Румыния: кризис, геополитика и рекомендации США
Стратегическое преимущество Вашингтона на европейском континенте зависит во многом от баланса сил в Центрально-Восточной Европе (ЦВЕ). Этим обусловлено внимание, которое уделяют сейчас американские эксперты странам ЦВЕ, рассматривая их сквозь призму российско-американского противостояния, в котором роль нападающего отведена Вашингтону. Одним из главных адресатов американской опеки является Румыния – государство, исповедующее крайне экспансионистские взгляды профашистского толка (героизация гитлеровского соратника маршала Антонеску, оправдание его диких поступков, вплоть до расового декрета и т.д.). Именно напористость Бухареста в его продвижении на восток и нравится американцам.
Сейчас нелёгкий процесс «вживления» Румынии в «тело» Евросоюза ещё более осложнён кризисными явлениями в европейской экономике. Германия и Франция – два мотора объединённой Европы - устали нести финансовое бремя спасительниц страждущих европейских экономик. Число евроскептиков в западноевропейских государствах достаточно велико. И только в странах ЦВЕ уровень «еврооптимизма» всё ещё на высоте. В Румынии 56% граждан благосклонно относятся к евроинтеграционной идее и 62% доверяют европейским институтам. Похожие показатели дали также соседи Бухареста – венгры, поляки, болгары.
Поэтому Вашингтон с опорой на центрально-европейские и восточно-европейские государства пытается создать прочную политико-идеологическую «платформу», которая минимизировала бы в общем зачёте влияние евроскептиков. Белому дому необходимо уберечь так долго и кропотливо выстраиваемую буферную зону между Европой и Россией: без политически сплочённой ЦВЕ сойдут на нет транслируемые Вашингтоном атлантистские импульсы, адресованные постсоветским республикам. В случае Румынии речь идёт об Украине, Приднестровье и Молдавии.
Руки румынам развязали сами же потенциальные мишени великорумынской доктрины. Поспешно отрекшись от своего советского прошлого, Молдавия и Украина признали пакт Молотова-Риббентропа «преступным сговором двух тоталитарных режимов», хотя подобные пакты были заключены также между Германией и Италией, с одной стороны, и Британией и Францией - с другой. Но молодые национальные демократии предпочитали этого не замечать.
С осуждением пакта Молотова-Риббентропа молдавской и украинской сторонами последовала логическая реакция из Бухареста: если отреклись от пакта, необходимо отречься и от его плодов. Особенно это коснулось Украины, поскольку Южная Бессарабия и Северная Буковина оказались в её составе как результат реализации на практике советско-германских договорённостей 1939 года.
После крушения режима Н. Чаушеску румынским спецслужбам удалось сберечь весь свой потенциал, и уже в 1992 году они принимают активное участие в разжигании русофобских настроений в Молдавии, что, как известно, закончилось приднестровской войной. Украинские же спецслужбы с приходом к власти откровенных националистов были подвергнуты жесточайшей деформации, что не могло не сказаться на результативности их действий в незримом «диалоге» с румынскими визави. Теперь Бухарест пытается добиться монополии на транзит судов через Дунай, а украинско-румынские споры негативно отражаются на инвестиционном климате в регионе украинского Придунавья. В настоящее время - это один из депрессивных регионов страны.
На сегодняшний день Румыния располагает в Совете Европы 14 голосами и 33 представителями, делегированными в Европейский парламент. Однако, будучи второй по размерам страной ЦВЕ, Румыния не обладает пропорциональным влиянием на общеевропейском уровне. Но у Румынии есть геополитический козырь, которым она, вне всяких сомнений, привлекает к себе внимание Запада – это прозападная политика Бухареста в Черноморском регионе и в зоне молдавско - приднестровского конфликта (1). Румынский порт Констанца официально признан Брюсселем главными восточными воротами ЕС в Черноморском регионе, что имеет самые негативные последствия для портов Украины (Одесса, Южный и Ильичевск), которые создавались как южные морские ворота России и СССР.
