ссылка

Украина: исторические корни и проекты. Харьковщина (III)

Увеличить шрифт
А
А
А

 

Часть I Часть II

Украинизация Слобожанщины

С появлением «Энеиды» (1798) И. Котляревского, согласно «Енциклопедії історії України», начался «процесс дерусификации отечественной протоинтелигенции». Особенно, отмечается в издании, в Харькове, где в 1805 «появился первый в подроссийской Украине университет». Развитие с конца XVIII века «малорусской» литературы, благодаря университету, значительно активизировали «национально-культурную жизнь». «С рядов обедневшего дворянства, духовенства, мещан выходили отдельные лица», которые создали «традиции духовной оппозиционности к Русскому государству» и оказали «колоссальный рост влияния на социально-исторический генезис XIX века». После открытия в Харькове университета, «город стал центром зарождения украинского национального движения (кружок харьковских романтиков), начал прозы (Г. Квитка-Основьяненко) и драмы (Н.Костомаров) на украинском языке». 

Как видим, основным признаком украинца, утверждают украинофилы, стала его оппозиционность ко всему русскому. И совершалось это в русском городе. Главная задача институализации этого явления, согласно украинской парадигмы, состояла в нахождении таких «отдельных лиц», чтобы те «вышли из-под опеки церкви», но не попали «под тотальный контроль русского государства», а затем шло «их оформление в специфический, отдельный слой».

Кто же был этим демиургом, который выковал в Харькове первых украинцев? Украинская доктрина в эпоху становления Слобожанщины и крестьянско-казацких войн сводилась не более чем к употреблению слов «Украина» и «украинцы» в отношении географического стыка ряда русских, польских и турецких территорий.

Но уже тогда польские анналисты сделали для этого достаточно много. Самуил Твардовский (1600-1661) – идейный источник «Летописца» С. Величко, иконы украинской историографии, его «Wojna domowa z кozaki і тatary» героизировала Ярему Вишневецкого в борьбе с Б.Хмельницким. Самуил Градский (1620-1678) из малоизвестного, полумифического историка Польши становится кумиром Пантелеймона Кулиша, Михаила Драгоманова и Михаила Грушевского. А на основе Веспассиана Коховского (1633-1700) Г.Сенкевич создает роман «Огнем и мечом», исцеливший раны 1793 года польским патриотам, навсегда потерявшим Киевщину, Волынь и Подолию.

Процессу формирования украинцев, по большому счету, способствовала секуляризация 1786-1788 годов. Так, Покровский монастырь, который с 1689 года владел крупным доходным имуществом (имения вместе с крестьянами, скот, пасеки, мельницы, винокурни), в один момент лишился функций образовательного и организационного стержня русской жизни. А на его место пришли те, кто объявил Слобожанщину подроссийской, то есть украинской.

Вместе с секуляризацией особую роль сыграли преобразования в соответствии с екатерининской грамотой на права, вольности и преимущества российского дворянства, «организованного в особое государственное учреждение», высшее сословие, которому предоставлялись права самоуправления. Статья 69 грамоты, в частности, гласила: «Буде кто не внесен в Дворянскую родословную книгу той губернии, тот не только не принадлежит к дворянству той губернии; но да и не пользуется общими преимуществами дворянства той губернии».

Польская шляхта и ополяченное русско-литовское дворянство превращаются в ведущее сословие Малороссии. Николай Шидловский становится предводителем харьковского дворянства и 1783, и в 1801 (1).

Пропагандистами идеи «Вольной Украины» в России являлись поляки Адам Чорторийский (1770-1861), глава МИД России, Ян Потоцкий (1761-1815), граф и магнат, его младший брат Северин Потоцкий (1762-1829), попечитель Харьковского учебного округа в течение 12 лет. Они служат при дворе и на крупнейших государственных и общественных должностях, курируют образование и культуру, насаждают в сочинениях и фундаментальной науке мысль о том, что «украинцы – совершенно особый народ, отличный от русского» (2). Князь Август Яблоновский (1769-1791), среди народа – князь Мыкола, популяризирует униатство, множит василианские монастыри и школы, открывает моду на казаччину.  Тадеуш Чацкий (1765-1813) описывает историю Орды "укров", якобы пришедшей в Европу из-за Волги в VII веке, и фактически утверждает расовый факт термина "украинец" (3).

