Талантливых украинцев со школьной скамьи ориентируют на эмиграцию
Как скоро расформируют Министерство образования и науки Украины? Или хотя бы из названия уберут слово «наука»? Вопрос не праздный: украинской науке осталось недолго быть, если исходить из сегодняшних тенденций. И главное – даже не сокращение государственного финансирования, а полная переориентация талантливой молодёжи на зарубежье. Но обо всём по порядку.
В конце марта харьковская региональная организация профсоюза работников НАНУ вывела сотрудников харьковских академических институтов с протестным пикетом на главную площадь Харькова. 16 марта такая же акция прошла во Львове.
Митингующие требовали увеличить финансирование науки в 2016 году на 725 миллионов гривен (запланировано 2 миллиарда 54 миллиона), жаловались на сокращения, на критическое отставание украинской науки (по количеству научных сотрудников Украина занимает последнее место в Европе).
Прежде чем сочувствовать учёным, обратите внимание на две детали. Первая. Один из главных лозунгов пикета – «Армия защищает, наука просвещает». Вторая деталь. Центральным распространителем информации о пикете стала интернет-группа «IT-сектор Харьков», одна из наиболее активных и известных пронацистских групп в Харькове, отметившаяся поддержкой национал-фашистов из «Азова», «Патриота Украины» и публичными доносами на «сепаратистов» в сфере образования и науки.
Эти детали вполне отчётливо показывают политическую позицию протестующих учёных. Они не высказывают недовольство властью, общей ультранационалистической политикой сегодняшнего государства Украина. Они не прозрели, до них ничего не дошло, и ни о каких ошибках (вроде поддержки госпереворота) они не сожалеют. Они просто просят у этого государства денег.
Конечно, это не все украинские учёные (и тем более никакие не преподаватели, как пишут украинские издания: в институтах НАНУ преподавательская деятельность не ведётся).
А факт минимизации финансирования украинской науки остаётся фактом, и сокращения с недоплатами касаются всех – и тех, кто поддержал переворот, и тех, кто не поддержал, тех, кто вышел на пикет, и тех, кто не вышел.
Впрочем, есть определённая категория украинских «науковців», которые и в этой ситуации чувствуют себя неплохо, но о них – отдельно. А пока просто зафиксируем: украинскую науку финансировать не хотят.
Одновременно наблюдается резкое усиление так называемой утечки мозгов. Явление это для постсоветских стран (и Украины в частности) не новое, однако сегодняшние украинские масштабы неприятно впечатляют.
В одной только Германии учатся и работают 25 тысяч человек с Украины, которые получают от государства грантовую поддержку. Еще 600 тысяч абитуриентов стремятся поступить в тамошние учебные заведения или на языковые курсы.
В то же время украинская наука заметно «стареет»: лишь 20% сотрудников НАНУ младше 35 лет, среди докторов наук, работающих в различных структурах академии, таких почти нет. Недавно даже звучали предложения от патриотических активистов разогнать Академию наук за то, что она слишком старая: вот, мол, президенту вообще под сотню лет.
Обратите внимание: о привлечении молодёжи в НАНУ речь не идёт.
И это неудивительно. Власть действительно практически обнулила финансирование научных исследований и в вузах, и в структурах НАНУ. Людям со стажем, званиями, наградами и выслугой кое-как ещё можно выжить за счёт надбавок, а талантливой молодёжи, которая может показать себя только в реальных исследованиях, рассчитывать не на что. Единственным выходом остаётся отъезд за рубеж. И способная к научной деятельности молодёжь, молодые учёные бегут с Украины.
И бегут не только потому, что здесь не платят, а ещё и потому, что их на это бегство ориентируют, готовят к нему начиная со школы. После госпереворота в украинских школах активно пропагандируется только наука «патриотического» толка: либо изобретение магнитных бронежилетов, либо исследования доисторических украинцев.
К фундаментальным исследованиям, особенно в сфере точных и естественных наук, старшеклассников приобщают в первую очередь конкурсы, которые проводятся зарубежными университетами и корпорациями.
Никакой отечественной альтернативы им нет – не считать же таковыми давно забюрократизированную и заформализованную Малую академию наук и проводящиеся для галочки турниры. Эти мероприятия готовят школьников не к исследовательской деятельности, а к банальному карьеризму и очковтирательству.
