партии.

* * *

Что же касается поправок, будь они даже приняты в их нынешнем виде, ничего бы в критической ситуации с украинской государственностью не изменили. Верно, что окончательные решения будут приниматься не Порошенко и не в Киеве. Гораздо больше зависит от Берлина и Парижа, Москвы и Вашингтона. Но не надо забывать, что существует и борется Донбасс. А там после трагикомедии с поправками на Киев уже могут не обращать внимания. В конце концов, Киев все затеял, и он же все провалил. Такова вечная судьба «несостоявшихся» - начинать и проигрывать.

56
Поставить лайк: 294
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
https://odnarodyna.org/content/reglament-verhovnoy-rady-v-kieve-sehali-s-katushek