В харьковском университете до 1831 года «господствует польский дух» и профессора-поляки: Игнатий Данилович, Ян Криницкий, Альфонс Валицкий, Александр Мицкевич, Наполеон Галицкий, Антон Станиславский, Ильдефонс Косов и др. (4). Гулак-Артемовский занял там в 1818 году преподавательскую кафедру польского языка и польской литературы, активно издает польские компиляции стихотворений на малороссийском языке. Людвик Яновский – историк Харьковского университета, во время учебы – член тайного товарищества студентов-поляков «Корпорация польская», пишет, что в начале царствования (1801) Александра I «в Харькове и Полтаве у некоторых ожили планы отделения левобережной Малороссии от России; планы эти нашли себе выражение в полтавской масонской ложе «Любовь к истине», где играл заметную роль (творец «Энеиды») Котляревский» (5).

Поляки не любили слово "Русь", да и близкие к нему понятия "Малая Русь" и "Малороссия" напоминали о "москалях", завоевавших Польшу, поэтому началось внедрение "Украины".

После убийства (1801) царя Павла I и государственного переворота ополяченный Киев и Правобережье покрылось сетью поветовых школ, которые находились в управлении по имущественным делам местных владельцев, сосредоточивших в своих руках практически все секуляризированное имущество. После основания польского университета в Вильно и обеспечения контроля над открывшимся в 1804 году харьковским университетом поляки установили практически полный контроль над Малороссией. Юношеству быстро вселили мысль о ненужности общерусского литературного языка, чуждости общерусской культуры и, конечно, не забывали регулярно повторять идею нерусского происхождения украинцев. В этом особую роль играл польский кружок харьковского университета, пропагандировавший малороссийское наречие как литературный язык.

Первая «Грамматика малороссийского наречия» составлена русским академиком-филологом Алексеем Павловским в Санкт-Петербурге в 1818 году. В русские салоны столицы вошла мода на малороссийский язык, которую поощряло Министерство народного просвещения как интересное культурное явление. Поэтому центрами новой украинской словесности в XIX веке стали не Харьков и Киев, а Петербург и Москва.

Под действие польской пропаганды попали отнюдь не казацко-старшинские или малороссийско-подольские роды создателей Слобожанщины: Гнедичей, Донцов, Корсунов, Ковалевских, Костенецких. Разномастная слобожанская элита верно служила Русскому государству, поставляя кадры на самые ответственные посты российской империи. Первыми украинцами в 1830-х годах стали  русские студенты Харьковского университета, выходцы из мещанской среды, тщеславные, но не бесталанные, Николай Костомаров (Воронеж), Измаил Срезневский (Ярославль) и даже грузин Николай Цертелев, выпустивший первый историко-этнографический экскурс доселе никому не известного этнического украинца.

В Xарьковский университет С.Потоцкий приглашает работать известных прозападных ученых, таких как католик Xристофор Роммель, Иоанн Баптист Шад, евангелист Иоганн Кронеберг;  католик, масон и декабрист Михаил Лунин;  чешский протестант Владимир Цих.

Они и создали новую харьковскую школу историков-панславистов, вскоре перебравшуюся в Киев. Провокационный "панславизм", возбудивший ненависть Европы к России был в действительности делом рук А.Чорторыйского, который с поста руководителя МИД России «открыто провозгласил панславизм одним из средств возрождения Польши». Идея всеславянского федеративного государства, провозглашенная Н.Костомаровым и его друзьями по Кирилло-Мефодиевскому братству в конце 40-х годов, – основной источник рожденного украинского сепаратизма. Польский историк Валериан Калинка разъяснил его суть так: «Малороссийский юг России уже потерян для Польши, но надо сделать так, чтобы он был потерян и для России».

С 1850-х годов, благодаря открытию залежей угля на Донбассе, началось стремительное промышленное развитие Харькова, изменение его социокультурной структуры. И в преддверии Первой мировой войны произошло  рождение украинского нацизма вместо доселе процветавшего «формального национализма» харьковских романтиков. Никому не интересны стали такие личности, как, например, Амвросий Метлинский (1814-1870), восторженные романтики и идеалисты, страстные собиратели народной поэзии. Или разоблачитель костомаровских исторических фальсификаций харьковский профессор Геннадий Карпов, назвавший «Историю Русов» «памфлетом» и примитивным фальсификатом истории. И Н.Костомаров вынужден признать, что он по молодости лет «распространял ложные воззрения на прошлое Малороссии».

Однако в Харькове, население которого увеличилось с 1861 по 1917 год с 50 тыс. жителей до 297 тыс., уже действовала другая стихия. Историко-филологическое общество при Харьковском университете (1876-1919) объединило целую плеяду известных украинизаторов Харьковщины, обласканных властью и европейским почетом: Александр Потебня, Николай Сумцов, Дмитрий Багалей. В культурное и общественное единство народа был вбит осинов кол, и приветствие данного явления приняло характер настоящей оргии. Николай Михновский создает в 1897 году в Харькове «Студенческую громаду», а затем Революционную украинскую партию (РУП), которая ставит «главной задачей борьбу с увлечениями студентов русской культурой», а объектом нацистских выпадов становится малоросс Владимир Короленко, которого всю жизнь травила царская охранка.

Обнародованные факты проявлений украинского нацизма связаны, например, с именем «народного учителя» Бориса Гринченко. В 1912 году известный школьный деятель Харьковской губернии X.Д.Алчевская описала характерный случай из практики украинизаторов Слобожанщины тех лет. При инспекторской проверке школы выяснилось отсутствие в ней девочек вообще, хотя раньше их было здесь много. Оказалось, что Б.Гринченко попросту отчислил их всех из школы и не принимал новых. Объяснение было диким, сугубо «национальным» по характеру: «...не следует калечить украинскую женщииу обучением на чуждом ей великорусском языке».

Харьковская губерния

Губерния с центром в Харькове под названием Слободско-Украинская была образована в 1765 году из южных уездов Белгородской и Воронежской губерний. В период 1780-1796 годов вместо неё учреждается Харьковское наместничество, которое в 1796 году вновь преобразуется в Слободско-Украинскую губернию. В 1835 году она была переименована в Харьковскую..

К концу ХIХ века Харьковская губерния включала 11 уездов (Харьковский, Ахтырский, Богодуховский, Валковский, Волчанский, Змиевский, Изюмский, Купянский, Лебединский, Старобельский, Сумский), 245 волостей, 17 городов и 5954 прочих поселений. По переписи населения 1897 года в губернии проживало 2 492 316 человек, при этом городское население составляло 367 343 человек (14,7%). В Харькове проживали 174 тыс. человек, в Сумах 28 тыс., Ахтырке 23 тыс., в Славянске 16 тыс. и Белополье 16 тыс. человек. Почти все население губернии считалось русским (98,8 %).

В 1835–1856 годах Харьковская губерния входила в составе Малороссийского генерал-губернаторства, что и дало повод объединять ее в один экономический район с Полтавской и Черниговской губерниями. Для этих губерний в середине XIX века тогда была характерна одинаковая структура экономики, основу которой составляли сельское хозяйство и предприятия лёгкой и пищевой промышленности.

Но в 80-е годы XIX века в Харьковской губернии, особенно в Харькове, начала развиваться металлообрабатывающая и машиностроительная промышленность. Развитию региона способствовало также строительство важных для Российской империи железных дорог от промышленного центра к южной угольно-металлургической базе, зерновым районам и морским портам Новороссии. Харьков стал одним крупнейших железнодорожных узлов России. Также в губернии были созданы такие крупные железнодорожные узловые станции, как Купянск, Лозовая, Люботин.

В 1897 года начал работать Харьковский паровозный завод. Харьков быстро становится и одним из важнейших финансовых центров империи, здесь открывается ряд крупных банков. В итоге Харьковскую губернию стали относить к Донецко-Криворожскому промышленному региону.

В 1918 году именно в Харькове на съезде советов этого региона была провозглашена Донецкая (Донецко-Криворожская) республика в составе России.

Во главе республики был большевик Артём (Сергеев Ф.А.), благодаря организаторским талантам которого очень быстро была налажена эффективная работа республиканских органов. Республика несколько месяцев героически оборонялась от наступающих немцев. После освобождения территории Донецкой республики в марте 1919 года в Москве было принято решение о её ликвидации и поддержке провалившегося в ходе гражданской войны искусственного проекта "Украина" со столицей в русском Харькове.

