Святослав Рихтер — сверхмощный дух и глубина
20.03.2011
Напечатать
А
А
А
ХХ век богат на гениальных исполнителей музыки. Ойстрах, Ростропович, Горовиц, Гульд, Гилельс… Этот список можно продолжать достаточно долго. Однако в ряду гениев исполнительского искусства имя Святослава Рихтера, народного артиста СССР, Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской и Государственной премий все же стоит особняком.
Святослав Теофилович Рихтер
Бытует мнение, что пианиста превознесла и сделала легендой Советская власть, что его артистический облик был идеологически более угоден, чем, например, облик Гилельса, не уступавшего, как принято считать, Рихтеру по силе дарования. Однако уже два десятилетия как нет Советского Союза, а интерес к творчеству великого пианиста не угасает. Силa вoли, силa кoнцeнтрaции, внутренняя мощь и глубина Святослава Рихтера навсегда запечатлены на пленках и являют собой звучащий памятник величию человеческого таланта.
Как и любая личность подобного масштаба, Рихтер отчасти превратился в миф. «Обо мне говорят и пишут такие небылицы, такую чушь, что я спрашиваю себя, кто мог все это выдумать», — произнес Святослав Теофилович в интервью, данном известному французскому режиссеру Бруно Монсенжону для фильма «Рихтер, непокоренный».
Известная пианистка, профессор Московской консерватории, однокашница Рихтера по классу Г. Нейгауза Вера Горностаева отмечает: «Рихтер — он был к себе... ну, не то слово «строг», он был к себе жесток, беспощаден, он сам себе ставил отметки. Он очень редко был доволен собой». Говорили, что он мог после блестящего концерта вернуться на сцену и часами учить какой-нибудь не устроивший его эпизод.
«Он очень редко был доволен собой»…
Лев Наумов, профессор московской консерватории, тоже ученик Г. Г. Нейгауза, вспоминал об одном из концертов: «В декабре 1963 года Рихтер играл сто одиннадцатый опус Бетховена в Большом зале консерватории, и я помню обливающегося в ложе слезами Генриха Густавовича Нейгауза. … Я обрадовался тому, что Рихтер выбрал именно эту сонату. Слушая ее и вообще все сонаты Бетховена в исполнении Рихтера, я всегда думал, что, может быть, Рихтер по своему психофизическому складу рожден для воплощения сверхмощного духа этого титана. Впрочем, когда я слышу произведения других композиторов в его интерпретации, я всякий раз ловлю себя на мысли, что Рихтер создан для того, чтобы ввести нас в подлинный и живой мир именно этого композитора.
Как сказал Генрих Густавович Нейгауз: “В его черепе, напоминающем куполы Браманте и Микеланджело, вся музыка, вся прекрасная музыка покоится, как младенец на руках Рафаэлевской Мадонны”».
«В его черепе, напоминающем куполы Браманте и Микеланджело, вся музыка, вся прекрасная музыка покоится, как младенец на руках Рафаэлевской Мадонны»
В этом пространном высказывании, как нам кажется, затронуты очень важные моменты, характеризующие личность Рихтера. Упомянутая Л. Наумовым реплика Г. Нейгауза, заставляет нас в который раз задуматься о том, насколько важным для восприятия личности оказывается внешний облик. Нейгауз, как натура глубоко поэтичная и высокообразованная, нашел удивительную и яркую метафору, гармонично соединяющую внешнее и внутреннее в личности Рихтера. Тот же Генрих Густавович окрестил гений Рихтера формулой «сверхмощный дух и глубина».
Л. Наумов отметил универсальность пианиста. Святослав Теофилович в любом стиле любой эпохи был настолько убедителен, что его интерпретации часто становились «классическими» (к таким можно отнести запись «Хорошо темперированного клавира» И.С. Баха). Создается впечатление, как будто произведения «взяты» из идеального мира и без искажений ретранслированы в мир реальный, мир физических звуков, то есть переданы, сыграны пианистом в том виде, в котором они были изначально задуманы даже не композитором, а Творцом.
Здесь же хочется отметить всеохватность Рихтера — пианистом была освоена и исполнена практически вся мировая фортепианная классика. Музыкант исполнял практически все произведения, которые были написаны известными композиторами в течение 200 лет. В его репертуаре было огромное количество сочинений от эпохи барокко до композиторов XX в. Заметное место в его творчестве занимали сочинения Гайдна, Шуберта, Шопена, Шумана, Листа и Прокофьева.
Святослав Теофилович дал невероятное количество концертов, в том числе — в провинциальных городках, в каких-нибудь сельских клубах или музыкальных школах, где выкладывался не меньше, чем на лучших сценах мира. За 55 лет работы на сцене Рихтер дал 3600 концертов в 36 странах мира; в одной только Москве — 851 концерт!
