Российско-украинское сотрудничество: факты и политические инсинуации
Время скоротечно. Стало историей декабрьское заседание Российско-Украинской межгосударственной комиссии под председательством президентов РФ и Украины Владимира Путина и Виктора Януковича. Оно было ознаменовано рядом экономических сенсаций, которые кардинально изменили политику во взаимоотношениях двух стран в последние два года. Этот прорыв был неоднозначно воспринят в мире. При этом, рассуждая о возможных негативных последствиях, противники более тесных связей РФ и Украины моделировали возможные убытки для Украины. И исключительно для Украины. Ни о выгодах, ни о потерях для России, как ни странно, не говорили практически ничего. Что косвенно подтверждает сугубо политическую подоплеку всех публичных заявлений. В противном случае был бы представлен комплексный анализ ситуации. А его как раз и нет.
О чем договорились в Москве
В ходе работы Комиссии было подписано полтора десятка договоров и соглашений, а также принят ряд решений, которые в ближайшее время помогут активизировать двустороннее экономическое сотрудничество.
Полагаем, что нужно их назвать, дабы видеть масштабность принятых мер.
- Протокол между Кабинетом Министров Украины и Правительством Российской Федерации о поставках товаров по производственной кооперации в 2014 году. Товары (услуги), поставляемые по производственной кооперации и включенные в Протокол, не облагаются налогом на добавленную стоимость (НДС) и акцизами.
- Соглашение между Кабинетом Министров Украины и Правительством Российской Федерации о совместных действиях по организации строительства транспортного перехода через Керченский пролив.
- План действий по урегулированию торговых ограничений в двусторонней торговле между Украиной и Российской Федерацией на 2013-2014 годы.
- Межправительственный Протокол об определении пункта пропуска через украинско-российскую государственную границу «Куйбышево».
- Соглашение между Государственной службой Украины по контролю за наркотиками и Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
- Межправительственное Соглашение об оперативном оповещении о ядерной аварии и обмене информацией в области ядерной и радиационной безопасности.
- План совместных мероприятий Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
- Меморандум о намерениях по активизации сотрудничества в сфере судостроения между Министерством промышленной политики Украины и Министерством промышленности и торговли РФ.
- Межправительственный Протокол о внесении изменений в Соглашение между Кабинетом Министров Украины и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве при осуществлении совместного контроля лиц, транспортных средств и товаров на украинско-российской государственной границе от 18 октября 2011 года.
- Межправительственное Соглашение о реализации мер государственной поддержки возобновления серийного производства самолетов семейства Ан-124 с двигателями Д-18Т и их модификациями.
- Меморандум о взаимопонимании между Государственным космическим агентством Украины и Федеральным космическим агентством (Российская Федерация) относительно сотрудничества в области ракетно-космической промышленности.
- Дополнения к контрактам на куплю-продажу, поставки, объемы и условия транзита природного газа от 19.01.2009 между ОАО «Газпром» и НАК «Нафтогаз Украины», предусматривающие, в частности, снижение стоимости российского газа для Украины до $268,5 за тысячу кубометров и пересмотре цен каждый квартал.
Кроме того, в ходе заседания была достигнута договоренность о покупке Россией евробондов Украины на $15 миллиардов. Средства на покупку двухлетних еврооблигаций Украины на $3 млрд. уже поступили 24 декабря. Еврооблигации украинского правительства будут размещены на Ирландской бирже, купон составит 5% годовых.
Что касается выгоды от скидки на газ, то по расчетам Виктора Суслова, представителя правительства Украины при Евразийской экономической комиссии, снижение цен позволит сэкономить $4,528 млрд. в год, и суммарно даст $27 млрд. экономии до окончания контракта в 2018 году. Безусловно, в том случае, если волатильность цен на нефть сохранится на низком уровне.
Также президенты Украины и России поручили отнести российский рубль к первой группе Классификатора иностранных валют и банковских металлов НБУ. То есть, по сути, сделать рубль свободно конвертируемым.
