ссылка

Сценарий «перестройки» Украины одобрен

Увеличить шрифт
А
А
А

18 сентября 2013 года правительство Украины единогласно утвердило текст Соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским союзом. На пресс-конференции, которая прошла по горячим следам в Кабмине, посол ЕС в Украине Я.Томбински назвал это «очень важным и решительным шагом украинского правительства» (1). Ему же вторили и премьер-министр, и министр иностранных дел Украины Л.Кожара. Однако, читая, собственно, их выступления и заявления, сложно не обратить внимания на целый ряд неоднозначных положений (в том числе и на весьма удивительные несогласованности).

Пожалуй, самое главное – это мотивационная часть причин необходимости подписания этого Соглашения по версии украинского правительства. Н.Азаров в обстоятельном вступительном слове (2) эти причины озвучил, но они не стали столь уж убедительными.

Первое и основное, по мнению главы правительства, состоит в том, что «Соглашение об ассоциации является для нас «дорожной картой» на пути к той Украине, которой большая часть наших граждан хочет ее видеть: страной с мощной социально ориентированной экономикой, основанной на передовых технологиях, что гарантирует достойные доходы граждан и сильную социальную защиту, страну с безусловным верховенством права; с высокими стандартами жизни».

 Даже если убрать очевидную «мечту» (к Украине теперь будем идти через Европу), то возникает вопрос: неужели лишь одна ЗСТ с ЕС может принести все это Украине? Неужели США, Канада или Япония не построили того же без всякой ЗСТ с ЕС? А такие успешные и динамично развивающиеся страны, как Южная Корея и Китай, Тайвань и Малайзия? В мире много и иных примеров. Или иные страны, где все озвученные премьером стандарты находятся на высоком уровне, обязательно прошли через ЗСТ с ЕС? Так, может, все же причина достижений этих показателей не в «магической» природе Соглашения с ЕС, а в осознанной необходимости руководства этих стран в достижении этих норм вне зависимости от всяких внешних мотиваций?

В этой же сфере и его второе объяснение причин движения к подписанию Соглашения: «Потому что все мы хотим чистого воздуха, качественной воды, безопасных продуктов питания, хорошего образования для наших детей, современного медицинского обслуживания, надежной правовой защиты». Неужели все это может дать только ЕС? А разве не от украинского правительства зависели в течение всех постсоветских лет стандарты питьевой воды, необходимые технические стандарты для качественных продуктов, утверждение образовательных программ и т.д.?

Правительство успокаивает население тем, что интересы украинских производителей будут полностью защищены, и все будет в порядке. Н.Азаров даже создал специальную «Межведомственную комиссию под руководством Ю.Бойко … с целью постоянного анализа работы наших отраслей экономики в условиях зоны свободной торговли и наработки общих предложений относительно стабильного развития украинской экономики».

Невольно вспоминается известный анекдот про то, когда поздно пить «Боржоми», хотя не исключено, что этой комиссии и удастся выявить проблемные зоны ЗСТ. Но главный вопрос – «и что дальше?» Откуда уверенность, что даже в случае выявления проблемы ее удастся решить, ведь в бизнес-процессах именно оперативное решение вопросов в целом ряде случаев является принципиальным для дальнейшего существования этого бизнеса. Между тем европейская новейшая история знает торговые споры, которые длятся не месяцами, а годами.

О том, что же реально ждет украинский бизнес, честно сказал и сам Азаров: «Например, чтобы сохранить украинскую автомобильную промышленность мы должны за 3-5 лет провести кардинальную модернизацию на опережение, выпускать конкурентоспособную продукцию с меньшими расходами, чем европейские производители… нужно решительное технологическое переоснащение всей производственной цепи, которая завершается собиранием автомобиля. Поэтому за десятилетний переходной период вся украинская промышленность должна выполнить огромный объем работ относительно внедрения европейских норм и технических регламентов, привлечения денег, а также поиска партнеров и инвесторов с целью модернизации производства». Вряд ли Н.Азаров не понимает, что если бы украинские автопроизводители могли «выпускать дешевле», «конкурентоспособнее» и находили «инвесторов с целью модернизации», то они бы это делали и без всякой ЗСТ с ЕС. Просто потому, что от этого зависят их доходы, и сделали бы это намного раньше. 22 лет  независимости для этого вполне хватило бы. Почему же украинское правительство решило, что в условиях сжатых сроков этим самым «производителям» удастся за 3 года  и ценой колоссальных капиталовложений сделать то, что им не удавалось за прошедшие 22 года?

Кстати, о сроках «переходного периода» все также непонятно. Если Н.Азаров говорит о «3-5 годах», а потом и о «десятилетнем периоде», то Л.Кожара на брифинге сразу после заседания правительства – о «15 годах» (3). Возможно, российские должностные лица были не так уж далеки от истины, когда говорили, что многие министры даже не читали этот документ и слабо себе представляют, что же там написано.

Н.Азаров всячески заверял, что Украина получила абсолютно уникальные перспективы в этом Соглашении: «Уже в первый год таможенный сбор для украинских товаров в ЕС станет 0,5%, в то время как аналогичное сокращение сборов для европейских товаров направляющихся в сторону Украины растянется на 4 года… При этом дополнительный рост ожидается в основном за счет таких видов деятельности, как сельское хозяйство, продуктовая промышленность, текстильная…»

О небывалых перспективах для украинского агросектора говорит и профильный министр Н.Присяжнюк: «За полгода в ЕС было поставлено продукции на 2,6 миллиарда долларов. Больше всего было экспортировано зерновых и масличных культур, растительного масла. Однако при условии подписания Соглашения об ассоциации с ЕС будут значительно расширены ассортимент аграрной продукции и ее объемы. Ведь покупателями украинской сельхозпродукции станут около 500 миллионов европейцев» (4).

Даже если закрыть глаза на то, что основой поставок является необработанное сырье с минимальной добавочной стоимостью, то интересным является и его же уточнение по поводу этих перспектив: «Необходимым условием для реализации потенциала агросектора при введении зоны свободной торговли между Украиной и ЕС будет уровень соответствия украинской продукции международным стандартам. Что в ближайшей перспективе потребует от украинских предприятий увеличения расходов, однако в дальнейшем будет способствовать повышению конкурентоспособности и, как следствие, увеличению ее экспорта на мировые рынки». Предельно понятно – перед тем как «получать», надо сначала еще больше «вложить» (вспоминаются строки советских классиков Ильфа и Петрова об образе «подпольного миллионера»: «С этого момента вы будете только получать!»).

Но доступ на рынок совершенно не гарантирует того, что все европейцы откажутся от привычных им товаров и кинутся покупать украинские. За потребителя придется еще побороться. То есть – снова потратиться. И не просто потратиться, а завоевать покупателя с другим менталитетом, культурой и привычками, что окажется еще дороже. Думается, украинские аграрии еще не раз помянут «добрым» словом подобное «улучшение» их благосостояния.

Вспомнил в своем выступлении Николай Янович и Таможенный союз. Правда лишь одним абзацем и весьма обще. По его мнению, в частности, «перестройка отечественной экономики откроет новые перспективы интенсификации сотрудничества со странами ТС и СНГ. В Соглашении про ассоциацию нет, и про это говорит также официальное заявление Еврокомиссии, решительно никаких моментов, которые бы помешали нашим планам расширения сотрудничества с ТС, странами СНГ». И это заявление делается после заявлений Богуслаева, неоднократных выступлений Глазьева и публикаций в СМИ, в которых четко объясняется, где и как ассоциация может помешать сотрудничеству с ТС.

С трудом верится, что такой опытный чиновник и экономист, как Н.Азаров действительно верит в то, что он говорил на этом заседании. Ему лучше, чем кому бы то ни было, видны те угрозы и риски, с которыми столкнется Украина на пути к этому «раю» под названием «ЗСТ с ЕС».

Остается только надеяться, что во время встречи премьера и президента Украины, которая состоялась в тот же день, он сумел показать реальную экономическую картину, которая ожидает Украину в ближайшем будущем.

 

(1) http://www.pravda.com.ua/news/2013/09/18/6998172/

(2) http://www.kmu.gov.ua/control/ru/publish/printable_article?art_id=24668…

(3) http://www.kmu.gov.ua/control/ru/publish/article?art_id=246687794&cat_i…

(4) http://www.kmu.gov.ua/control/ru/publish/article?art_id=246687189&cat_i…

30
Поставить лайк: 189
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору

Читайте также

Проект Темрюкского канала: к вопросу о «дублёре» Керченского пролива

Преступление и наказание: европейские оккупанты в лагерях УССР

Белоруссия и Китай – «железное братство» или сотрудничество по расчёту?

Экономика Украины – жертва разрушительного майдана

Украина начала масштабные учения на границе с Россией

Санкции Украины в отношении Белоруссии: никакой политики – просто бизнес

Зеленский продаёт Украину по-большому

Ахметов вместо Международного валютного фонда

Донбасс заявил Киеву: «Мы возвращаемся домой!»

https://odnarodyna.org/content/scenariy-perestroyki-ukrainy-odobren