Этому способствовало то, что немногим ранее, в декабре 1917 года, в связи с тем, что в Киеве власть захватила Центральная рада, в Харькове была провозглашена Украинская советская республика. После восстановления советской власти с декабря 1919 по июнь 1934 года Харьков стал столицей УССР. А земли, входившие в состав Донецкой республики, а также Харьковской губернии, чтобы наполнить проект "Украина" пролетариатом, были включены в состав УССР.

В русле реализации этого проекта во всех русскоговорящих промышленных регионах с 1921 года началась тотальная насильственная украинизация. Особенно зверской она была в столице республики – Харькове. В состояние полного абсурда украинизация впала в 1927-1934 годах, когда под видом украинского языка начали внедрять "скрыпниковку", чуждую даже этническим малороссам галицкую мову. Украинизация сломала судьбы тысяч людей на Слобожанщине.

Нормальному развитию региона мешали также и постоянно проводимые в УССР в тот период территориально-административные реформы.

Так, после расформирования в 1923 году Харьковской губернии города Ахтырка, Белополье, Суммы с прилегающими районами вошли в состав Сумской области, город Славянск и посёлок Краматоровка (будущий Краматорск) – в Донецкую область, Беловодск, Сватово, Старобельск, Кременное и ряд еще районов – в Луганскую область. Остальные земли Харьковской губернии с частью территорий Воронежской и Полтавской губерний образовали Харьковскую область.

И только после того, как во второй половине 1920-х годов на Харьковщине начинается период бурной индустриализации, в результате которой область стала одним из наиболее развитых регионов СССР, идиотизм украинизации и административного реформаторства пошёл на спад. Были построены предприятия, ставшие основой промышленного потенциала всего СССР: тракторный завод (один из крупнейших в мире), турбогенераторный, станкостроительный, маркшейдерских инструментов, подъемно-транспортного оборудования, авиационный и другие заводы.

Что интересно. В тех регионах Слобожанщины, которые превратились в промышленно-городские агломерации, несмотря на продолжение тотальной украинизации после 1991 года, продолжает и сегодня доминировать русская культура, русская ментальность, русский характер. Примером является современный Сталинград – Славянск и Краматорск. А вот те регионы, где превалировало в экономике регионов сельское хозяйство, особенно на севере Харьковской губернии, и которые сейчас входят в состав Сумской области, в значительной степени украинизировались, и сейчас достаточно лояльно относятся к киевскому режиму.

Надо отметить, что после получения независимости Украины Слободские земли, которые входили в состав Харьковского промышленного региона, Донбасса, а также Сумщины, стали приходить в упадок. В составе СССР, особенно когда реализация проекта "Украина" была нивелирована, они постоянно развивались вплоть до 1991 года.

События последних месяцев показали, что население бывшей Харьковской губернии разделилось в своем отношении к проекту "Украина". Городские жители промышленных центров уже не верят, что он может привести к прогрессу их регионов и готовы поддержать новый проект "Новороссия", дружественный России. Жители сельских районов еще допускают, что на Украине возможна реализация европейской сказки. Как говорится, "блажен, кто верует, тепло ему на свете!". Но остальным-то газ отключат и придется входить в зиму в непривычной сталинградской обстановке.

 

(1) Илляшевич Л.В. Краткий очерк истории Харьковского дворянства. СПб. Тип. Зильберберга. 1885. 279 с. С.80а.

(2) Ульянов Н.И. Происхождение украинского сепаратизма. М. Изд-во Индрик. 1996. 298 с. С. 6, 108, 143, 158, 174, 261, 265.

(3)  Tadeusz Czаскі. (1765-1813) Dzieła Tadeusza Czackiego. T. 3. О nazwisku Ukrainy і początki kozaków. 1845. 567 s. S.320-327.

(4) Щеголев С.Н. Украинское движение как современный этап южнорусского сепаратизма. Киев. Т-во И.Н.Кушнерев. 1912. 588 с. С.31.

(5) Janowski L. Uniwersytet Charkowski w poczatkach swego istnienia (1805— 1820). 1911. Str. 2, 48, 49, 128, 130, 134, 142, 149.

 

2847
Поставить лайк: 300
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
https://odnarodyna.org/content/ukraina-istoricheskie-korni-i-proekty-harkovshchina-iii