Кто получит выгоду от достигнутых договоренностей
Рынок светлых нефтепродуктов (Сергей Курченко). 18 декабря российский сайт Neftegaz.ru сообщил, что РФ собирается возобновить использование нефтепровода «Одесса – Броды» для поставки нефти на Одесский НПЗ. Поставки должны восстановиться в первом квартале 2014 года. По некоторым данным, график поставок предусматривает поставки в течение первого квартала 750 тысяч тонн нефти на сумму в $600 млн.
Трубопрокатные предприятия компании «Интерпайп» (Виктор Пинчук). До подписания соглашений 17 декабря размер пошлины для трубопрокатных предприятий составлял 19,4% , тогда как рентабельность трубного бизнеса, по оценкам инвестиционной компании Concorde Capital, не превышает 16%. Продавать трубы в Россию было совершенно невыгодно. Сейчас у «Интерпайпа» появился шанс выйти на объемы продаж 2012 года и получить примерно $80 млн. прибыли.
Снижение цены на газ для Украины с 1 января 2014 года позволит металлургическим комбинатам, не имеющим технологии пылеугольного вдувания топлива (ПУТ), сократить производственные расходы на $12-13 в тонне изготовленной продукции.
Прекращение антидемпингового расследования относительно украинской арматуры позволит «Метинвесту» (Ринат Ахметов и Вадим Новинский) продолжить работы на российском рынке арматуры без ограничений. Скидка на газ даст возможность компании «ДТЭК» (Ринат Ахметов) упрочить свои позиции на рынке генерации электроэнергии Украины. Общая установленная мощность предприятий составляет 18,2 ГВт. Если компания начнет получать российский газ по цене на 30% ниже, чем раньше, то может отказаться от переориентации на уголь.
Договоренности с Россией о сотрудничестве в области судостроения потенциально могут принести дополнительные заказы на постройку танкеров, газовозов, нефтяных платформ для освоения Арктического шельфа, на обновление танкерного и рыболовного флота России на сумму более $ 4 млрд. до 2020 года. По крайней мере, такие расчеты дает министр промышленной политики Украины Михаил Короленко. Непосредственное участие в этих заказах могут принять ПАО «Черноморский судостроительный завод» и «Херсонский судостроительный завод», которые входят в состав «Смарт – холдинга» Вадима Новинского.
Соглашение о реализации мер господдержки возобновления серийного производства самолетов семейства Ан-124 с двигателями Д-18Т и их модификациями позволит загрузить работой запорожское предприятие АО «Мотор Сич», президент и генеральный конструктор которого Вячеслав Богуслаев известен как один из самых горячих сторонников экономической интеграции с Россией. Еще в августе 2013 вице-премьер Юрий Бойко заявлял, что есть опционы на 61 самолет и 50 из них намерена приобрести российская грузовая авиакомпания «Волга–Днепр». По данным этой авиакомпании, цена нового двигателя Д-18Т должна составлять $11 млн. Для каждого самолета нужно четыре двигателя, кроме того, на каждые 20 самолетов необходимо иметь семь резервных двигателей. Итак, для 61 самолета нужно 265 двигателей, а их суммарная цена должна составить более $ 2,9 млрд.
Что касается установления рубля в качестве свободно конвертируемой валюты, то это принесет дополнительные выгоды импортерам, работающим с российской продукцией, и создаст сложности для экспортеров. Так как экспортеры вынуждены продавать Нацбанку 50% своей валютной выручки в обязательном порядке. Следовательно, экономический эффект от внедрения данной нормы будет неоднозначным.
Что говорят противники сближения Украины и России
Один из героев произведений О`Генри каждый доллар в чужом кармане воспринимал как личное для себя оскорбление. Именно так был воспринят российский кредит многими представителями украинского и европейского политикума. Чего только они ни придумали, чтобы доказать его «убыточность» для Украины.