Частота военных конфликтов вокруг Черноморского бассейна, коими так богата наша история, свидетельствует о стратегической важности данного региона. Поэтому в условиях мирового финансового кризиса и занятости Вашингтона другими «важными делами» (Ливия, Афганистан, Сирия, возможная война с Ираном) Румыния исполняет возложенные на неё функции проводника американской политики в регионе ЦВЕ. Для повышения коэффициента полезного действия от внешнеполитических телодвижений Бухареста американцы рекомендуют укреплять союзнические отношения по линии Бухарест – Варшава.
Сближение Польши и Румынии уже ознаменовалось подписанием Соглашения о стратегическом партнёрстве в 2009 году, в соответствии с которым Бухарест и Варшава условились координировать свою восточную политику: от вопросов энергетической безопасности и военного сотрудничества до координации своих усилий на молдавском и украинском направлениях. Этим вызвана возросшая активность Польши на приднестровском направлении, которая взамен ожидает от Румынии поддержки польской политики в отношении Украины. По мнению американцев, в силу позитивной стабильности германо-российских отношений Румыния с опорой на Польшу должна выступать прочным противовесом российскому влиянию в Приднестровье – стратегически важной полоске земли, зажатой между Молдавией и Украиной.
Отношения по линии Берлин – Москва вообще служат головной болью Вашингтона и его вассалов в ЦВЕ, которые очень обрадовались уходу с политической сцены Герхарда Шрёдера, известного русофила. Новый канцлер Ангела Меркель более сдержанна, но геополитическая реальность неизбежно толкает континенталистскую Германию на сближение с континенталистской Россией. Противостоять сплочению российско-германских связей можно только при наличии высокого уровня русофобии в странах ЦВЕ и их безудержной ориентации на США. По накалу русофобии румыны скоро могут обогнать традиционных в этом деле чемпионов – поляков. Бухарест, нацеленный на поглощение Молдавии и части украинской территории, демонстрирует явное нежелание обсуждать что-либо с Москвой, которая в списке военных угроз румынскому влиянию стоит под №1. Более расслабленно Бухарест чувствует себя с Киевом – несравнимо более слабым, почти беззащитным геополитическим собеседником. Дальновидное сближение Румынии с Польшей вообще не дает Украине шанса «показать норов», поскольку оба эти государства гораздо «тяжелее» Украины по авторитету и внешнеполитической целеустремленности.
Антироссийскую ось Варшава – Бухарест пытались соорудить не раз: концепция Третьей Европы польского министра Юзефа Бека, Центрально-европейский союз генерала Владислава Сикорского и уже в советское время, в 1957 году, – план создания «центрально-европейской федерации стран народной демократии» профессора экономики Мирослава Орловского. Ни один из этих проектов осуществлен не был. Во многом благодаря своевременному вмешательству советских властей.
Сегодня сооружением геополитической спайки Варшавы и Бухареста управляют американцы. Они же рекомендуют Румынии активнее сотрудничать с членами Вишеградской четвёрки (Польша, Венгрия, Чехия, Словакия), лоббируя их интересы в Черноморском регионе – важном коридоре транспортировки энергоресурсов (2). И если с 2004 по 2009 годы Вишеградская группа вела практически незаметную политическую жизнь, то уже 12 мая 2011 года с ее стороны прозвучало заявление о намерении создать новое соединение вооруженных сил под командованием Польши, которое к 2016 году превратится в полноценный военно-политический механизм с отдельными от НАТО полномочиями. Кроме того, в 2013 году Вишеградская группа приступает к участию в серии учений «Ответная сила» под эгидой НАТО. Несмотря на демократическую риторику, бряцание оружием у западных границ СНГ продолжается. И эти новые геополитические вызовы адресованы не только Москве, но и Киеву.
1) The Center for European Policy Analysis (CEPA) «Translating Opportunity into Impact: Central Europe in the European Union, 2010-2020», 6 December 2011
2) Там же