Украинские культурные барбаканы из соломы
Супруга бывшего президента Украины Марина Порошенко рассказала о своей деятельности в качестве главы Украинского культурного фонда и посетовала на то, что нынешняя власть недостаточно финансирует культуру. Она возглавила Фонд в 2017 году и оставила кресло его руководителя в 2019-м. По её словам, из-за давления офиса президента Зеленского и несовпадения взглядов «на культуру вообще, и на политическую культуру в частности».
Марина Анатольевна похвастала, что за время её руководства Фондом было реализовано 700 культурных проектов. Украинский культурный фонд, убеждена супруга Порошенко, «действительно вдохновил наше творческое сообщество на то, что оно, возможно, впервые почувствовало, что Украине нужен культурный творческий продукт, что государство действительно заботится о нашей творческой элите. Украинцы смогли увидеть, что появилась культурная жизнь в Украине». Но вот новая власть не уделяет должного внимания «культурному наследию».
Сложно сказать, что в действительности смогли увидеть украинцы, но вот с майданным культурным продуктом всё обстоит очень даже хорошо. Главное достижение «революции гидности» – перемога хуторянской культуры, точнее даже не культуры, а её понимания «революционерами», в основном галицкой их частью. К примеру, из бюджета постоянно финансируются бездарные «патриотические» фильмы, которые никто не смотрит, а также всяческие «культурные» мероприятия вроде высосанных из пальца изысканий о причастности Петлюры к «Щедрику».
Проект мемориала Небесной сотне
В ноябре 2020 года вспыхнул скандал с разворовыванием денег, выделенных на строительство мемориала героев Небесной сотни. Директор так называемого Национального музея Революции гидности Игорь Пошивайло и его подельники растворили почти 138 млн грн (€4,07 млн) из выделенных на строительство мемориала 148 млн (€4,33 млн). Сейчас на его месте находится строительная будка, а деньги бесследно исчезли. В музее провели обыск и завели уголовное дело о хищении финансов. Вот и вся культура.
Остаток от 148 млн гривен
Но на этом аферы музея не закончились. В конце минувшего года появилось сообщение о том, что он приобрёл у художника И.Л. Семесюка 22 произведения изобразительного искусства. Вот она, культура, как говорится! В обосновании закупки говорится, что она проведена «с целью сохранения памяти и популяризации событий Революции Достоинства». Общая стоимость приобретённых творений составила 330 тысяч 610 гривен (€9750). «Произведения искусства» представляют из себя вышивки из серии «Бандерики». Характерны названия этих «бессмертных полотен»: «Бандеропингвин», «Жидобандерик», «Кротяка-бандеряка», «Смерть ворогам»…
Одна из вышивок Семесюка, купленная музеем
Личность художника Ивана Семесюка, создавшего эту «нетленку», тоже весьма характерна для постмайданного искусства. В декабре 2013 года он вывез все свои творения в халупу, построенную возле метро «Крещатик», которую воинственно назвали «Барбакан»*. Кроме Семесюка в этой импровизированной выставке приняли участие ещё несколько его коллег. «Мы скорее были такими стихийными петлюровцами-государственниками», – рассказывал Семесюк, даже не вдаваясь в смысл им сказанного, поскольку определения «петлюровец» и «государственник» противоположны по значению.
«Барбакан» не стал новым словом в искусстве, но Семесюк попал в струю. Его кредо звучит так: «Если мы хотим сохраниться, надо деконструировать российское языковую среду в Украине». Он рассуждает о том, что новая городская культура «из постсоветского пепла формируется прямо на глазах». Очевидно, под новой культурой он подразумевает свои вышивки. Именно таких «мытцив» (творцов) и финансируют всевозможные фонды и украинское правительство.
Творец «шедевров» Иван Семесюк
А вот настоящим людям искусства на бандеровской Украине живётся нелегко. Известный украинский художник Иван Марчук с 1989 года жил и творил в Австралии, Канаде, США, а в 2001 году вернулся на родину из эмиграции. Ему было присвоено звание народного художника Украины, и на этом забота о его таланте закончилась. По версии британской газеты The Daily Telegraph Марчук входит в список ста выдающихся гениев современности. Его кисти принадлежит более 5 тысяч полотен. Но на Украине до него никому нет дела. Начиная с 2013 года все его 16 выставок проходили только за рубежом: в Литве, Германии, Польше, Бельгии.
Пейзаж работы Ивана Марчука
Всё, чем отблагодарила Марчука Украина, – выпустила к его 80-летию конверт с портретом художника и марку с одной из его картин. «Сколько было министров культуры – они ничего не сделали для моей популяризации, они мне мастерской не дали. Сегодня, в 80 лет, у меня нет нормальной мастерской», – с горечью рассказывал Иван Степанович. Музей его картин в Киеве так и не построен, хотя ещё экс-президент Ющенко заложил капсулу в его основание.
Украинский художник Иван Марчук
Художник утверждает: «Я не умею врать, правда превыше всего, а у нас абсолютно правды нет, законов нет, порядка нет. А как нет законов и порядка, то и государства нет. Сегодня Украина – худшая страна в Европе для жизни».
Видимо, из-за прямоты и независимости суждений Иван Марчук и не находит признания на постмайданной Украине, зато здесь процветают бездарности. Главное в современном украинском искусстве – прославлять бандеровщину и «революцию гидности», а ещё – «воевать с Россией». Но если первое и второе доморощенным деятелям культуры удаётся (внутри своего круга, разумеется, да заморской диаспоры), то с третьим большие проблемы, ведь, как показывает любой независимый опрос, жители Украины выбирают российские песни и смотрят российские фильмы, читают книги российских авторов, несмотря на всевозможные запреты. И дополнительное финансирование культуры здесь не поможет – не получается создавать «украинский культурный продукт» так же успешно, как он создавался прежде как часть единой общерусской культуры. Прав был Гоголь, сто раз прав, но к Гоголю нынешние временщики не прислушиваются, да и из Шевченко берут в свою постмайданную культуру разве что «Кохайтеся, чорнобриві, та не з москалями…».
Далеко с культурой семесюков не уедешь и не уйдёшь. Через мгновение никто и не вспомнит…
На заглавном фото. Культурный барбакан на майдане Незалежности
* Барбакан – фортификационное сооружение в виде одной или нескольких башен, окружённых стеной