Этого не скажешь о конкурсах и программах, которые курируются зарубежными структурами, – идёт ли речь о международном математическом конкурсе «Кенгуру» или же о разнообразных языковых программах британских, немецких, французских университетов.
В абсолютном большинстве случаев эти программы и конкурсы выполняют две главные задачи: отслеживание талантливых школьников и ориентация этих школьников на зарубежную карьеру.
Сегодня в старших классах школ Украины активно «пасутся» представители университетов и колледжей Польши, Чехии, Словакии, Австрии, Германии – они подбирают себе будущих абитуриентов, магистров, исследователей.
Многие удивляются тому, что европейские и североамериканские (из Канады, США) вузы и родственные им исследовательские корпорации обеспечивают украинских школьников и студентов щедрой грантовой и стипендиальной поддержкой. Во-первых, они обеспечивают только действительно талантливых – пригодных для дальнейшего научного использования в своих странах. Во-вторых, щедрость здесь абсолютно рациональная и хорошо рассчитанная. Пять-шесть тысяч у.е., потраченные на полное образование украинского вундеркинда, с многократной лихвой окупятся его дальнейшей работой на западные лаборатории и корпорации.
Этим же целям служат масштабно внедряемые в украинской системе образования западные системы оценивания и ранжирования. Они служат фундаментом ориентации на «академическую мобильность», которая широко рекламируется Министерством образования и науки. Суть академической мобильности по-украински состоит отнюдь не в обмене опытом и накоплении оного, а в перекачивании украинских мозгов за рубеж, в приучении украинской молодёжи к западным стандартам научного продвижения, в формировании привычки к тому, что наука – она там, в Европе и в США, но не на Украине. И не стоит путать этот подход с международной универсальностью науки: её не отрицали и в советское время, однако предпочитали выстраивать свою систему – и выстраивали, создавая спутники, космические корабли, синхрофазотроны, турбины.
Сегодня же ректор крупнейшего украинского университета прямым текстом говорит студентам и аспирантам, что их научные работы на Украине никто никогда не прочитает, а также настоятельно рекомендует учить английский язык, и только английский, поскольку немецкий, французский, испанский якобы никому не нужны. О русском и украинском, естественно, даже не вспоминают. Хочешь быть учёным? Тебе туда, в США или в Европу, которая всё равно вся говорит на английском.
Кстати, европейские страны (особенно, конечно, страны Восточной Европы) с одинаковой жадностью перетаскивают к себе как биологов, физиков, айтишников, так и гуманитариев.
Интеллектуальный ресурс всегда остаётся интеллектуальным ресурсом, где бы он ни применялся – в технических ли разработках, химических исследованиях или политическом менеджменте. Поэтому грантовые программы и длительные контракты широко охватывают талантливых политологов, социологов, историков.
Украине же не хватает денег на армию, ей не до социологов. Недавно декана одного из социологических факультетов крупного вуза Украины публично обвинили в том, что представители этой науки, мол, ничего не сделали для украинской победы, а только транжирили государственные деньги, которые так нужны армии.
Поэтому украинские учёные и бегут из страны: страна их выталкивает, ведь ей даже социологи нужны сугубо армейские. А западные благодетели ещё со школьной скамьи последовательно готовят склонную и способную к научной деятельности украинскую молодёжь к тому, что их место, их судьба – изначально за пределами Украины. Судьба которой чётко определена американским послом: «аграрная супердержава» с переполовиненным населением.
* * *
Западные университеты и исследовательские корпорации ведут активную работу по отбору для себя кадров среди украинских старшеклассников, студентов, кандидатов и докторов наук. Не вызывают их интереса только «специалисты» по истории Украины и украинскому языку. Впрочем, этим, при должном уровне патриотизма, найдётся работёнка и внутри страны. Скажем, доказывать родственные связи украинцев с Буддой и Иисусом Христом, искать свидетельства украиноязычия Гомера или писать «устную историю героев АТО», как в упоминавшемся выше крупнейшем университете страны. Такая «наука» нужна позарез нынешней Украине – и только ей. Запад на неё не претендует.