Для начала финансовые издания начали озвучивать фантасмагории относительно «упущенных выгод». Так, Financial Times написало о том, что западные страны были готовы предоставить Украине кредит на €20 млрд. в случае согласования дорожной карты по интеграции с ЕС. «Сумма в €20 млрд., которую ранее называл премьер-министр Украины Николай Азаров, была бы предоставлена МВФ на жестких условиях. Несмотря на это, ЕС был готов помочь Украине договориться с фондом», - сообщает издание. А американское издание The Wall Stree Journal, опираясь на черновик документа ЕС, сообщает, что Украина получила бы до €19 млрд. в течение семи лет через займы и гранты. Но условием оставалось заключение сделки с ЕС и договоренности с МВФ.
При этом никто не пишет о том, что МВФ предлагал кредит под 4%, но с условием повышения коммунальных тарифов на 80% и ликвидации фиксированного курса гривны. А уже о том, что кредит МВФ, в отличие от кредита России, заключался не в предоставлении валюты, а в получении Украиной векселя с ограниченной ликвидностью, который нигде, кроме как в межгосударственных расчетах среди стран-участниц МФВ использовать нельзя, вообще все молчат. Кредит МВФ – это не деньги. Это виртуальное обязательство, которое превращается в деньги только путем эмиссии валюты той страны, которая получает кредит в объёме, эквивалентном означенной в векселе сумме. Зачем Украине новые, ничем не обеспеченные гривны также никто из западных «экспертов» ничего не писал и не говорил.
Если кому-то кажется, что у ЕС были деньги для Украины, то он глубоко ошибается. Об отсутствии денег явно и недвусмысленно заявил недавно Мартин Шульц, глава Европарламента. Он отметил, что, несмотря на многочисленные высказывания еврочиновников по поводу ситуации в Украине по части финансовой поддержки, «подобные шаги даже не обсуждались странами ЕС».
Такую возможность господин Шульц допустил только гипотетически, в качестве предположения, «как развивались бы события», если бы Евросоюз нашел для Украины средства. «Однако подобных денег, – подчеркнул он, – у ЕС нет». Кстати, по данным Кабинета министров Украины, убытки от подписания Соглашения об ассоциации и соглашения о зоне свободной торговли с Европейским союзом лишь в 2014 году составили бы почти $42 миллиарда.
Из них: убытки от торговли – $11 млрд., выплаты по внешним долгам – $5,9 млрд., на платежи за газ пришлось бы потратить еще $10 млрд., а убытки от торговли с Таможенным союзом составили бы $15 млрд. Почему эти данные не были обнародованы ранее, остается только догадываться.
Внутри страны были сделаны не менее странные заявления о том, чем именно будет рассчитываться Украина за кредит.
Экс-министр финансов В. Пинзеник уверен, что за скидку на газ Украина заплатит потерей ГТС. Народный депутат от ВО «Свобода» Андрей Ильенко считает, что правительство Украины не сможет погасить российский кредит деньгами, потому будет отдавать долг предприятиями оборонной отрасли. Также он отметил, что Россию интересуют ракетная промышленность Украины. «Мы знаем, что Россию очень интересует, в частности, наша ракетная промышленность, и сегодня это основная ставка Кремля», – сказал Ильенко.
Экс-министр экономики Украины Владимир Лановой также убежден в том, что этот кредит вернуть практически невозможно, как и обслуживать. Но совершенно по иной причине, чем думает Ильенко. «Кражи будут колоссальные», – отмечает Лановой. К сожалению, в этом Лановой может оказаться прав.
Единственный и по-настоящему непонятный момент с российским кредитом заключается в том, что правительство Украины никак не отразило его в проекте бюджета 2014 года. Этих денег там просто нет.
Но уж обвинять Россию в том, что украинская власть непрозрачно распоряжается заемными деньгами, просто глупо. В конце концов, коррупция в Украине имеет сугубо местную природу. И бороться с ней также надо на месте.