«Сокращённый курс русской истории»
Нынешней осенью исполняется 70 лет с момента восстановления новгородского памятника 1000-летия России, который был демонтирован европейцами зимой 1943/44 года, во время немецко-фашистской оккупации. Может показаться удивительным, но правительственная комиссия по восстановлению памятника приступила к работе в апреле 1944 года, вскоре после освобождения Новгорода, в то время, когда на северо-западе и западе войска Ленинградского, 3-го Прибалтийского, 3-го и 2-го Белорусских фронтов ещё не вели наступательных боёв, а на юге Крым ещё был под знаменем с нацистской свастикой. Памятник был раскурочен немцами почти до основания. Они намеревались его вывезти. Фигуры были разобраны, все болты креплений варварски перерублены и вырваны со своих мест, части фигур повреждены; кресты, шпаги, посохи, щиты и другие изящные детали исчезли… Возобновляя памятник в прежнем величии, советское правительство осуществляло, судя по всему, не просто символический жест, но и сакральный. Решение о восстановлении не могло быть принято без учёта мнения Сталина. Грандиозный памятник (его высота более 15 метров) был восстановлен, не считаясь с затратами, в короткие сроки и открыт 2 ноября. Почему мы вспомнили об этом сейчас на «Одной Родине»? Говорим о смыслах.
В день празднования Рождества Пресвятой Богородицы исполняется очередная годовщина первого открытия памятника 1000-летия России. Об этих торжествах, которые в Новгороде Великом состоялись 8/21 сентября 1862 года, участники потом вспоминали всю жизнь. Многие тысячи людей всех сословий стеклись в древний Новгород, призвавший в 862 году на княжение легендарного Рюрика.
К дивному юбилею город густо украсился гирляндами цветов, оба берега Волхова и стены Кремля были усыпаны народом: ожидали пароход с Августейшей семьёй. И вот с Софийской звонницы разнеслось: «Царь едет!» И разнеслось над русскими пространствами громогласное «ура». В День Рождества Богородицы Россия отмечает также годовщину победы в Куликовской битве. Праздновали в тот день и 19-летие наследника престола – старшего сына Александра II, великого князя Николая Александровича (1843–1865), на которого возлагались огромные надежды.
Об этом дне как о ярчайшем событии вспоминал через четверть века Пётр Александрович Валуев, бывший в ту пору министром внутренних дел. Валуев характеризует памятник так: «Новгородский памятник составляет, по основной идее, исключение между всеми историческими памятниками. Он не воздвигнут в честь или воспоминание какого-нибудь отдельного события или ряда событий, или лица, или многих лиц, участников тех или иных событий, но свидетельствует об историческом цикле, обнимающем и объединяющем целое тысячелетие. Он изображает, в шести лицах, главные эпохи нашей истории, и приводит на память замечательное передвижение зиждущего центра русского государства, сперва на юг от Новгорода к Киеву, затем в середину страны к Москве, и, наконец, снова на север, но ещё далее Новгорода, к Балтийскому морю…»
Композиционный и смысловой центр памятника – шар-держава, соединившая шесть периодов истории от Рюрика до Петра Великого.
Эти сюжеты составляют средний уровень. Призвание варягов на Русь (862). Крещение Руси (988-989). Куликовская битва (1380). Основание самодержавного царства Русского (1491 г., Иван III). Начало династии Романовых (1613). Образование Российской империи (1721 г., Пётр I).
Верхний уровень – высокий крест, Ангел Хранитель Руси и коленопреклоненная женская фигура – образ России.
Но памятник это ещё и колокол, собравший вокруг себя просветителей земли Русской, государственных мужей, воинов и героев, писателей и художников, они изображены на фризе – нижнем уровне памятника. Всего 128 фигур.
Валуев назвал памятник «сокращенным курсом русской истории». И это так, это история Церкви, история политическая, история культуры. Памятник воплощает собой идею общности и благотворной целостности Русского мира, единства Великой, Малой и Белой Руси – чем пронизана вся Русская история.
Персонажи, отображённые на фризе памятника в числе государственных людей, подчёркивают единство русских территорий, включающих прибалтийские земли. Мы видим на фризе трёх великих князей Литовских – Гедимина, Ольгерда, Витовта, воевавших с Орденом и Польшей.
Если многие имена в ряду просветителей (31 фигура) нам хорошо известны – это наши святые Кирилл и Мефодий, великая княгиня Ольга, преподобные Антоний и Феодосий Печерские, Нестор Летописец, Пётр Могила, то для живущих в веке XXI имена некоторых могут быть не известны.
Здесь нет случайных фигур. Каждая личность многократно обсуждалась многими экспертами разного уровня.
Вспомним некоторые имена значительных фигур нашей истории, как они воспринимались современниками создателей памятника.
В ряду просветителей мы видим священномученика Кукшу Печерского, иеромонаха Киево-Печерского монастыря. Святой 900 лет назад проповедовал христианство на Оке, на территории нынешней центральной России, где и снискал мученический венец. Гибель Кукши прозрел преподобный Пимен Постник, возгласив в церкви: «Брат наш Кукша убит на рассвете!» Погребён св. Кукша в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры.
На горельефе ряд просветителей замыкает скульптурный портрет выдающегося богослова архиепископа Иннокентия (Борисова; 1800 – 1857). Он был ректором Киевской духовной академии и одновременно епископом Чигиринским, позже епископом Харьковским и Ахтырским, архиепископом Херсонским и Таврическим. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, помимо прочего, о нём сообщает: «В Киеве он достиг отмены преподавания богословия на латинском языке, державшего русское богословие в рабской зависимости от богословия католического... Он образовал целое поколение русских богословов и ученых…» Во время Крымской войны владыка Иннокентий под обстрелом ездил на буксире по бухте, находясь под огнём противника, совершал богослужения в походных храмах, «воодушевляя солдат своими проповедями и утешая умирающих». Он скончался в Одессе, где и был похоронен. В 1997 архиепископ Иннокентий был причислен к лику местночтимых святых Одесской епархии УПЦ Московского патриархата. Его святые мощи почивают в нижнем храме Преображенского собора Одессы; нижний храм освящён в его честь. В сентябре 2013 года рядом с кафедральным собором Одессы был открыт памятник святителю Иннокентию.
В ряду государственных людей (26 фигур) мы видим великих князей Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха, монархов дома Романовых: Михаила Фёдоровича, Алексея Михайловича, Петра I, Екатерину II, Александра I, Николая I. А также двух выдающихся выходцев из Малороссии, достигших высших должностей в империи, – это Безбородко Александр Андреевич (1747–1799), уроженец Глухова, и князь Кочубей Виктор Павлович (1768-1834), уроженец Диканьки (правнук генерального писаря Войска Запорожского Василия Кочубея, казнённого по навету Ивана Мазепы).
В ряду военных людей и героев (36 фигур) мы вспомним выдающегося полководца графа Петра Александровича Румянцева-Задунайского (1725-1796), который на протяжении правления Екатерины Великой управлял Малороссией. Его надгробие в Успенском соборе Киево-Печерской лавры к настоящему времени восстановлено.
Ну а как не вспомнить здесь и гетмана Богдана Хмельницкого, и его слова на Переяславской раде: «…живем без Государя в нашей земли в безпрестанных бранях и кровопролитиях с гонители и враги нашими, хотящими искоренити церковь Божию, дабы имя Руское не помянулось в земли нашей, что уже вельми нам всем докучило, и видим, что нельзя нам жити боле без Царя…»
В ряду писателей и художников (16 фигур) назовём и другого уроженца Глухова – Дмитрия Степановича Бортнянского (1751-1825), нашего выдающегося композитора, помимо многого, написавшего гимн «Певец в стане русских воинов» на слова Жуковского, посвящённый событиям войны 1812 года.
А как же здесь не назвать Николая Васильевича Гоголя и не вспомнить его слов: «Нам, малороссам и русским, нужна одна поэзия, спокойная и сильная, нетленная поэзия правды, добра и красоты. Русский и малоросс – это души близнецов, пополняющие одна другую, родные и одинаково сильные». Или вот этих слов, актуальных как никогда: «Где же тот, кто бы на родном языке русской души нашей умел бы нам сказать это всемогущее слово: ВПЕРЕД!»
По известному недоразумению в этот ряд чуть было не попал Тарас Шевченко, умерший за год до открытия памятника. Гениальный автор «Тысячелетия России» Михаил Осипович Микешин (1835–1896), выигравший конкурс проектов в 24-летнем возрасте, ценил Шевченко («редкий и цельный тип чисто народного поэта»), который выделялся на общем либеральном фоне. Любя Шевченко (разница в возрасте два десятка лет) и относясь снисходительно к его слабостям, Микешин в своих воспоминаниях отмечает и «те неудобства, которые представляли собой несчастные привычки Тараса Гр. — его хмель и напускной цинизм, и от которых часто не воздерживался он даже среди молоденьких девочек…». Замечает Микешин и то, «что Тарас Григорьевич российскую общую историю знал очень поверхностно, общих выводов из нее делать не мог, многие ясные и общеизвестные факты или отрицал, или не желал принимать во внимание». В мастерской Микешина часто проходили обсуждения персоналий создаваемого памятника, обсуждения сопровождались застольями, которые Шевченко любил. При посторонних демон Малороссии помалкивал, но когда все расходились, а вино ещё оставалось, как вспоминал Микешин, то «громил он направо и налево и Пушкиных, и Державиных, и пр...». То есть он бы их на памятник 1000-летия не поместил. Государь Александр II, к счастью, вычеркнул этого искусителя, соблазнившего в национальный раскол часть народа святой Руси.
Император Александр II в речи перед дворянством в торжественный день открытия памятника сказал: «Да будет знаменательный день этот новым залогом неразрывной связи всех сословий земли русской с правительством с единою целью: счастия и благоденствия дорогого нашего отечества». Это было актуально.
В ту пору раскручивался проект по устройству внутреннего раскола Руси по классовому признаку. После его завершения приступили к расчленению по признаку языковому, точнее сказать – по диалектному.
В результате к концу ХХ века наше Отечество в известном смысле было подобно тому раскуроченному памятнику, с перерубленными болтами и креплениями, который немцы хотели уж было вывезти в Европу себе на забаву.
В наши дни, когда, как и встарь бывало не раз, начался процесс воссоединения Русских пространств и возрождение святой Руси, на нас с явным ободрением взирают наши великие предшественники, запечатлённые в памятнике «Тысячелетие России».