Украинская экономика. Итоги первого полугодия (I)
Несколько позже, чем обычно, украинский Госстат наконец-то обнародовал итоговую статистику по состоянию экономики страны за первое полугодие. Непонятно по какой причине, но она изрядно обрадовала украинское правительство, глава которого Николай Азаров заявил, что теперь-то уж точно страна выйдет на плановые показатели роста валового внутреннего продукта (ВВП) к концу года. Ведь за первые шесть месяцев он увеличился на 2,5%. Этот рост, правда, заметен лишь чиновникам Госстата, так как совсем непонятно, каким образом при падении роста абсолютно во всех базовых отраслях удалось увеличить ВВП. Исключение составляет сельское хозяйство, да и то в его росте есть обоснованные сомнения из-за зимних холодов и летней засухи. Ведь только озимых погибло на территории в 2,5 млн. гектаров. Кроме того, в середине лета произошло еще несколько событий, которые однозначно могут повлиять на состояние украинской экономики уже во втором полугодии. Но обо всем по порядку.
Замысловатые цифры
Как утверждает Госстат, реальный валовой внутренний продукт Украины, по предварительной оценке, в январе-июне 2012 года вырос на 2,5% по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. По итогам первого полугодия 2012 года прирост промышленного производства составил 0,4%. Увеличение выпуска продукции наблюдалось в добывающей промышленности, производстве пищевых продуктов, напитков и табачных изделий, химической и нефтехимической промышленности, машиностроении, производстве и распределении электроэнергии. В январе-июне 2012 года индекс объема сельскохозяйственного производства по сравнению с соответствующим периодом 2011 года составил 107,4. Строительная отрасль обвалилась на 1,9%. Объем грузоперевозок упал на 4,2%, грузооборот снизился на 8,5%, пассажиропоток уменьшился на 4,1%. Отрицательное сальдо внешней торговли товарами составило $5,715 млрд. (увеличившись за месяц почти на 20%). Количество зарегистрированных безработных на 1 июля 2012 года по сравнению с 1 июня уменьшилось на 3,8% до 447,0 тысяч человек, что на 11,7% меньше по сравнению с соответствующей датой 2011 года.
Потребительской инфляции – нет (рост с начала года 0,1%). Рост индекса цен производителей – 5,7%. Среднемесячная номинальная заработная плата штатного работника в январе-мае 2012 года составила 2880 грн., что на 17,4% больше, чем в соответствующем периоде предыдущего года.
Можно было привести и больше цифр, но и эти показывают, что ситуация несколько странная. С одной стороны: кроме незначительного роста в сельхозпроизводстве, все остальные показатели либо равны прошлогодним (рост промышленного производства на 0,4%), либо ниже уровня 2011 года. При этом рост зарплат в 2,4 раза превышает рост производства в единственной отрасли, улучшившей свои показатели (сельское хозяйство). А рост ВВП – 2,5%. Интересно, а за счет чего же тогда все (!) отрасли экономики смогли поднять уровень заработной платы чуть ли не на 20% и что же заставило вырасти ВВП?
Ответов – нет. Следовательно, уровень доверия к обнародованным цифрам стабильно низкий. А ведь закладывая нереальные данные в бюджет, Кабинет министров рискует получить еще большие проблемы в ближайшем будущем, чем те, которые пытаются сейчас скрыть чиновники, манипулируя статистикой.
Где взять деньги?
В ближайшем будущем украинский государственный сектор ждет тотальный дефицит средств и кризис неплатежей. Бюджетникам уже сейчас надо задуматься о своей печальной участи и, благо идет лето, активно делать запасы на зиму. Видимо, следует ожидать задержек зарплат. Уже сейчас, в июле, Государственное казначейство блокирует платежи местных органов власти, финансируя лишь зарплаты сотрудников бюджетной сферы. Мэры городов в регионах отмечают, что средства есть, но из-за действий казначейства у них накапливаются долги за жилищно-коммунальные услуги и ремонт учреждений социальной инфраструктуры, в результате чего приходится брать кредиты[i].
Массовое блокирование платежей происходит уже во второй раз с начала года, это дает экспертам основания полагать — ситуация с доходами госбюджета настолько критическая, что правительство финансирует себя за счет местных бюджетов.
Во вторник, 17 июля 2012 года, Министерство финансов Украины осуществило выпуск евробондов на сумму $2 миллиарда с очень высокой для бумаг под внешние заимствования доходностью 9,25% годовых и со сроком погашения 24 июля 2017 года[ii]. Лид-менеджерами заимствования выступили JP Morgan , Morgan Stanley , Troika Dialog и VTB Capital. Таким образом, госдолг Украины увеличился за один день более чем на 16 млрд. грн. (или на 4%). Комментируя эту сделку, премьер-министр Николай Азаров на заседании правительства 25 июля сказал, что сам факт реакции международных финансовых рынков на экономическую политику нашего правительства говорит о правильности избранного курса. В реальности же все происходит с точностью до наоборот.
Основными покупателями евробондов выступили финансовые компании и группы, для которых вложение денег в гарантированные правительством долговые бумаги является выгодной сделкой. А перед российским ВТБ Минфин просто погасил часть предыдущего долга (новыми долговыми обязательствами с более высокой доходностью), который Украина не может отдать в связи с нехваткой ресурсов. Это говорит о серьезном кризисе в экономике страны, который делает невозможным погашение старых долгов за счет собственных ресурсов.
Об этом же свидетельствует и план Минфина по привлечению в третьем квартале текущего года еще 18 млрд. грн. на внешнем и внутреннем рынке для отдачи очередной порции государственного долга. 17,6 млрд. грн. Украина должна вернуть до конца третьего квартала текущего года.
Кроме этого шага, Кабинет министров явился инициатором весьма странной схемы, явно противоречащей правилам честной конкуренции и равноправного ведения бизнеса. Речь идёт о законопроекте «О внесении изменений в статью 6 Закона «О Государственном бюджете Украины на 2012 год (относительно финансирования проектов в сфере сельского хозяйства)» № 11034 от 26 июля 2012 года, предусматривающий предоставление государственных гарантий на кредит Экспортно-импортного банка Китая в размере 24,3 млрд. грн. для украинского сельского хозяйства, который правительство Украины внесло в Верховную Раду.
Напомню, что между Министерством аграрной политики и продовольствия Украины и Экспортно-импортным банком Китая по поддержке приоритетных проектов в сельском хозяйстве был подписан Меморандум о сотрудничестве еще 28 июня 2012 года, но гарантирование государством возврата предоставленных коммерческим структурам денег он не предусматривал. Что же это за бизнес такой, если все риски на себя берет исключительно одна сторона, да и то не свои, а чужие? Понятно, что это выгодно китайскому банку, но с какой стати украинское правительство отстаивает интересы зарубежного банка за счет отечественного налогоплательщика? Помнится, Юлию Тимошенко упекли в колонию за намного меньше вольности с государственными средствами.