Украинская экономика: катастрофа идет по плану (II)
Кому это выгодно?
«Золотым правилом» римской юридической системы был тезис «ищи, кому выгодно». Впрочем, искать долго не потребуется. В анализе Международного центра перспективных исследований «Оценки последствий соглашения о свободной торговле между Украиной и ЕС» (1) говорится, что одним из положительных последствий Соглашения о ЗСТ с ЕС будет быстрое насыщение украинского рынка недорогими качественными товарами из Европы. То есть страна рассматривается Евросоюзом как рынок сбыта своего ширпотреба, что вызовет (согласно анализу МЦПИ) рост конкуренции местных товаров с импортом, перенасыщение внутреннего рынка импортом, ликвидацию небольших предприятий из-за внешнего конкурентного давления. То есть официально признаётся, что ЗСТ с Евросоюзом выгодна Европе как способ обретения нового рынка сбыта. При этом промышленность Украины будет уничтожена, задавлена в конкурентной борьбе.
Цитата: «Деиндустриализация, во всяком случае для Украины, процесс благоприятный. Промышленность обеспечивается капиталом и рабочей силой. В долгосрочной перспективе, именно как промышленная страна, Украина едва ли будет конкурентоспособна. Как и все страны среднего пояса. Рабочим, живущим в этих странах, приходится платить больше хотя бы потому, что здесь холоднее. В тропических и субтропических странах нет надобности тратиться на отопление и тёплые вещи. Следовательно, они могут обеспечить трудоёмкие производства дешёвой рабочей силой и будут иметь больше конкурентных преимуществ. Таким образом, на Украине нет ни дешёвой рабочей силы, ни благоприятного экономического климата. Последнее поправимо вследствие сближения именно с Европой, а не со странами ЕЭП или Таможенным союзом». (2)
Это отнюдь не частное мнение какого-нибудь школьника, начитавшегося евросоюзовских агиток. Это официальная позиция Центра cоциально-экономических исследований «CASE Украина», озвученная её полномочным представителем. А сам этот Центр является партнёрской организацией Министерства экономики, Министерства финансов, Фонда государственного имущества, Государственной налоговой администрации, Национального банка Украины. Данный Центр является ответственным за воплощение в жизнь проекта макроэкономических реформ Гарвардского института, разработанного для Украины в 1990-е годы. Основными заказчиками исследований Центра, производимых для перечисленных украинских учреждений, являются Еврокомиссия, Агентство международного развития США (USAID), Министерство иностранных дел Польши, Всемирный банк. (3)
Среди других рекомендаций «CASE Украина» - всё то, что уже много лет требуют Европа и США: свободный рынок земли (включая земли сельхозназначения), возможность продажи земли иностранцам, ликвидация протекционистских мер в отношении украинской промышленности, допуск на рынки нефтегазодобычи, энергоснабжения, коммунальных услуг иностранцев. А также – ликвидация сертификации иностранных товаров, разрешительной системы в строительной отрасли, разделение железнодорожной монополии и приватизация железных дорог, ликвидация естественных монополий и передача их в частные руки.
Всё это и многое другое можно найти в «Концепции экономического развития Украины на 2008-2015 гг.», подготовленной влиятельнейшим во властных кругах фондом «Эффективное управление». (4) Под чью диктовку писались рекомендации, прекрасно известно - это экс-глава Генерального директората по вопросам расширения в Еврокомиссии; бывший старший управляющий по делам стран Европы при Совете национальной безопасности США, директор по европейским экономическим вопросам и отношениям с Евросоюзом; бывший директор представительств МВФ и ЕБРР в Украине, директор «Морган Стэнли Украина»; экс-заместитель генерального директора департамента по торговле Еврокомиссии; экс-президент национального банка Венгрии; экс-премьер-министр Канады.
Единственное отличие документа ФЭУ от рекомендаций «CASE Украина» - наличие в документе планов по подъёму экономики. Однако курс на украинскую деиндустриализацию, удивительным образом совпавший с курсом на европейскую и американскую реиндустриализацию, проявился значительно позже. Тем не менее подавляющее большинство остальных рекомендаций «Концепции» не менее удивительным образом совпали с обязательствами Украины, закреплёнными в Соглашении с ЕС.
Политика – концентрированное выражение экономики
Анализируя состав комитетов Верховной Рады ещё предыдущих созывов, автор пришёл к выводу, что по заполненности их представителями политических сил можно спрогнозировать основные тенденции развития украинского общества. В том числе – экономические приоритеты власть имущих. Так вот, в тройку абсолютных лидеров по численности среди парламентских комитетов в новом созыве вошли Комитет по вопросам бюджета, Комитет по вопросам налоговой и таможенной политики и Комитет по вопросам аграрной политики и земельных отношений. (5)
Если с бюджетным комитетом, позволяющим лоббировать выделение бюджетных средств в интересах отрасли, предприятия или региона, а также с вопросами налогообложения и таможенной политики всё ясно, то последний в тройке комитет далеко обставил по популярности даже Комитет по вопросам промышленной политики. С чего бы это?
Да с того, что мораторий на продажу земли сельхозназначения Украина будет вынуждена отменить после подписания Соглашения о Зоне свободной торговли с ЕС. И если пока ещё действует запрет на продажу украинских земель иностранцам, то, согласно всё тому же соглашению, Киев обязан безоговорочно исполнять все директивы и регламенты Евросоюза, которые будут приниматься после его подписания. И хотя в соглашении указано, что к любым тендерам, любым конкурсным продажам государственной собственности иностранные граждане и предприятия должны будут допускаться на равных условиях с гражданами Украины и украинскими предприятиями, на организацию такого равноправия отведён довольно длительный период. Который можно использовать в далеко не общественных интересах. А пока суд да дело, подготовить почву для того, чтобы всё получилось быстро, аккуратно и недорого.
Человек есть то, что он ест
Обещаниями того, что независимая Украина если не завтра, так послезавтра накормит всю Европу и весь мир, кормят жителей страны с конца 1980-х. Однако сегодня она не способна прокормить даже себя саму.
После вступления в ВТО среднеарифметическая ставка ввозных тарифов для украинских сельхозпродуктов составляет 11,6% и является самой низкой среди стран-членов ВТО. Для сравнения: защита аграрного рынка ЕС составляет 19,5%, Канады – 18%, Турции - 41,7%, Швейцарии - 43,5%, Норвегии - 55,8%. Польша при вступлении в ВТО получила право на 52%-й тариф по сельскому хозяйству, Венгрия - 22%, а Румыния - 98%.
Удельный вес молочной продукции, экспортного товара высокой степени переработки, сократился в общем экспорте сельскохозяйственной продукции с 5,8% в 2008 г. до 2,7% в 2012 г. Экспорт сухого молока, занимавший 31,8% в структуре поставок молочной продукции, за период 2008-2012 гг. снизился до 20,4%, а в ценовом измерении и вовсе в 2 раза. При этом производство отдельных видов молочной продукции становится нерентабельным.
Рост экспортных показателей дают товары низкой степени переработки, удельный вес которых динамично растёт. Если в 2008 г. их часть в общем экспорте составляла 62%, то к 2012 г. она поднялась до 71%. А новые экспортные «коньки» Украины – подсолнечник, соя, рапс – истощают наши всемирно знаменитые чернозёмы и ведут к их деградации. Аграрные предприятия Украины, за исключением малых, в январе-июне 2013 года реализовали на 11% меньше сельхозпродукции, чем за первые 6 месяцев 2012 года. (6)
Украина не может обеспечить себя и мясом. Импорт мяса в 2012 г. вырос почти в 2 раза, а в ценовом измерении – в 2,5 раза, при этом импорт свинины в 2011 г. вырос в 2,3 раза по сравнению с 2007 г. Украинский рынок захватывает импортное сало из Польши, Германии и Голландии. Та же картина и с плодоовощной продукцией: в 2008-2012 гг. в полтора раза увеличился импорт овощей и фруктов, причём за счёт традиционных для Украины огурцов, помидоров, яблок, абрикосов, персиков и т.д. В январе-июне 2013 года реализация продукции растениеводства сократилась на 23%. Продажи пшеницы за первые полгода сократился на 48,3%, ячменя – на 2,8%, кукурузы – на 14,6%.
Вследствие обнуления с января 2011 г. импортных пошлин на алкогольную продукцию производство виноградных вин только за 6 месяцев сократилось на 41,3%. Из-за конкурентного давления закрыто 50 украинских сахарных заводов, украинские производители потеряли 11% внутреннего рынка, а суммарное количество потерянных рабочих мест в сахарной и свиноводческой отраслях составило 500 тыс. По прогнозам сахаропроизводителей в 2013 году, в сравнении с 2012 годом, производство сахара сократится ещё на треть. (7)
Конец – это чьё-то начало
К чему приведёт деиндустриализация Украины, прекрасно известно: сотни тысяч людей останутся без средств к существованию. Этого не скрывают и радетели евроинтеграции. Например, в анализе МЦПИ среди негативных последствий вступления в силу Соглашения о ЗСТ с ЕС перечислены: рост безработицы из-за банкротств, сокращение численности работников, «утечка мозгов», утрата рабочих рук и в конечном итоге уменьшение численности населения. Не только и не столько из-за увеличения смертности в и без того постепенно вымирающей стране. В первую очередь – из-за трудовой миграции: люди просто вынуждены будут уезжать, чтобы прокормить себя и свои семьи.
С точки зрения евроинтеграторов, это правильно! Сегодня в Украине живёт слишком много людей, из-за которых невозможно ни накормить Европу, ни обеспечить её сырьём и энергоносителями.
Первые шаги в данном направлении уже делаются: в прессе время от времени проскакивают сообщения об интересе транснациональных сельскохозяйственных корпораций к созданию предприятий в Украине. По сообщениям СМИ Саудовская Аравия и Ливия уже запустили проекты агрогигантов, призванных поставлять всю выработанную продукцию в эти страны. Один из мировых лидеров генно-модифицированных продуктов расширяет своё производство на украинских чернозёмах. США устами своего посла заявляют о том, что готовы закупить всю произведённую украинскую сельскохозяйственную продукцию в случае подписания Украиной Соглашения о ЗСТ с ЕС.
Украинские посольства в Европе с момента принятия Земельного кодекса атакуют желающие приобрести в спекулятивных целях десяток-другой гектаров чернозёмов. К чему это всё приведёт, известно по опыту Аргентины, где по рекомендациям МВФ и Всемирного банка большинство земель перешло сначала просто в частную собственность, а вскоре было скуплено иностранными агрофирмами. В результате внедрения ими интенсивных технологий большинство сельских жителей осталось без работы и вынуждено питаться не производимыми на их бывших землях хлебом, картофелем, овощами и мясом, а кукурузными лепёшками. Поскольку вся эта продукция вывозится из страны.
Что же касается промышленного Донбасса, по которому в первую очередь ударит деиндустриализация, то нашлось применение и тамошним землям, непригодным для сельского хозяйства. Они отданы в практически вечное пользование англо-датской компании «Шелл» под добычу сланцевого газа. Добыча которого, кстати, запрещена в Англии, а теперь и во Франции. Отданы на таких условиях, что правительство будет насильно отбирать имущество у граждан Украины, если того пожелает «Шелл».
Каким бы чудовищным ни казался вывод о том, что деиндустриализация и депопуляция Украины проводятся преднамеренно, он – единственный, разумно объясняющий происходящее с украинской экономикой. Если, конечно, трезво оценивать ситуацию и не предполагать, что украинские политики как из власти, так и из оппозиции массово сошли с ума.