ссылка

Украина - Таможенный союз: А Хиллари – против!

Увеличить шрифт
А
А
А

На минувшей неделе борьба за выбор Украиной вектора экономической интеграции совершила новый виток. Новый импульс этой борьбе придали три важных события: во-первых, рассмотрение в парламенте бюджета страны на 2013 год, в процессе которого определились очень опасные экономические тенденции для  Украины; во-вторых, заявление президента В. Януковича во время саммита СНГ в Ашхабаде о необходимости налаживания более тесного партнёрства Украины с Таможенным союзом и, наконец, в-третьих, заявление главы Госдепа США Х. Клинтон о противодействии США любым проектам интеграции на постсоветском пространстве.

Активизация борьбы за выбор Украиной варианта экономической, а по сути - геополитической ориентации может отражать начало реального сдвига в высших политико-деловых кругах в пользу евразийской интеграции вокруг Таможенного союза. Данное обстоятельство, очевидно, уже повлекло за собой рост противодействия Запада такому развитию событий.

Данные по 2012 году и основные параметры бюджета свидетельствуют о практической приостановке роста экономики. Отсутствие стабильных источников пополнения бюджета в сочетании с необходимостью выполнения взятых правящими силами социальных обязательств и расчётов за дорогие энергоносители делают ситуацию в экономике критической.    

Кабинет министров свел бюджет на 2013 год с предельным дефицитом 50,4 миллиарда гривен - 3,2% от прогнозируемого номинального ВВП (1,576 триллиона гривен), что без малого в два раза больше, чем в текущем году (в 2012 году предельный уровень дефицита госбюджета - 25,1 миллиарда гривен). Рост реального ВВП за 2011 год, по данным Госстата, составил 5,2%, в 2012 по плану 3,9%, хотя уже сейчас прогнозируется 0% по итогам года. Цена газа - 421 долл. за тысячу кубометров (1). Доходы госбюджета в следующем году уменьшатся по сравнению с текущим на 3,32% - с 373,9 миллиарда гривен до 361,5 миллиарда гривен. Эти показатели на фоне значительного отрицательного сальдо внешнеторгового баланса, сжатия спроса на основную продукцию украинского экспорта – металлы и полуфабрикаты, а также высоких цен на газ и, как следствие, уменьшения ЗВР создают для украинской экономики серьёзнейшие угрозы. 

Советник президента Российской Федерации Сергей Глазьев, курирующий вопросы евразийской интеграции в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства России, Беларуси и Казахстана в ходе встречи членов правительства и администрации президента с доверенными лицами президента России на выборах, отметил: «С точки зрения здравого экономического смысла у Украины нет другого пути, как двигаться с нами в Таможенный союз. Украина стоит на пороге, по сути, экономической катастрофы и уже не первой за последние годы. Во всяком случае, тот дефицит платежного баланса, который они имеют, обрекает их на очень скорую девальвацию гривны, по нашим оценкам, раза в полтора, соответствующий новый виток инфляции и падение уровня жизни»  (2).

Данная оценка, скорее всего, соответствует реальному положению дел, что и подталкивает украинскую сторону к пересмотру не на словах, а на деле интеграционного вектора в пользу Таможенного союза. Переосмысление украинской позиции в отношении ТС отразилось в заявлениях президента В. Януковича во время саммита СНГ в Ашхабаде 5 декабря и в Индии 10-12 декабря сего года, а также в высказываниях и.о. главы Кабинета министров Украины Н. Азарова.

В Ашхабаде президент Украины заявил: «Мы хорошо понимаем, если мы не найдем инструментов сотрудничества с Таможенным союзом, мы много потеряем, что сегодня это недопустимо для экономики Украины… Об этом шла речь [во время встречи с президентом РФ Владимиром Путиным - автор], что наши предложения, которые мы обсуждаем уже несколько лет подряд, сводятся к тому, что нам надо присоединяться к некоторым положениям Таможенного союза, к тем правилам, которые есть в Таможенном союзе, и мы должны с ними считаться» (3).

 По словам главы Кабмина Н. Азарова, «сейчас нужно думать, как взаимодействовать с Таможенным союзом. Между странами Таможенного союза действует 140 договоров. Нужно посмотреть, какие из этих договоров нас устраивают, к чему мы можем присоединиться без ущерба для нашей экономики...» (4).

Наметившийся сдвиг в украинских политических верхах по вопросу сближения с Таможенным союзом заставляет Запад нервничать и переходить к открытым действиям, обнаруживая свои реальные планы. Более того, характерная реакция США и ЕС на действия и заявления украинских официальных лиц, не исключено, как раз и является свидетельством начала действительного разворота украинской власти в пользу Таможенного союза. 