Святослав Рихтер
В родном Житомире Святослав Теофилович официально дал 4 концерта, на Украине —169. О своем украинском детстве Рихтер вспоминал: «Я родился в 1915 г. в Житомире, на Бердичевской улице. Теперь эта улица уже давным-давно называется улицей Карла Маркса, хотя она переходит в Бердичевское шоссе, так что ее первое название соответствовало действительности. Шоссе приводит к мосту через речку Тетерев… Если посмотреть с моста налево, далеко-далеко была видна церковь, которая будила надежды на что-то интересное и неизвестное...»
Святослав Рихтер: «Я родился в 1915 г. в Житомире, на Бердичевской улице»…
Святослав Рихтер родился 7 (по новому стилю — 20) марта в семье талантливого немецкого пианиста Теофила Даниловича Рихтера, преподавателя Одесской консерватории и органиста городской Кирхи, и Анны Павловны Москалёвой, русской дворянки.
Первые музыкальные впечатления будущий пианист получил дома. Святослав Рихтер вспоминал, как слушал игру отца, сидя на руках у матери: «Мне показалось: начали распускаться, на глазах, цветы. Так ударила меня музыка...»
В 1922 году Рихтер с семьей переехал в Одессу, где практически самостоятельно начал учиться игре на фортепиано (с азами этого искусства начинающего пианиста познакомил отец). С 1930 по 1937 годы музыкант работал концертмейстером сначала в одесском Доме моряка, затем — в филармонии и оперном театре. В 1934 году состоялся первый сольный концерт пианиста-самоучки, составленный из сочинений Шопена.
В 1937 году 22-летний Рихтер по настоянию близких отправился в Москву поступать в одно из лучших музыкальных заведений огромной страны — Московскую консерваторию. На учебу в столице у молодого музыканта не было денег, и его финансово поддержал всемирно известный одесский офтальмолог Владимир Петрович Филатов.
Святослав Рихтер. 30-е годы ХХ века
Святослав Рихтер обучался в классе прославленного Генриха Нейгауза, тоже, кстати, уроженца Украины (Елисаветград). В историю вошла первая встреча учителя и ученика. Поначалу Нейгауз отнесся к Рихтеру с недоверием и иронией, узнав, что молодой человек, который до этого нигде не учился музыке профессионально, хочет поступать в консерваторию. Но прослушав Рихтера Генрих Густавович произнес легендарную реплику: «Как по мне, он гениальный музыкант!»
С. Рихтер вспоминает об этой встрече в своем дневнике: «Судя по всему, я произвел на него благоприятное впечатление, потому что меня сразу же приняли в консерваторию без экзамена и конкурса, с тем, однако, условием, что я буду изучать все обязательные предметы. Занятия эти не имели ничего общего с музыкой, какая-то политико-философская, совершенно чуждая мне мешанина, но подлежавшая чрезвычайно строгим экзаменам. Мне не хватало духу посещать эти лекции, и в первый же год меня дважды исключали из консерватории. Я вернулся в Одессу с твердым намерением не появляться более в учебном заведении, которое меня не устраивало. Родителям я и словом не обмолвился о происшедшем. Но — о ужас! — они получили письмо от Нейгауза на мое имя. Профессор писал что-то вроде: «Ты — мой лучший ученик. Вернись!» Письмо было проникнуто таким сердечным теплом, что оно стало орудием моего спасения. В те годы Нейгауз был ректором консерватории. Конечно же, он устроил так, что меня приняли без всяких формальностей, и он же теперь сгладил углы, возникшие из-за моего поведения».
Московский дебют пианиста состоялся 26 ноября 1940 года, Рихтер исполнил Шестую сонату С. Прокофьева в Малом зале консерватории.
За роялем Святослав Рихтер
Во время войны пианист вел активную концертную деятельность, выступал в Москве, гастролировал по другим городам СССР, играл в блокадном Ленинграде. В 1943 году Рихтер встретился с певицей Ниной Дорлиак, ставшей впоследствии его женой.
Святослав Рихтер и Нина Дорлиак
Победив на Третьем всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей в 1945 году (первая премия была поделена между ним и Виктором Мержановым), Рихтер стал одним из ведущих советских пианистов. Его концерты в СССР и странах Восточной Европы проходили с большим успехом, но путь на Запад для него в течение многих лет был закрыт. Рихтер постоянно общался с «опальными» деятелями культуры, в том числе — с Б. Пастернаком и С. Прокофьевым. Знаменитый композитор посвятил С. Рихтеру свою Девятую сонату. Пианист часто играл его произведения, а в 1952 году в первый и единственный раз выступил в качестве дирижера, проведя премьеру Симфонии-концерта для виолончели с оркестром. Партию виолончели исполнил Мстислав Ростропович.
Кстати, с Ростроповичем связан известный анекдотический эпизод. Именно на знаменитого виолончелиста С. Рихтеру начала жаловаться министр культуры СССР Е. Фурцева: «Что он себе позволяет! Почему у него на даче живет этот кошмарный Солженицын?! Какое безобразие!» «Совершенно с вами согласен! — вдруг с горячностью поддержал ее Рихтер. — Конечно, безобразие! У них там так тесно, пускай Солженицын лучше живет у меня!» - сказал Рихтер.
В 1960 году Рихтера наконец-то «выпустили» с концертами за границу. Его выступления в Америке стали настоящей сенсацией. В том же году музыканту была присуждена премия «Грэмми» (он стал первым советским исполнителем, удостоенным этой награды) за исполнение Второго фортепианного концерта Брамса. В 1960—1980 годы Святослав Рихтер вел активную концертную деятельность в странах Европы: Англии, Франции, Германии, Италии, странах Скандинавии...
Сохранилось немало свидетельств о беспрецедентном ажиотаже, который всегда сопровождал концерты Святослава Теофиловича. Люди готовы были пойти на многие безрассудства, чтобы попасть на его концерт. Кто-то проникал в концертные залы через слуховые окна, кто-то через форточки в комнатах для курения.
С. Т. Рихтер в Харькове - на фоне университета и Госпрома, 1966 год
Юрий Бохонов о киевских концертах Святослава Рихтера писал:
«Невозможно забыть атмосферу его концертов и предшествовавшее им ожидание. Известие, что такого-то числа приезжает Рихтер, было подобно удару тока. Мозг начинал лихорадочно искать пути доставания заветных билетов. Выискивались знакомые, имеющие какое-либо отношение к филармонии, билеты покупались с «нагрузкой» — билетами на «неходовые» концерты… Сам видел, как в апреле 85-го молодежь взбиралась по пожарной лестнице на крышу филармонии, чтобы потом пролезть в какое-то окно в другой части здания. Меня и ныне покойного пианиста Сергея Скрынченко администрация попросила раздвинуть толпу у служебного входа. Мы предприняли некоторые попытки, но они закончились тем, что красивым черным пиджаком Сергея штурмующие вытерли побеленную стену… Мы пытались убедить, что Рихтер не сможет пройти, что концерт может сорваться. Томительно тянулись минуты. Высказывались предположения, что Святослав Теофилович, узнав об ужасающем столпотворении, отказался играть… Но развязка наступила сама собой: вдруг издали, с улицы, где народа было не меньше, донеслись аплодисменты. Их подхватили стоящие во дворе, народ почтительно расступился и Рихтер, наклонив голову, прижимая к груди ноты, быстро преодолел опасное пространство».
Святослав Рихтер в Киеве, 1958 год
Рихтер был пропагандистом не только собственного искусства, он организовал ряд музыкальных фестивалей. Особую известность получили «Декабрьские вечера», которые проходили в московском Музее имени Пушкина с 1981 года. Участвовать в фестивале Рихтер приглашал ведущих музыкантов современности. Среди них — скрипач Олег Каган, альтист Юрий Башмет, виолончелисты Мстислав Ростропович и Наталья Гутман. С этими и многими другими выдающимися музыкантами Святослав Рихтер нередко играл в камерных ансамблях. Также пианист сотрудничал с ведущими дирижерами мира: Евгением Мравинским, Кириллом Кондрашиным, Леонардом Бернстайном, Гербертом фон Караяном, Рикардо Мути и другими.
Святослав Рихтер очень любил живопись и литературу. Сам пианист был одаренным живописцем. Приходившие к нему гости не раз становились свидетелями небольших выставок или «чтений» — пианист очень хотел познакомить как можно больше людей с произведениями, которые потрясали его или казались ему примечательными. При этом Рихтер никогда не занимался преподаванием музыки.
Святослав Рихтер. Москва
В последние годы жизни великий музыкант стал играть концерты в темноте. Только ноты, стоящие на пюпитре рояля, освещались лампой. Рихтер считал, что визуальный ряд мешает воспринимать музыку, поэтому пытался максимально оградить слушателя от всего «лишнего».
Святослав Теофилович Рихтер скончался 1 августа 1997 года и был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Фильм Бруно Монсенжона «Рихтер, непокоренный», который, по сути, является огромным (и последним) видеоинтервью великого пианиста, проиллюстрированным архивными фото, видеоматериалами и музыкальными фрагментами, вышел на экраны в 1998 году — через год после смерти Рихтера. В эпилоге фильма великий пианист говорит фразу, которую запоминает абсолютно каждый зритель: «Я себе не нравлюсь».
Автограф Святослава Теофиловича Рихтера
Уроженец Киевщины, знаменитый певец (и сосед Рихтера) Иван Козловский говорил: «…он любит природу и море. Вспоминаю Гурзуф…Отменный пловец, Рихтер без маски опускался на дно и застывал так, задумавшись, прислушиваясь к неведомому. Но, садясь за рояль, он начинает повествовать мгновенно. Зная, о чем сказать и — как…»
Святослав Рихтер. Луна
1943
Поставить лайк: 214
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
https://odnarodyna.org/content/svyatoslav-rihter-sverhmoshchnyy-duh-i-glubina