ссылка

Союз кинематографистов Украины: сосуд, в котором пустота

Увеличить шрифт
А
А
А

Вчера у кинематографистов Украины (СКУ) был праздник – день рождения. Конечно, шумно его теперь не празднуют, поскольку своим появлением на свет Союз этот обязан Советскому Союзу. Целиком и полностью. 6 февраля 1958 года, согласно постановлению Совета министров УССР, был образован Союз кинематографистов Украины (СКУ), ставший затем региональным отделением Союза кинематографистов СССР. В 1963 году прошел его учредительный съезд, который принял устав и избрал председателя – известного кинорежиссера Тимофея Левчука (самые известные его картины – «От Буга до Вислы», «Дума о Ковпаке», «Если враг не сдается…»).

Структурно СКУ состоял из секций и комиссий, которые занимались художественным, хроникально-документальным, научно-популярным кино, кинодраматургией, кинокритикой, наукой и техникой, теорией и историей кинематографа. С 1961 года, вместе с Государственным комитетом Совета Министров УССР по делам кинематографии (Госкино УССР), творческий союз начал издавать журнал «Новости киноэкрана» (аналог всесоюзного «Советского экрана», но в худшем полиграфическом исполнении).

В 1974 СКУ получил постоянное пристанище в Киеве, на улице Саксаганского, в доме № 6. Это – Дом кино, здание из стекла и бетона, построенное в футуристическом стиле. Дом кино сразу сделался излюбленным местом для профессионалов и любителей, здесь проводились фестивали, творческие вечера, концерты, выставки, съезды членов СКУ и конференции по проблемам киноискусства. Здесь же находились ресторан, кафе и бильярдный зал, тоже ставшие культовыми для любителей «десятой музы».

Правда, эти самые любители нередко обращали внимание на одну интересную особенность сооружения. А именно: в четырехэтажном здании с высоченными потолками и лестницей с пролётами и балюстрадой зияла большая квадратная дыра по центру лестничных маршей. Недоброжелатели тогда шёпотом рассказывали, что там планировалось устроить лифт, однако средства на него попросту украли. Впрочем, никакого уголовного дела заведено по этому поводу не было, и слухи остались слухами. Но зияющая пропасть по центру лестницы, ведущей к вершинам, а точнее, к верхам украинского киноискусства – кабинетам руководства, творческим секциям, редакции журнала – нередко вызывала недоумение у посетителей и гостей, особенно когда они, тяжело сопя, взбирались на верхние этажи.

Такое грандиозное здание в 1974 году подарила кинематографистам УССР Советская власть

Такое грандиозное здание в 1974 году подарила кинематографистам УССР советская власть

Забегая вперёд, скажу, что сегодня Дом кино с этой «пропастью», на мой взгляд, является своеобразным символом современного украинского кинематографа. Эдакий овеянный патетическими легендами, внешне презентабельный и даже шикарный сосуд, в котором тем не менее пустота.

Что касается достижений, то они у СКУ, конечно, были, как у всего советского кино. Оно ведь было сугубо государственным делом. Отметим, что практически начиная с момента создания СКУ развитие республиканского кинематографа пошло преимущественно по двум направлениям: это манера социалистического реализма и жанр так называемого украинского поэтического кино.

Лучшие соцреалистические картины второй половины 1950-х – начала 1960-х годов – «Весна на Заречной улице» (1956, режиссёры М. Хуциев и Ф. Миронер), «Жажда» (1959, Е. Ташков), «За двумя зайцами» (1961, режиссёр В. Иванов), «Верность» (реж. П. Тодоровский ) и другие – до сих пор пользуются зрительским успехом. Чего нельзя сказать о лентах «поэтического» жанра, хотя и называемых его апологетами «шедеврами», но тем не менее уже практически забытыми. Разве что картина «Тени забытых предков» Сергея Параджанова (1964), положившая начало этому жанру, осталась на памяти у широкого зрителя. А «Колодец для жаждущих» Ю. Ильенко (1965) и его же «Белую птицу с чёрной отметиной» (1971), «Каменный крест» Л. Осыки (1968) и даже «Вавилон ХХ» талантливейшего Ивана Миколайчука (1979) могут припомнить разве что киноведы и киноманы.

Украинская кинобогема любила бывать в ресторанах Дома кино, где проводила банкеты и вечеринки. И в этих застольях нет-нет да и проступала националистическая сущность ряда её представителей. Сейчас многие бывшие поклонники актрисы Ады Роговцевой, некогда обласканной советско-партийным начальством за воплощение целого ряда образов комсомолок и коммунисток, удивляются метаморфозе, превратившей её в оголтелую украинскую националистку. Между тем, по свидетельствам очевидцев-актёров, уже в 1970-е годы она вместе с мужем, покойным Константином Степанковым, любила попеть за хмельным столом бандеровские песни. И недаром на излёте советской власти К. Степанков взял себе галичанское имя «Кость».

В горбачёвскую «перестройку» новые веяния коснулись и СКУ. На смену многолетнему главе Союза Тимофею Левчуку пришел более молодой режиссёр Михаил Беликов, талантливый постановщик фильмов «Как молоды мы были» и «Ночь коротка», со своей командой, в которой состоял и автор этих строк. СКУ начал возрождать забытые имена, устраивать премьеры лучших советских и международных картин, создавать молодёжные отделения Союза. К сожалению, это длилось недолго, ибо после провозглашения Украиной незалежности во главу угла власти республики поставили украинскую «национальную идею», в том числе в кинематографе.

После распада СССР Союз кинематографистов Украины стал быстро превращаться в рассадник махрового национализма. К «нулевым» годам он уже полностью стал таковым. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что Дом кино является постоянной площадкой для сборищ национал-радикалов ВО «Свобода» и других подобных группировок. А во время трёх последних выборных марафонов в Верховную раду здесь неизменно находился штаб «Свободы».

Чем ещё живет СКУ сегодня? Кроме сбора членских взносов и визирования прожектов Госкино, иногда проводит выставки и концерты, теперь уже сплошь украинизированные и соответствующие «идеологической линии» национализма. Нередко – торговые мероприятия и ярмарки. Сдаёт в аренду целые этажи, где продавцы торгуют всяким ширпотребом. Интересно, что подобные мероприятия называются «фестивалями» – «Фестиваль косметики», «Фестиваль нижнего белья»…

Впрочем, иногда устраивают и настоящие фестивали: «Киноко» (посвящен операторскому мастерству), «Фестиваль блюза» и т. п.

СКУ сдаёт в аренду театралам свои знаменитые сцены в некогда знаменитых просмотровых залах. Вот недавно докатился до спектакля «Монологи вагины», который состоялся на сцене, помнящей Леонида Быкова, Николая Олялина, Николая Гринько и многих других выдающихся киевлян и знаменитых гостей. Среди которых были Федерико Феллини, Эльдар Рязанов, Кшиштоф Занусси…

Правда, раз в год, в октябре, СКУ позволяет проводить в ДК православный кинофестиваль «Покров». Там же проходят встречи с авторами и обсуждение новых православных программ и фильмов И это на сегодня, пожалуй, единственный огонь, который иногда зажигается в этом пустом сосуде.

160
Поставить лайк: 758
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору

Читайте также

Преступление и наказание: дух самураев в лагерях УССР

Эпохальное рукопожатие: «Восток встречается с Западом»

Приближая Победу: «Создать невыносимые условия для германских интервентов»

Андрей Иванов: «С Освободительным походом Красной армии пришло спасение нашего генофонда»

Апостол печатного слова Иван Фёдоров и его «Апостол»

24 мая – день в нашей истории

Почему «День воли» белорусских «змагаров» – не более чем выдумка

Даниил Апостол и его «Решительные пункты»

Самоубийственная политика Польши и восстание Наливайко

https://odnarodyna.org/content/soyuz-kinematografistov-ukrainy-sosud-v-kotorom-pustota