Сейчас Запад отреагировал на евразийский сдвиг украинских властей в классической манере «кнута» и «пряника», где кнут держат США, а пряник - ЕС.

Накануне состоявшейся в четверг в Дублине встречи с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым госсекретарь США Хиллари Клинтон заявила, что США будут противодействовать интеграционным процессам на постсоветском пространстве, которые она расценила как попытку возрождения Советского Союза. "Существует движение в сторону ресоветизации региона, - приводит слова Клинтон "Файнэншл таймс". - Это не будет называться именно так. Это будет называться Таможенным союзом, это будет называться Евразийским союзом и все в таком роде. Не будем заблуждаться на этот счет. Мы знаем, в чем заключается цель, и мы стараемся разработать эффективные способы того, как замедлить это или предотвратить это" (5).

Заявление Клинтон чётко и однозначно обозначило планы объединённого Запада, направленные на срыв любой ценой  сближения Украины с Таможенным союзом и, следовательно, противодействие усилению евразийского интеграционного объединения.

Глава Госдепа США, по сути, подтвердила, что главный и единственный мотив всех шагов Запада (как стратегических, так и тактических) в отношении Украины -  предотвращение её сближения с Российской Федерацией и с Таможенным союзом в целом, а не содействие экономическому усилению страны.

Заявление Клинтон на фоне существующих экономических реалий, когда все экономические доводы свидетельствуют однозначно в пользу членства Украины в Таможенном союзе и в будущем Евразийском союзе, означает, что США и Запад в целом в отношении с Украиной никак не учитывают её реальный экономический интерес, а преследуют лишь собственную геополитическую выгоду. 

В отличие от США, ЕС попытался сформировать менее агрессивную позицию в отношении Украины, которая согласовала бы принципиальные требования к Украине по стандартам правосудия и в отношении заключённых оппозиционеров и в тоже время не оттолкнула страну от ЕС. Поскольку в последнее время диалог ЕС с Украиной изобиловал жёсткими ультимативными требованиями, то сейчас реакция Евросоюза была выдержана в более мягких тонах.

Так, 10 декабря министры иностранных дел стран Евросоюза одобрили решение Совета ЕС по вопросам внешней политики в отношении Украины. Документ по прежнему содержит лишь констатацию заинтересованности ЕС относительно будущего сближения ЕС с Украиной и набор обещаний, каждое из которых чётко оговорено соответствующими условиями. Документ создаёт впечатление доброжелательности, что, видимо, и было главной целью его разработчиков, за счёт смягчения тональности  (ультимативные требования по выполнению условий ассоциации Украины с ЕС убраны), но, по сути, ничем не отличается от всех предыдущих документов такого рода. То, что на этот раз ЕС сам назвал возможную дату подписания соглашения об ассоциации с Украиной (осень 2013 года), не должно вводить в заблуждение.

В целом итоги Совета ЕС по Украине следует оценивать (как и все «пряники» от Евросоюза, которые по мере сближения Украины с Таможенным союзом покажутся иным украинским политикам еще «слаще») с точки зрения откровений Х. Клинтон относительно реальных намерений Запада по срыву евразийской интеграции и недопущению участия в ней Украины. В свою очередь, США и ЕС плотно координируют свою позицию по украинскому вопросу, о чём их представители не раз заявляли.

Каким может быть ответ Запада?

Для Запада время до 2015 года может вообще быть последним шансом навсегда исключить Украину из списка возможных кандидатов в члены будущего Евразийского союза. Повышение ставок обуславливает всё меньшую разборчивость в методах воздействия Запада на украинскую власть. Поэтому роль кнута для Украины, как объекта большой политики, видимо, будет нарастать, а следовательно, будет возрастать и роль США среди западных стран, оказывающих давление на украинскую сторону. В этой связи вполне реальной является опасность организации в 2015 году государственного переворота, причём как по образцу «бархатных революций», так и по сценарию насильственного свержения действующей власти. После заявления Х. Клинтон устранение существующей на Украине государственной власти во главе с действующим президентом стало для Запада, видимо, основной задачей на украинском направлении.

Совместить две приоритетные задачи - предотвратить вмешательство Запада во внутренние дела Украины и в то же время перейти к устойчивому экономическому росту - возможно.

Целенаправленные усилия Запада по торможению евразийской интеграции Украины (такие усилия – уже неоспоримый факт) являются, по сути, главным средством разрушения остатков конкурентоспособного экономического и научно-технического потенциала Украины. Это разрушение примет необратимый характер, если Украина и далее будет медлить с вхождением в единый кластер евразийского разделения труда и получением реального доступа к финансовым и природным ресурсам членов Таможенного союза.

1.http://economics.unian.net

2.http://rian.com.ua

3.http://news2000.com.ua

4.http://news.liga.net

5. http://vz.ru

68
Поставить лайк: 119
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору