Театр оперы и Мазепы, или Как бандеризировать оперетту
Цивилизация абсурда и безумного хутора начинает приобретать на землях Украины вполне определённые, затвердевающие формы.
Недавно процесс державной украинизации (читай, дерусификации) перешёл на новый клинический уровень. В Харькове по ходу культурных преобразований в стиле «Вятрович-Нищук и примкнувший к ним Парубий» была сознательно (свідомо) изуродована опера Петра Ильича Чайковского «Мазепа». Напомним, что Пётр Ильич давно уже приписан местными «интеллектуалами-беспредельщиками» к украинцам. Но даже к нему, якобы принадлежащему к титульной нации, не проявили никакого снисхождения. Пушкинский текст перевели на язык Забужко и Драча. Весь компромат на предателя Мазепу (третий акт оперы) вырезали. На сцене развесили портреты «героев АТО» и «Небесной сотни», а в начале и в конце оперы затянули любимую песню душегуба Бандеры.
Конечно, подобный сельский постмодернизм бьёт по нервам. И всё же хочется сказать креативным господам, птенцам гнезда Госдепова: «Мало, панове! Слабовато. Фантазии явно не хватает». А потому, хотим вам помочь. Причём бесплатно. Понимаем, вас, имеющих на каждое своё телодвижение отдельный прейскурант, это может удивить. Но примите как гуманитарную помощь. Помощь вам, болезные.
* * *
Итак, напоминаем: есть такая ещё не изгаженная вами опера композитора А.П. Бородина «Князь Игорь». Вы, разумеется, о ней не знали. А это непорядок. Князь явно украинский (как и все другие древние князья, включая Ярослава, его дочь Ганну и Владимира с бабушкой Ольгой).
И вот представьте.
Выходит в обновлённой вами опере князь Игорь в шароварах, в сапогах, смазанных салом, и поёт голосом Вакарчука:
Спросите, почему «геноссе»? Да потому, что о вашем новаторстве могут доложить фрау Меркель и ей будет приятно.
А если и не будет, то всё равно она может благосклонно подумать: «О, майн гот! Конечно, они уроды. Но всё-таки это наши уроды». И вздохнёт. И может, денежка из неё капнет.
* * *
Или, к примеру, в балете «Лебединое озеро» (а балеты с их москальскими и половецкими плясками нужно украинизировать в первую очередь) вместо танца маленьких лебедей можно вмонтировать «Танец маленьких правосеков».
Причём во время танца неплохо бы бросать в зал коктейли Молотова. Это создаст дополнительное эмоциональное напряжение. К тому же часть публики накроют ностальгические воспоминания о майдане 2014-го, когда они кормили котлетками нацистов и прикрывали собой государственный переворот.
* * *
Не стоит пренебрегать и опереттой. Возьмём знаменитую вещь Кальмана «Мистер Икс». Или «Принцесса цирка» (название лучше сразу расширить – «Принцесса украинского цирка»).
Естественно, фамилию Кальман следует заменить на более благозвучную и аутентичную. Скажем: Кива или Парасюк.
Но зато какой успех у публики будет иметь артист, который в роли Мистера Икса вместо чёрной маски наденет маску генпрокурора Луценко и споёт проникновенно:
* * *
Давно пора разобраться и с оперой «Пиковая дама» (автор также Пётр Чайковский, а точнее, Пэтро). Лизу можно одеть под Оксану Сыроед из Верховной рады, ну и, разумеется, подновить тексты основных арий. Например, так:
При этом хорошо бы во время этой арии развесить на заднике сцены не только портреты спикера Рады, который всюду своим пронзающим взором преследует несчастную Оксану, но и портреты всех украинских парламентариев. Ведь в день посещения театра зрители невольно лишают себя удовольствия видеть их по телевизору.
* * *
Великое искусство украинизации постоянно требует жертв. Поэтому опера «Фауст» будет выглядеть гораздо современнее на киевских подмостках, если Мефистофель явится в образе президента Порошенко. Кстати, первые строки его куплетов можно оставить неизменными:
В том, что у Петра Алексеевича нет другого кумира, никто и не сомневается (а Бандера – это чистая видимость, чтоб свои не разорвали).
Но далее куплеты могут от всемирного уровня перейти на местный, украинский. И Президент-Мефистофель споёт о своей мечте:
Вообще, тема украинского кондитерства должна оживлять и устаревший промосковский балет. В том же «Щелкунчике», кроме Феи Драже, может появиться Фея Червоний Мак и Фея Киев Вечерний*.
Иногда даже одна строчка, правильно осовремененная, сделает чуждую продукцию глубоко национальной.
Ведь, скажем, в народе давно ходит прекрасная идея заменить слова Ленского «Паду ли я стрелой пронзённый?» на более патриотичную строку: «Чи гепнусь я дрючком пропертий?».
* * *
А как современно смотрелась бы Кармен, загримированная под Ульяну Супрун, которая в белом халате Доктора Смерти спела бы, обращаясь к украинскому народу:
* * *
И, наконец, совершенно по-новаторски нужно подойти к оперетте «Сильва». Тут в сцене, когда пляшут канкан, отбросив всяческие маски, могут лично появиться Мустафа Найем, Сергей Лещенко и Роман Скрыпин.
Во-первых, это гордость нынешней украинской журналистики. Во-вторых, вдохновенно плясать под заказанную музыку их профессия, а в-третьих, это просто красиво, когда хлопцы в панталонах и красных чулочках споют:
* * *
Во, примерно в таком направлении вам следует действовать, панове свидомиты от культуры.
Признаемся, наши советы и помощь всё же не совсем бескорыстны.
Мы хотим, чтобы все в мире, в первую очередь народ Украины, увидели, к какому безобразию может прийти жизнь, если у власти оказываются тайные или явные нацисты. Ведь ничего, кроме ненависти и мусора, на вывоз которого им не хватает убогого интеллекта, подобные господа произвести на свет не могут.
Поэтому, чем большее чувство стыда и отвращения будут вызывать ваши действия, панове, тем скорее народ Украины захочет освободиться от этого позора. И вот когда люди станут стыдиться и презирать вас, когда раскаются надеявшиеся на вас, Господь, быть может, помилует обманутую, но любимую Им Украину.
* «Червоний Мак» и «Киев Вечерний» – самые известные конфеты фирмы «Рошен».
Художник Илья Гельд